Даная
Рембрандт Харменс ван Рейн.
Холст, масло. 185x202.5 см
Голландия. 1636
Источник поступления в Эрмитаж: Собрание Кроза в Париже. 1772
В начале 90-х я учился в Московском университете, а заодно подрабатывал извозом на отцовской «копейке». Время было тяжелое, а рубль был, напротив, легче фантика. И, когда очередной клиент расплатился «зелеными» да еще попросил повозить его с недельку по Москве, я с радостью согласился. Клиента звали Алексис. Он приехал в Москву от одной афинской галереи, дабы пополнить экспозицию.
Я отвез Алексиса на Арбат, где в ту пору находилось много антикварных лавок. Грек скупал все подряд. А потом вдруг предложил съездить с ним в Ленинград.
- У меня друзья в Эрмитаже, - доверительно сообщил Алексис. - Нужен сопровождающий. Плачу долларами.
В Эрмитаже у Алексиса действительно были друзья. И не где-нибудь, а в реставрационных мастерских. Когда мы вошли туда, меня поразила огромная, во всю стену картина со смытой местами до полотна краской.
- Это «Даная» Рембрандта! - с гордостью сообщил бородатый художник Митя. И уже персонально к Алексису: - Ну что, будем смотреть?
Они отошли в угол, и Митя расставил на столе несколько предметов. Хорошо помню: там были серебряные табакерки, шкатулки и фарфоровые безделушки. Алексис придирчиво рассматривал каждую вещь и торговался. Потом Митя с иностранцем куда-то вышли и вернулись уже с черным пакетом.
Дальше мы отправились на Мойку в какую-то коммуналку обмывать сделку. В самый разгар попойки Митя вдруг хлопнул себя по голове:
- Мы тут сидим, а у меня «Даная» не заперта! В шесть Эрмитаж закроют!
Все кинулись спасать «Данаю». На нетвердых ногах наша компания влетела в музей, и ровно в шесть комната реставраторов была опечатана и сдана на охрану. Черный пакет Алексис взял в Москву. Когда он улетал в Грецию, я его предупредил, что чемодан с иконами и безделушками из Эрмитажа могут задержать на таможне. На что грек усмехнулся:
- У меня там тоже друзья! - и показал толстую пачку долларов.
Юрий СНЕГИРЕВ.
07.12.2006
http://kp.ru/daily/23820.3/60794/