Прежде чем некоторые коллеги обвинят меня в "порочности" (почему куда бы я не полетел, возникает конфликт с авиакомпанией?), хочу объяснить пару моментов. Со мной действительно происходило немало казусов связанных с авиаперелетами. Но не потому, что я порочен, или весь мир авиаперевозок столь ужасен. А совсем по другой причине.
Дело в том, что я довольно часто летаю. Как по делам, так и путешествуя. К примеру, за ушедший 2007 год мне довелось совершить 62 полета, включая стыковочные. Не фантастика, знаю. Но и не мало. И на эти 62 полета пришлось 5 сбоев, связанных с отменами рейсов. Кажется, не так уж и много, ведь получается "всего" 5 из 62, то есть 8 процентов. Ерунда, не правда ли? Но я считаю своим долгом рассказывать об этих ситуациях, дабы те, кто полетит с упомянутыми авиакомпаниями смогли изначально оценить имеющиеся риски. И уже тем более убежден, что люди должны знать про откровенное "кидалово" от авиации. К которому смело можно отнести и компанию Красэйр (Красноярские авиалинии), речь о которой пойдет ниже.
Задолго заранее купил через сайт Красэйра билет из Москвы в Афины и обратно. И под этот рейс купил стыковочные билеты на греческие острова. Ничто не предвещало неприятностей. Мой вылет из Домодедово в Афины довольно рано, в 11 часов. А работы в день перед вылетом было много, засиделся до бесчеловечного часа, и, увидев, что на часах уже 4 утра - решил не ложиться, все равно скоро в аэропорт. Самое время начать собираться - этим я еще и не начинал заниматься. Но прежде зашел на сайт аэропорта Домодедово, где увидел, что мой рейс там не значится. Так. Глубокий вздох. Звоню в колл-центр Красэйра, где мне милый девичий голос подтверждает, что рейс отменен. Так. Какие альтернативы? Никаких, кроме обещания в течение 30 дней вернуть деньги за билет. Но и это не автоматически, а лишь после моего письменного обращения в их отдел претензий. А как же мои стыковки в Афинах? Это нас не касается, подвел итог беседе девичий голос, и со словами “Спасибо за звонок в Красэйр”, она повесила трубку.
Ситуация забавная, ничего не скажешь. Очевидно, что в день вылета изыскать билеты по приемлемой цене практически нереально. Но какие варианты? Да никаких, собственно. Вариант только один - покупать самый дешевый билет в Афины из всех имеющихся, а потом, через суд, взыскивать его стоимость с Красэйра. Если я не улечу сегодня, то потеряю все мои “перелеты-переплывы” по греческим островам. Поэтому, не долго думая, полчаса полазив по сайтам авиабилетов, выбираю дорогой, но единственный оптимальный рейс швейцарской Swiss через Цюрих в Афины. За 400 евро. И это был самый дешевый вариант. Оплачиваю по карте. И сразу же начинаю паковать вещи. До вылета 4 часа ,а я все еще дома.
Перед выездом в Домодедово по быстрому составляю претензию в Красэйр, где перечисляю те прямые и косвенные страдания, которые они мне нанесли. Плюсую все что только можно. Выхожу на цифру в 85 тысяч рублей. Ничего себе. Ладно, потом, в более спокойной обстановке я разложу перед собой все бумаги, и обосную эту цифру более убедительно для судьи. А пока цифра, только цифра. Теперь представитель авиакомпании должен расписаться на копии претензии, а дальше пусть делают что хотят. С подписанной ими претензией, я смело обращусь в суд. И дело выиграю. Хотя и займет это полгода-год.
В Домодедово, у стойки Эйр Юнион (так себя называет “Красэйр” после обьединения с несколькими маленькими компаниями) бьется толпа возмущенных пассажиров моего рейса в Афины. Кажется, только мне пришло в голову перед вылетом убедиться, что рейс летит. Две специально обученные дамы умело отпинываются от пассажиров, отказываясь решать проблему, не предоставляя никакой альтернативы, и предлагая писать письма в отдел претензий. На удивление, дамы легко подписывают мою претензию, а бросив взгляд на заключительную строку про то, что я подам в суд, если в течение 14 дней не получу 85 тысяч рублей нанесенного мне ущерба, они усмехаются “Зря тратите время, уважаемый. Суд вам не поможет”. Улыбаюсь в ответ - это мы еще посмотрим!
Теперь пропустим несколько месяцев. Красэйр так и не ответил за претензию - а кто сомневался? Зато спустя примерно два месяца перевел назад деньги за неиспользованный билет в Афины, удержав при этом сколько-то за бланк билета(!). Когда я из интереса позвонил в их отдел претензий и поинтересовался, почему берут за бланк билета, если они же отменили рейс - они отвечают сакраментальной фразу "Рейс мы отменили. Но бланк-то вы получили!". Будете ли возвращать мне 400 евро за билет в Афины на Swiss? Нет, это ваши проблемы. На вопрос о том, почему нет ответа на мою письменную претензию ответили, что ничего не получали. Но у меня почтовое уведомление, что получали! В ответ - "Спасибо за звонок в Красэйр", и бросают трубку.
Пару недель назад написал исковое заявление и отослал его по почте в суд. Ждем!
p.s Думаю, цивилизованность авиакомпании зависит от двух составляющих: Бесперебойной работе и способности грамотно решать возникающие неприятности. В очередной раз задаю себе вопрос, ав что мешало в данном случае Красэйру обойтись с пассажирами цивилизованно? Хорошо, допустим что у них сломался самолет (истинная причина отмены не была озвучена), и нет никакой возможности отправить борт в этот день. Всякое бывает. Но вместо того, что б футболить порядка 100 пассажиров, и с наглой усмешкой предлагать им писать письма с целью получить возврат по билетам, можно было к примеру предложить улететь следующим рейсом через день? А в знак извинения выдать по ваучеру на будущие рейсы с Красэйром. Ведь это ничтожно для крупного перевозчика. А 90% пассажиров, меж тем, было бы худо-бедно удовлетворено. Ведь давно известна прописная истина - довольный клиент приводит двух новых клиентов, а возмущенный - отталкивает десять.