Фрегат "Ваза". 333 года под водой...

Dec 02, 2009 07:04



Хотя сообщество посвящено деревянной архитектуре, некоторые деревянные конструкции настолько монументальны, что грех их здесь не показать. Поэтому не могу не воспользоваться приглашением уважаемого aristofan77 рассказать о шведском фрегате "Ваза" - единственном сохранившемся до наших дней настоящем боевом корабле XVII в. Гигант длиной 69 метров, максимальной шириной 11,7 и высотой 52,5 м (до верха грот-мачты), он должен был стать флагманским кораблем шведского флота. Король Густав II Адольф, воевавший в Польше, с нетерпением ждал его прибытия. Но ждал он напрасно.

Корабль затонул в стокгольмской гавани 10 августа 1628 г. спустя несколько минут после начала своего первого плавания на глазах у ошеломленной публики, пройдя всего около 1300 метров от места отплытия.



По свидетельству капитана Сёфринга Ханссона, «Это был только небольшой порыв ветра, опрокинувший корабль. Корабль был слишком неустойчив, хотя весь балласт был на борту». В официальном донесении королю говорилось, что «корабль… повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошёл на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим».



По итогам расследования было установлено, что катастрофа была обусловлена просчетами в проектировании, в результате которых центр тяжести корабля оказался сильно завышен, что и обусловило его неустойчивость. Поскольку судостроитель Хенрик Хюббертссон, проектировавший корабль, к тому времени уже год как умер, а чертежи были утверждены самим королём, за гибель корабля никто не был наказан. Ровно 333 года фрегат лежал на дне бухты.



К счастью, балтийская вода недостаточно солёная, чтобы в ней водились морские древоточцы, поэтому корпус корабля, когда его подняли в 1961 г., оказался в более чем пристойном состоянии. Вот так он выглядит сейчас - в специально построенном для него в Стокгольме «Музее Ваза». Носовая часть:



Кормовая часть:



Фрегат настолько огромен, что целиком его сфотографировать никак не удается. Поэтому об общем виде лучше судить по макету:



Я не особо силен в кораблестроении, но носовая часть показалась мне непропорционально заниженной и зауженной. С нее мы и начнем осмотр корабля.



Нос фрегата украшен шеренгой из 20 фигур римских императоров в воинском облачении,



а также гигантским (длиной свыше 3 м) львом, весьма детально проработанным от носа до хвоста.




Вообще тонкость проработки деревянных скульптур сильно впечатляет.



Изучение корпуса судна и отдельных его деталей, включая скульптуры, показало, что изначально они были раскрашены в яркие цвета. Вот так, например, выглядит оригинальная скульптура воина с мечом и ее «цветовая реконструкция»:




Под ногами верхнего ряда фигур - распластанные в пресмыкающемся состоянии усатые фигуры поляков. Именно с ними, как предполагалось, фрегат и должен был воевать…



Осмотрев нос корабля, прогуляемся по направлению к его корме мимо открытых пушечных портов.



На некоторых из них сохранились резные львиные морды.




Балкончик кормовой надстройки.



Аналогичный балкончик - вид с левого борта.



Корма фрегата высотой 19,3 м - это просто фейерверк резных украшений!




В цветовом выражении это должно было выглядеть как-то так:




Посмотрим на реконструкции резных композиций, размещенные стене музея. Ангелы держат герб с коронованным золотым снопом - символом королевской династии Ваза (в честь которой, собственно, и был назван фрегат).



Гротескного вида морды служат консолями, на которых стоят фигуры. Голова кросаффчега, пронизанного змеями, служит подставкой для статуи Геркулеса. Согласно пояснительной надписи, эта голова является аллегорией принципа «Memento mori».



Еще фигуры, исходный вид которых удалось установить за 12 лет исследований остатков красочного слоя.




На корабле в три ряда были размещены 64 пушки, вес которых (порядка 80 тонн), вероятно, сыграл не последнюю роль в опрокидывании корабля.



Большинство из них - как вещи полезные и дорогостоящие - были подняты в XVII-XVIII вв. с помощью водолазных колоколов. Примерно таких:



Зато бытовых вещей и предметов вооружения было обнаружено огромное количество. Среди них - нарды, найденные в вещах одного из офицеров,



и какие-то круглые штуки под названием ‘pitch-ring’ (судя по названию, они могли быть пропитаны дегтем и использоваться в качестве зажигательных снарядов).



На корабле имелись весьма вместительные шлюпки, однако ими так и не воспользовались.



Те, кто находились на верхней палубе, просто прыгали в воду. Остальным пришлось гораздо труднее. Адмирал Эрик Йёнсон, проверявший пушки на нижней палубе, «настолько нахлебался воды и был избит люками», что несколько дней лежал при смерти. Но ему ещё крупно повезло. Вместе с фрегатом ко дну пошло около полусотни человек. По останкам удалось восстановить внешность некоторых из них.




Пояснения к реконструкциям указывают, что лица погибших носят отпечаток трудной жизни и лишений, независимо от социального статуса и уровня достатка.



Любителям рассуждать на тему о превосходстве «нордической германской» расы над всякого рода «унтерменшами» полезно познакомиться с реконструкцией внешности вот этого персонажа, которого я сперва принял за старуху. Если верить пояснительной надписи, она страдала от недоедания в детстве (да и, похоже, всю оставшуюся жизнь тоже). Ей было около 25 лет :-о Кто-то из экипажа очень неудачно взял ее покататься…



Все они думали, что им предстоит весёлая прогулка. Она растянулась на 333 года…



В отличие от членов экипажа, фрегат свое плавание по времени продолжает. Он нуждается в постоянном контроле и обработке специальными растворами,



но в целом выглядит вполне неплохо. Будете в Стокгольме - посетите «Музей Ваза»! Билет на путешествие по времени стоит всего 100 крон…

UPD По итогам обсуждения поста выяснилось, что "фрегат" Ваза - это не совсем фрегат, а скорее боевой галеон. "Фрегатом" он называется в большинстве русскоязычных источников - уж и не могу сказать, почему...


Previous post Next post
Up