Российский пассажир не избалован отечественным рельсовым монополистом заботой о своем кошельке. Однако из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска , Нижнего Новгорода и других городов нашей великой Родины можно уехать (и, конечно, приехать обратно!) на поезде круглый год, заплатив за билет до 65% меньше, чем в кассах РЖД. Более того - получить скидку за проезд туда и обратно; сэкономить на поездке, если отправиться в путь вдвоем ; провести свое чадо до 12 лет по детскому билету; обойтись без непонятных поборов в виде комсборов, страховок и надбавок за фирменность; забыть раз и навсегда про "сезонный графика гибкого регулирования тарифов". И это в родных «Красной Стреле", "России» ,«Белоруссии», "Угольке"! Чудеса да и только. Никаких чудес!
Секрет прост. Такие чудо-билеты на поезда РЖД продаются заграницей. Российские железные дороги - член двух международных организаций: Сотрудничества железных дорог и Союза железных дорог. Участие в этих организациях подразумевает соблюдение определенных правил пассажирских перевозок, в том числе касающихся и стоимости проезда. Главный результат Сотрудничества и Союза для путешественника по бескрайним просторам 1/6 обитаемой суши - доступ иностранных железных дорог к системе резервирования билетов «Экспресс -3» и использования специальных (читай - честных) тарифов для внутрироссийских перевозок. Эти тарифы предоставляется как россиянам, так и иностранным гражданам. Никаких ограничений для граждан РФ при покупке иностранных проездных документов не существует. В результате - занимательная арифметика. Сравните, стоимость железнодорожных билетов, купленных на вокзалах Москвы и , к примеру, в кассах Швейцарских железных дорог (SBB CFF FFS) на август 2008 года:
Увы, у таких сказочных билетов есть один недостаток - их нельзя купить в России. Европейские железные дороги продажей билетов внутри России по интернету тоже не занимаются. Остается только уповать на родственников и друзей за границей, которые пойдут на вокзал и попытаются купить их там, хотя реакция рядового западного железнодорожного кассира на просьбу оформить билет по маршруту Урюпинск - Кокчетав сродни реакции российского коллеги на станции Бобруйск продать билет Женева - Ницца. Единственный вариант для большинства пассажиров - обратится в
западные агентства по продаже железнодорожных билетов, но даже учитывая их комиссионный сбор и стоимость доставки билетов экспресс-почтой, в итоге билет все равно обойдется в два раза дешевле, чем в кассе по соседству. Тем более что ходить никуда не надо - билет принесут домой или на работу. Оплатить билет можно, не вставая от экрана компьютера. Интернет -платежи кредитными и дебитными картами безопасны тем, что проходят через авторизационные серверы банков, и данные карты недоступны продавцам.
Сами билеты внешне отличаются от российских. Они состоят из двух частей: собственно билета, где расписан маршрут поезда, и резервирования места , где указана вся основная информация - дата и время отправления/прибытия, номер поезда, вагона и места, количество пассажиров. В стоимость всех инобилетов в вагоны купе и св ( а инодороги имеют доступ только к этим двух категориям спальных вагонов плюс сидячим, плацкарт и общак стыдливо исключены из списка) включена стоимость постельного белья, более того - в вагонах с обслуживанием и питанием доплачивать за услуги, согласно международным правилам, тоже не нужно. Основное отличие иностранных билетов от российских - отсутствие фамилии и номера паспорта пассажира, что впрочем, не избавляет от обязанности брать с собой паспорт в дорогу. Хотя в проездных билетах все и не по- русски, но практика показывает, что российские проводники и проводницы прекрасно ориентируются в заграничных билетах. Это совершенно не сложно. Вот к примеру, билет Москва - Иркутск и резервация мест в поездах Хабаровск - Владивосток и Оренбург - Москва, оформленные на железных дорогах Словакии, Германии и Швейцарии.
Счастливого пути, дорогие путешественники и путешественницы! Путешествуйте с комфортом и экономьте свои деньги!