Собираясь в Норвегию, я плохо себе представляла страну, в которую отправляюсь путешествовать. Я была увлечена идеей моря, яхты, парусов и сказочных фьордов, фотографий которых насмотрелась в Сети. О том, что норвежская весна может оказаться гораздо суровей израильской зимы времени задумываться не было. Как оказалось позже - зря:)
К великому счастью, в команде было 3 опытных норвежских морехода, которые собирались сами серьезно и снабжали остальных членов экипажа необходимой экипировкой.
Разумеется, как и к любой другой своей поездке, к этой я тоже готовилась. Было перерыто множество ресурсов в сети. К сожалению, по большей части, бесполезно, т.к. путешествие на яхте да еще и в мае месяце, когда погода мало радует, а частенько преподносит неприятные сюрпризы ввиде шторма, спланировать очень трудно, а скорее просто невозможно.
Итак, начну:).
Подготовка к поездке:
План путешествия.
а)Предпочитаемый вид отдыха . Основные направления путешествия по Норвегии - по морю акиили по суху. Либо вы покупаете тур на корабль, либо берете на прокат автомобиль.
б)Добраться. Прямых полетов из Израиля, к сожалению, на сегодняшний день нет. Но так как в Норвегии имеется не один международный аэропорт, сей факт позволяет начать путешествие в одной точки и закончить в другой, не возвращаясь на исходную позицию. Популярные аэропорты Норвегии в Осло и Бергене.
в)Языковые проблемы. Норвежцы прекрасно говорят по английски. Подавляющее большинство из них, по крайней мере. Мы встретили пару водителей автобусов, которым сложно это давалось, но имея в наличии ручку, лист бумаги или калькулятор достаточно легко разобраться со всеми вопросами. Я, в свою очередь, люблю перед каждой поездкой выучить пару слов/предложений на местном наречии. Единомышленники приглашаются посмотреть
Разговорник г) Ну, и разумеется, бюджет. Норвегия занимает 3 в мире место по величине ВНП на человека. Т.е. живут норвежцы очень хорошо, что заметно отражается на карманах путешествующих по этой стране. Дорого все. И жилье, и транспорт и питание.
Не смотря на это, некоторые расходы, при желании, можно сократить. Например, готовить самим или ночевать в хостелях, а не в отелях Но это уже решает каждый для себя.
Виза.
Израильтянам не нужна.
Что с собой брать. Если вы планируете малобюджетную поездку, то не забудьте захватить постельное белье и полотенца. За них большинство хостелей взимает отдельную плату. Всю необходимую одежду и снаряжение тоже желательно везти с собой, а не надеяться на счастливое приобретение там. Счастливым приобретение может и станет, но вряд ли для вашего кармана:).
Наш приезд в Норвегию оказался в конце мая. Средняя дневная температура была порядка 10 градусов - теплая одежда совсем не помешает.
Путеводитель и карты.
Все необходимое, на мой взгляд, имеется в сети.
Рекомендуемые источники:
Русскиe:
Visitnorway , брошюры по-русски, которые можно
скачать ,
Jazztour , Norway destinations , Norway fjords ,
Туризм.ру Английские:
Wikipedia, Wikitravel, Fjords, Norwaynutshell, Fjords, Fjordtourscruises Norwayguide, Nordfjord, Geiranger, Fjord-tours,
Fjordnorway, Кратко обо всем Национальные особенности Норвегии.
Норвежцы народ очень спокойный и достаточно приветливый. Они не побегут к вам на встречу с распростертыми объятиями, но помогут ,если обратиться к ним с вопросом или за помощью.
Населения около 5.5 миллионов человек и примерно таким же количеством туристов в год. Не смотря на общую, всеми признанную, дороговизну Норвегии некий признак социализма капиталистической страны нам, выходцам бывшего союза, было сложно понять. Признак этот - доверие. О примерах оного я напишу чуть позже.
Русско-говорящие форумы в Норвегии:
Раз, Два, Три Еда
При сборе информации не нашла рекомендаций на национальные блюда. Норвежская пища описывается как очень простая и ни чем не примечательная. Поправьте меня, если я ошибаюсь, потому что на личном опыте особо убедиться не пришлось. Все что я попробовала из норвежской кухни было сладостями, но восторга они у меня совсем не вызвали:(.
О
рыбалке в Норвегии.
Проживание.
Hostelworld,
Бюджетное размещение
Передвижение.
ruteinfo,
safflebussen,
Фламовская железная дорога,
nsb Ну, а теперь, собственно, перейдем к нашему путешествию.
Почему яхта? Потому что самые потрясающие красоты Норвегии это
фьорды, а самый верный способ их наблюдать это с кормы идущего судна.
Поездка не была задолго заранее спланированна. Сама идея, так же как и команда состоялись в короткий период. Были получены отпуска, выкуплены билеты на самолет, заказана яхта и началось планирование маршрута. Хотелось, как обычно, увидеть как можно больше за тот короткий период времени, который у нас был. Ночи ожидались быть белыми, что заметно удлиняло наше путешествие. Капитан запасся навигационными картами и мы Вечерами перед отъездом прокладывали по ним путь вдоль Норд и Герангер фьордов. Но не все оказалось так просто...
Наша команда:
Капитан дальнего плавания - Влад ака
dwarkin Старпом - Женя. Кок - Женя
Боцман - Дина. Лена
Помощник капитана - Боря. Помощник боцмана - Нина
Казначей - Клара (Я):).
18/05. День первый.
Ранний вылет из Тель Авивского аэропорта. Остановка в Амстердаме на 5 часов. Как раз чтобы прогуляться вдоль канала, заглянуть на рынок цветов и насладиться прекрасным солнечным днем.
Вот такая вот живая реклама:
Берген bergen-guide,
guide,
bergen-travel (замечательный источник, сейчас сайт перестраивают).
В Берген мы прилетели после обеда, и самый дождливый город в мире не сделал для нас исключения. С аэропорта до парома нас довез бесплатный шаттл (по предъявлению билетов). Дождь лил как из ведра и "полунепромокаемые" брюки не спасали. Ожидать заранее заказанного парома 3 часа совсем не хотелось, и мы решили, оставив сумки на пароме, выйти на прогулку. Самые взрослые участники нашей регаты оказались на несколько порядков моложе абсолютного большинства пассажиров корабля. Некоторым из нас даже повезло стать участником какой-то телевизионной съемки (к сожалению, осталось не ясным где ее транслировали:)).
Берген под проливным дождем не самое интересное впечатление о поездке. Единственное развлечение в такую погоду - сувенирные магазины, которых на главной улице (Бригге) вдоль моря (?) хватает. Местечко это очень колоритное и, наверное, для прогулок в солнечный день очень приятное. Но мы не отчаивались:)
Выгуляв отведенное время мы вернулись на известный паром
Hurtigruten, который должен был отвезти нас во Флоре.
Даже не успев подняться на корабль, нас постигло печальное известие о неисправности заказанной нами яхты. Основная проблема заключалась не в том, что эта конкретная яхта не могла выйти завтра в море, а в том, что кроме нее во Флоре (на съем) не было других яхт. Имелась одна ниже, на юге, а другая выше, на севере.
Добраться на север или на юг у нас заняло бы еще лишний день, да и не собирались мы туда совсем. Отменить заказанные на пaром билеты тоже не представлялось возможным...
Начало путешествия вырисовывалось совсем не радужным.
Решив не торопить события, мы поднялись на палубу 8 докового красавца. Т.к. путь предстоял недлинным, мы не заказывали каюты, а решили расположиться на палубе. Это была замечательная идея, которая, к сожалению, не учитывала нашего влажного после прогулки по Бергену состояния. Но благодаря житейской мудрости Дины эта проблемка оказалась совершенно просто решаемой- на корабле имелись стиральные и сушильные машины, и мы всего за час привели себя в надлежащий морским волкам вид.
После этого мы разложили припасенные запасы провизии и перекусили. Надо отдать должное за стойкость персоналу Хуртигруттена, проявленную во время нашего там пребывания. Никто из них не только не сделал ни одного замечания в наш адрес, но даже ухом не повел на наш бепредел (хоть и тихий). Только через пару часовни все-таки снесли наши рюкзаки в камеру хранения, чтобы немного освободить проход к ресепшн:).
Корабль был великолепен. Огромный, удобный - с ресторанами, удобными диванами, сауной и бассейном на свежем воздухе и почти нулевой температуре. Солнце в 11 часов вечера стояло высоко и жизнь стала налаживаться:).
19.05. День второй.
Во
Флоре мы прибыли в 2 часа утра. Нас уже поджидали заказанные такси, чтобы отвезти в рыбацкие домики (координаты которых были найдены капитаном в вовремя приобретенном путеводителе Лонли Планет и тем самым сэкономил нам приличную сумму денег), где мы должны были переночевать, а после отправиться в Сандане (там нашли замену нашей яхте).
К сожалению, во Флоре мы только переночевали, совсем не успев обследовать городок.
В Сандане мы добирались 2 автобусами и такси. С билeтами получилось очень интересно: во Флоре нам выдали их по 2 штуки (с пересадкой), а когда мы сошли со второго автобуса, то выяснилось, что это совсем не Сандане, да и не ходят в него автобусы. НО, не были бы норвежцы норвежцами, если б оставили туристов с купленными билетами на Сандане без него. Нам подали... микроавтобус, котрый довез нас в Сандане прямо к яхте! (и даже не попросили поучаствовать хоть сколько-нибудь в его оплате):).
Не смотря на довольно долгий путь, каждый его час стоил того, виды открывались потрясающие, не смотря на моросящий дождь, и мы уже предвкушали предстоящую поездку.
Sandane
Наша красавица Изабелла, она оказалась немного более компактной, чем та яхта, которую мы заказали, но мы разместились:).
А значение этого ящика на палубе нам так и не удалось выяснить.
Пока капитан принимал яхту, мы отправились знакомиться с местной достопримечательностью -супермаркетом. Так как их в этом небольшом местечке было целых 2, то предварительно разузнав в котором из них может быть свежая рыба, мы туда и отправились.
Закупившись провиантом, в том числе и свежим лососем по цене ниже израильской, мы довольные вернулись на лодку. Забегая вперед, отмечу что и этот лосось и вся другая свежая рыба (а питались мы, в основном ею, были отменными и мастерски приготовлены к употреблению старшим Литмановичем:).
Не смотря на рекомендации хозяина яхты отправиться в ближайшее селоий городок на танцы, в этот день в море мы не вышли.
20.05. День третий.
Сегодня мы, наконец-то, вышли в море.
Первым пунктом стал Лоен. Главной его достопримечательностью была гостиница
"Александра", туда нам рекомендовали пойти потанцевать вечером накануне. А сегодня, в воскресенье, танцев не было (странный народ Норвежцы - в выходной день и без танцев). Сильно мы не расстроились, потому что контингент гостей был явно предпенсионного возраста. Куда девались молодые кровь-с-молоком норвежские парни?!
Но зато мы все были потрясены внутренним дизайном гостиницы - шикарным камином, холлом и (простите за подробности) туалетом.
Понимаете, туалеты на яхте обычно не тривиальны в использовании. Т.е обычно вода там не спускается нажатием рычажка. В этот раз нам повезло и вода спускалась обычным способом, но комфортом особым туалетная комната не отличалась, и поэтому мы не пренебрегали случаем заглянуть в удобные места:).
После этого ритуала мы отправились на прогулку. Стенд с информацией для туристов предлагал разные пешие маршруты. Один из выбранных чуть не сыграл с нами злой шутки. В английском варианте отсутствовало кол-во часов в одну из сторон. К счастью кто-то заглянул в немецкий:). Всего-навсего ошиблись бы на 5 часов:).
Место было красивым, вокруг горы со снежными вершинами, местная церквушка и поля.
Мы сделали пару пеших маршрутов, а между ними накрутили суши из свежего лосося.
21/05. День четвертый.
Малой Утром следующего дня мы пытаемся выйти из гавани. А не тут-то было. Отлив, знаете ли. Профессиональные маневры команды не помогают, и мы остаемся готовить долгий вкусный завтрак. Через часа три вода поднимается на нужные сантиметры, и мы выходим в путь.
Погода меняется каждую минуту, и ты уже не знаешь спасать ли линзу дорогого сердцу фотоаппарата от внезапного дождя
или доставать его, надежно спрятанного под пазухой, чтобы сфотографировать радугу.
Хороший ветер (10 узлов в спину), но день, видимо, начался не с той ноги. У нас рвется парус:(. Солярки на донышке. Хозяин яхты просит подойти к его дому (к счастью, мы не очень далеко), чтобы залить топлива и решить проблему с парусом.
Мы заправляемся топливом, меняем один парус на другой (если кому-то что-то говорит то простой стаксель на штормовой:)) и направляемся в Малой. Вместо обещанных 2-3 часов путь занимает 5, мы приходим на закате в порт, паркуемся и идем на ночную прогулку.
22/05. День пятый.
Снова дождь. Безуспешно пытаемся сменить законченный газовый балон. С утра еще немножко гуляем, встречаем двух норвежцев, которые перегоняют новехонькую яхту для друга, обсуждаем с ними наши планы на будущее - нам, в принципе, хочется идти на север в сторону Алесунда, но там громадный открытый кусок (мыс Статландет) и когда внутри фьордов не слишком хорошая погода - там совсем не весело (штормит сильно). Норвежцы говорят, что сами пережидают непогоду и раньше чем через 2-3 дня соваться на север не стоит. Все еще не отказываемся от мечты посмотреть на
тупиков, но пока поворачиваем на юг.
Часа четыре идем по достаточно узкому каналу, ветер и волны - прямо в морду (ц), вход в бухту перед Кальвогом забит рифами, заходим во внутрь - стоянки сколько угодно, но ветер дует вполне серьезный. Долго ищем где будет одновременно и вода и электричество, находим и переставляем туда яхту. Громадный аквариум с морскими гадами прямо перед рестораном.
Кальвог небольшая рыбацкая деревня (население 370 человек). Единственная достопримечательность- рыбный завод, который мы посетили, вернее призаводской рыбный магазин, где прикупили филе свежей трески и мерлузы. В довесок к свежей рыбешке мы попросили пару рыбных голов, чтобы насладиться душистой ухой на борту. Уха получилась отменная. Все-таки наличие хорошего кока на судне уже половина успеха плавания!
Парковочные места в Норвегии тоже очень важная штука.
А размерами транспортного средства и тут меряться можно:).
23/06 День шестой
Погода капризничает. По рассказанной морской традиции мы не упоминаем ее в слух, и только ласково называем "тетушкой". Не смотря на капризы старой леди, мы гуляем по острову. На карте находим городок под названием Минет, который не можем не посетить, но, к сожалению, не находим. Местные жители ничего в поисках не помогли:(.
Снова дождь и ветер.
Возвращаемся пересидеть на яхте, в перерывах совершаем вылазки по основному острову и прилегающим к нему более мелким островам.
24/06. День Седьмой.
Сильда
Погода улучшилась, и капитан снова поворачивает на север - хочет все-таки попытаться миновать Сталандет. Идем по открытому морю часа два и это не приносит удовольствия. Скорее даже наоборот. До закрытого куска идти еще часа два-три минимум, сжалившись над простыми смертными Влад решает не рисковать командой и вернуться. Останавливаемся на
милом рыбацком острове Сильда.
Местоположение этой деревни мы обнаружили только в морских лоциях. В других путеводителях о ней не упоминалось. Судя по всему, потому что никаким общественным транспортом подъехать к ней не представлялось возможным.
Место очень тихое и красивое. В лоциях рекомендуется посетить местный ресторан (тешим себя надеждой наконец-то отведать местной кухни), но ресторан оказывается закрытым.
Гуляем по острову. Наконец-то распогодилось! Не перестаем щелкать фотоаппаратами.
Позже выясняется, что из этого местечка ходит паром до Малоя, и в расписании отмечено, что первые два утренних рейса делаются только при условии телефонного заказа. Похоже, что паромщик не любит зря напрягаться и рано вставать. Видимо, как и шеф рекомендуемого ресторана:).
25/06 День восьмой
Стрин
Утром выходим в сторону Нордфьорда. Заправляемся горючим на подходе к Малою. Каким-то образом заправка совмещена со станицей засыпки льда на рыболовецкие суда (льда огромное количество). Долго идем в сторону Лоена/Сандане. Пытаемся пройти через узенький фьорд (ширина где-то в полмили, длина миль восемь) в сторону Хиенна. Ветер и волны прямо в морду(ц) в той "аэродинамической трубе". Капитан решает отказаться от идеи, снова идем в сторону Лоена.
К одиннадцати вечера доходим до Стрина, там решаем остановиться, Женин автобус идет
оттуда тоже, а нам хочется нового места (в Лоене мы уже были). Едва не вылетаем на мелководье - марина как таковая только строится, приходится переставить лодку чтобы получить электричество и воду. Душа и туалета поблизости нет. Ужинаем. На рассвете провожаем Женю на автобус до Бергена.
26/07 День девятый
Много гуляем, поднимаемся в горку к зимним лыжным подъемникам, наслаждаемся чистейшим воздухом, который можно резать ножом
и холодной родниковой водой
На обратном пути нас снова "ловит" дождь, но нас это уже беспокоит мало.
Спускаемся к гавани и встречаем настоящую норвежскую свадьбу.
Под вечер выходим в сторону Сандане. Там драим яхту и пакуемся. После этого гуляем по вечернему Сандане. Городок по сравнению с другими нами увиденными оказывается не таким уже и маленьким. На улице много развлекающейся молодежи. Дождя нет, воздух чистейший. Мы возвращаемся на яхту и укладываемся спать на пару часов, которые остаются до отъезда.
27/05 День десятый
Такси довозит нас от яхты до автобуса, виды из автобуса обалденные,
Не смотря на долгий путь - около 6 часов, усталости совсем не чувствуется - кресла отклоняются почти до положения лежа, в автобусе имеется туалет и автомат с горячим чаем и водой.
В самом нем - подушки, туалет, бесплатные горячие чай и кофе.
Мы приезжаем к обеду в Берген, а там...замечательная солнечная погода!!! На нашу долю выпал один из 10 солнечных дней в году. И не просто солнечный, а воскресно-солнечный. На улицу высыпали толпы народу и развлекались как могли.
Вечером - полет в Амстердам, поломка самолета, 3 часа ожидания, пересадка, перелет и мы, наконец-то, дома.
И еще пару фоток напоследок, на память об этой суровой, но добродушной стране Норвегии:).
(Фото Нины)
(Фото Влада)
В заключение, хочу поблагодарить капитана за профессионализм и чувство безопасности на борту и членов нашего экипажа, благодаря которым эта поездка получилась такой насыщенной и интересной.
Спасибо!
Ваш злой бухгалтер.