Оригинал взят у
kornev в
Великое Княжество Курильское Обращение к министру культуры России Владимиру Мединскому, к Дмитрию Пучкову, а также к российским писателям-фантастам, патриотам России, пишущим в жанре альтернативной истории и исторического фэнтези
Дмитрий Медведев, ещё в бытность свою президентом, объявил великую "Битву за Историю". Эта Битва включает в себя два аспекта. Оборонительный аспект: борьба с фальсификациями истории, невыгодными России. Наступательный аспект: изобретение новых видений истории, выгодных России. С первым прекрасно справляются профессиональные историки: затем их и держат. Но на второе у них не хватает полёта фантазии. Иное дело - творческие люди, которые вполне способны, не дожидаясь милостей от природы, запустить модернизацию российской исторической науки. Выдвинуть инновационные версии истории, которые учёные потом могли бы научно подтвердить археологическими находками, берестяными грамотами, внезапно обнаруженными древними летописями и т.п.
увеличение по клику
Современные западные культурологи называют эту технологию "изобретением традиции". Ничего криминального в этом нет: все мировые традиции примерно так и были изобретены. Популярно эту практику описал великий Борхес в знаменитом рассказе "Тлен. Укбар". В качестве первого опыта я призываю российских творцов включиться в борьбу за Курильские острова. Необходимо вернуть в российский учебник истории ту главу, где рассказывается о древнем Курильском княжестве, испокон веков населяемом отважными русскими мореходами, слава которых гремела по всему Тихому океану, от Аляски до Австралии. Даже если историки окажутся не способны подтвердить эту версию, сам по себе привлекательный культурный миф, в центре которого будут Русские Курилы, прочнее свяжет острова с Россией. Фэнтезийный "Мир Русских Курил" должен сравняться по богатству и привлекательности с мирами Толкиена и Джорджа Мартина, и это будет лучшей гарантией от капитулянтской политики в отношении островов. Понятно ведь, что если политик отдаст врагам регион, ставший культовым для российской молодёжи, то любые гарантии безопасности, данные ему и его потомству, будут просто фикцией.
Как известно, в русских летописях Курильское княжество впервые упоминается со второй половины XIII века. Ордынцы вызвали в Каракорум юного новгородского княжича Гордея Васильевича, внука Александра Невского. Князь с отрядом русских воинов должен был участвовать в войне хана Хубилая с Сунской империей (южный Китай). Но увидев, как плохо монголы обращаются с многочисленными русскими пленниками, много лет назад угнанными в Орду, русские воины восстали. Они перебили монгольскую гвардию, освободили несколько десятков тысяч пленных, посадили их на множество захваченных торговых лодок и через Керулен, Аргунь и Амур двинулись к Тихому океану. Проводники из числа корейских купцов помогли им раздобыть корабли посолиднее и отыскать путь к Сахалину и Курилам. Там, на острове Оторопь (ныне Итуруп), русские беженцы основали легендарный Древнекурильск.
Уже в начале следующего столетия столица княжества была перенесена из Древнекурильска в Новгород-на-Кунашире, для удобства контроля за островом Едонь (впоследствии Йеддо, Хоккайдо), где располагались сельскохозяйственные угодья курильчан. В середине XIV века, при князе Гордее III, был заключён торговый договор с Империей Инков и основан первый форпост курильчан на Гавайских островах ─ Порт Храбрый (ныне Пёрл-Харбор). Тогда же Курильское княжение было официально объявлено Великим. К концу XVI века территория княжества охватывала изрядную часть Северной Пацифики, в том числе Аляску, Калифорнию, Гавайские острова, большую часть Хоккайдо. Торговые фактории курильских купцов простирались от Мадагаскара до Австралии. Некоторое время курильская Индийская Компания даже оспаривала у португальцев контроль над Индийским океаном, а затем помогла голландцам захватить Цейлон.
Тесные торговые контакты, дружба и браки с голландцами ускорили европеизацию Курильского княжества. Она особенно усилилась при Гордее XII, который был внуком (по матери) Вильгельма II Нассау-Оранского и кузеном Вильгельма III, статхаудера Голландии и будущего короля Англии. Главные города княжества были перестроены на европейский манер и визуально стали практически неотличимы от городов Голландии и Фландрии. Курильчанам пришлась по душе культура европейского барокко, в которую они искусно вплели русские и дальневосточные черты. XVII век отмечен на Курилах множеством имён поэтов, романистов, музыкантов, живописцев, скульпторов, учёных, философов и религиозных лидеров. В области религии на Курилах установилась веротерпимость. Собственная курильская версия православия много почерпнула от буддизма и даосизма. Из-за тесных контактов с Голландией, в среде торгово-промышленной элиты стал популярным протестантизм (в особенности Дордрехтский канон кальвинистского исповедания). По примеру Голландии и Британии, в политическом отношении Курилы перешли к конституционной монархии, где власть великого князя ограничивалась купеческой олигархией и представителями городов.
Переняв от голландцев навыки современного кораблестроения, Курилы превратились в полноценную морскую державу, с которой должны были считаться европейские хищники, проникавшие в Тихоокеанский регион. Но несмотря на процветание торговой империи, демографических ресурсов курильчан, даже в союзе с айнами и голландцами, не хватало, чтобы сдерживать натиск усилившейся Японии, которая позарилась на Хоккайдо. Эта проблема в конце XVII века усугубилась природными катастрофами: проснувшийся вдруг вулкан стёр с лица земли столицу княжества, а последовавшая за тем серия цунами смыла в океан целый ряд важных городов и форпостов. Курильчанам оставался только один выход: воссоединение с Великой Россией, которая в то время как раз добралась до Тихого океана. Решающие переговоры были проведены при посредничестве Вильгельма Оранского ─ именно в этом заключалась истинная цель Великого Посольства Петра I в 1697-98 гг.
Вскоре началась массовая эмиграция курильчан в материковую Россию. Большая часть курильской элиты переправилась в Россию не по дальневосточному маршруту, а кружным путём через Индийский океан, Атлантику и Европу. Этот маршрут, с учётом неразвитых коммуникаций в Сибири, был быстрее и безопаснее. Специально для курильчан, на их деньги и при их участии был построен Санкт-Петербург. Этот город, копировавший во многих отношениях уничтоженный лавой Новгород-на-Кунашире, превратился для многих курильчан в новую родину. Из внутриполитических соображений, чтобы не обострять ревность старомосковской аристократии и не пугать Церковь внезапным появлением большого числа этнически русских неправославных подданных, эмигранты с Курил были представлены в России как "полезные иностранцы из Европы". Это было сделать тем легче, что они одевались по-европейски, владели голландским и другими европейскими языками, а по вероисповеданию были протестантами. "Засилье немцев" и других иностранцев, о котором часто говорят, применительно к России XVIII века, было на самом деле фикцией. Большинство этих "немцев" были нашими же русскими людьми с Курил, чуть ранее, чем остальная Россия, усвоившими европейскую культуру.
Присоединение Курил к Московии было зафиксировано династическим браком. После смерти Гордея XII, не оставившего сыновей, его дочь, молодая правительница Курил княжна Екатерина, вышла замуж за Петра I, которому для этого пришлось отправить в монастырь свою первую жену. По указанным выше причинам, для российских подданных была придумана сложная и романтизированная легенда появления Екатерины в России. Легенду придумала сама Екатерина, которая увлекалась французскими романами. В качестве приданого за Екатериной Петр получил Приморье, Камчатку, Аляску, Калифорнию, Сахалин и Курилы. А также ─ мощный и опытный в морских баталиях курильский флот, который проделал кругосветное путешествие и приплыл в Балтику, чем предопределил победу России в Северной войне. Однако, по причине отбытия флота, Хоккайдо, Гавайи и другие южные форпосты удержать в составе России не удалось.
Захватив Хоккайдо (древнюю русскую Едонь), а впоследствии ─ Сахалин и Курилы, японские власти постарались сделать всё, чтобы стереть память о старинном русском присутствии в этих регионах, некогда бывших жизненными центрами Курильского княжества. Из года в год Токийским императорским университетом проводились по сути "анти-археологические" экспедиции, когда курильские древности систематически разыскивались для того, чтобы быть уничтоженными. Японские вандалы разобрали и выбросили далеко в море даже фундаменты домов, уцелевшие после цунами и вулканических извержений. Щупальца японских спецслужб дотянулись до самого Петербурга, откуда были похищены оригиналы древних курильских летописей, привезённых в Россию. Мало кто знает, что одним из мотивов налёта японской авиации на Пёрл-Харбор было желание сравнять с землёй старинную русскую церковь, уцелевшую с курильских времён, фрески которой рассказывали об истории княжества и его многочисленных победах над самураями.
Вероятно, историю Великого Княжества Курильского нам уже не удастся восстановить в полном объёме и с должной доказательной базой. Но вписать историю Русских Курил в российскую культуру нам вполне по силам. Возродить уникальную курильскую эстетику, замечательный синтез европейской, русской и дальневосточной цивилизаций. Вернуть из забвения имена курильских творцов эпохи барокко, вместе со всеми их поэмами, романами, картинами, сонатами и философскими произведениями. Реставрировать уникальную иконописную и богословскую традицию курильского православия. Заново построить памятники древней курильской архитектуры, превратив их в объекты туристического паломничества. Популяризировать курильскую историю, которая содержала в себе множество ярких и живописных эпизодов. Понять, как это вообще ─ быть русским европейцем в эпоху "плаща и шпаги", быть русским гражданином великой торговой и мореходной державы, с тысячами сопутствующих приключений. Всё это составляет настоящий творческий вызов для современных и будущих деятелей российской культуры.