Никто не обнимет необъятного!
(Козьма Прутков)
У нью-йоркского метро - солидные конкуренты.
Лондон построил первую в мире подземку и умудряется до сих пор поддерживать это архаичное хозяйство.
Парижское метро имеет несколько скоростных линий.
Нет более красивого, до вычурности, метро, чем московское, и более современного, чем
токийское.
Но, несмотря на то, что нью-йоркское метро имеет репутацию самого грязного и шумного, оно перевeзет вас в нужное место быстрее любого другого в мире, и обычно вовремя.
Как такое возможно?
Топология метро
Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок,
а самый близкий от чего-нибудь да отдален
(Козьма Прутков)
Окинем беспокойное хозяйство метрополитена с высоты птичьего полета.
У Большого Нью-Йорка нет центра, поэтому у метро нет никаких радиальных и кольцевых линий. Но все дороги ведут в Рим - чтобы попасть из одного района в другой, нужно проехать через Манхеттен.
Маршруты - это деревья, стволами которых являются манхэттенские линии, а ветками - линии Бронкса, Бруклина и Квинса. На жаргоне транспортников линии Манхэттена так и называются - trunks (стволы).
Если судить по этой карте, в нью-йоркском метро нет ничего необычайного. Оно, как и любое другое, просто сеть линий с возможностью перехода с одной на другую на пересадочных станциях.
Но давайте увеличим участок карты, на котором находится перекресток мира - площадь Times Square.
Здесь картинка несколько усложняется. Если сравнивать с московским метро, то видно первое различие - по одной и той же линии проезжают поезда разных маршрутов ( носящих минималистские названия 1, 2, 3 ... или A, B, C ...). Например, по зеленой линии ходят поезда 4, 5, 6.
Если же мы вглядимся в эту зеленую ветку повнимательнее, то обнаружим ту черточку, которая и делает нью-йоркское метро столь уникальным - наличие локальных и экспресс поездов.
Ясно видно, что локальный поезд "6" останавливается на станциях 14, 23, 28, 33, 42, 51, 59 Street, а вот экспресс-поезда "4" и "5"- только на 14, 42 и 59 Street.
Именно идея экспресс-поездов, простая как колумбово яйцо, вывела нью-йоркское метро в лидеры по скорости доставки пассажиров -
Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь (Козьма Прутков)
Теперь, когда мы знакомы с топологией метро, легко понять, как добраться от пункта А в пункт Б. Ищем ближайшие к А и Б линии, определяем, какие сделать пересадки и отправляемся в путь. По возможности пользуемся экспресс-поездами, а для тонкой настройки - локальными.
Увы, не все так просто.
Миссия: добраться из пункта А в Б за кратчайшее время
Магнит показывает на север и на юг;
от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни
(Козьма Прутков)
Миссию можно разбить на несколько задач, решать которые будем в последовательности: Пришел, Увидел, Победил.
Увидеть придется
1. станцию
2. поезд
3. направление движения
4. тип маршрута
Название станции - обычно это ближайшая улица или достопримечательность
Название поезда - буква или цифра
Направление движения:.
Внутри Манхэттена - Юг-Север (на знаке - слова Downtown или Uptown).
Из Манхэттена - в другой район (на знаке - название района, например, Bronx)
Из района - в Манхэттен (на знаке - слово Manhattan).
Тип маршрута - локальный или экспресс
Первая задача - опознать на улице станцию метро.
Вход/выход
Входов-киосков первоначального образца не осталось, но один был восстановлен:
Ворота сегодняшнего нью-йоркского метро очень разнообразны, но в основном имеют вид либо Starway to Heaven "лестницы на небеса"
либо "лестницы, ведущей вниз":
Входы украшены шарами, цвет которых имеет информационное значение:
- "зеленые фонари" - вход возможен круглые сутки
- "красные фонари" - вход закрыт на ночь
У этих фонарей интересная
история.
Над каждым входом указаны, как минимум, станция и поезда, которые проходят через нее
Станция - Уолл Стрит. Поезда - 4 и 5
Если же на вывеске присутствует и направление движения (как здесь - Downtown и Brooklyn), значит, через этот вход недоступны поезда противоположного направления (Uptown и The Bronx), для которых - отдельный вход. Начинающие осваивать метро часто попадают в ловушку на таких станциях и вынуждены платить дважды, если зашли через неправильный вход или, пропустив свою остановку, решили вернуться назад на поезде противоположного направления.
При входе, в до-турникетной зоне, вы обнаружите много полезных вещей -
карту окрестностей и карту метро,
информационную будку,
автомат для продажи проездных карт и даже "контрольные весы", оценивающие вес вашего проездного - сколько на нем осталось поездок.
Проездные карты были разработаны в расчете на вечно спешаших нью-йоркцев, и это означает, что вы должны провести проездной карточкой очень быстро, иначе дверка не откроется. Как говорили древние, находясь в Риме, веди себя как римлянин...
Турникетов - два вида. Tурникет типа "вам по пояс будет" вводит некоторых представителей группы риска в соблазн перепрыгнуть через него.
Вот через турникет "в полный рост" бесплатно пройти невозможно. На жаргоне транспортников зовется Iron Maiden (Железная Дева), в честь средневекового орудия пытки, на которое он похож
Пройдя турникет, вы либо очутитесь на распутье (в переходе между станциями/платформами), либо сразу попадете на платформу.
Переход между станциями/платформами
Переходы похожи на коридоры лабиринта, но с указателями. И здесь путеводной звездой является название поезда и направление маршрута:
"Желтый отброшен и скомкан". Из оставшихся серого и зеленого выбираем цвет надежды - зеленый.
Верной дорогой идете, товарищи.
Первая развилка - Downtown (Юг) или Uptown (Север)?
"... мы пойдем на Север" (c)
Последний выбор - экспресс или локальный, и мы выходим на платформу.
Платформа
Платформы надземных и подземных станций отличаются радикально. Общее у них одно - и там, и там вы чувствуете себе некомфортно. На надземной платформе
надо иметь самообладание монтажника-высотника, когда с края платформы видишь
в широких пролетах между шпалами проезжающие далеко внизу машины
Платформы же подземных станций имеют промышленный дизайн, с лесом металлических колонн в заклепках, окрашенных, правда, в жизнерадостные детские цвета - красный, желтый, зеленый, синий.
Но вот подъехал наш поезд. Поспешим внутрь вагона.
Будьте осторожны, смотрите под ноги - расстояние между платформой и вагоном подчас бывает неожиданно большим
На станциях, где поезд движется по крутой дуге, это расстояние становится настолько велико, что для безопасности используются выдвижные платформы
Вагон
Даже если вы выбрали правильную платформу, войдя в вагон, убедитесь,
туда ли вы попали. Как на вагоне, так и внутри него есть табличка с названием
и направлением маршрута, а в новых вагонах - светящееся табло
В час пик не стесняйтесь спросить пассажиров - "Какой это поезд?" Они ответят вам с удовольствием, особенно когда поймут, что вам сюда не надо, и вы, выйдя, уменьшите плотность переполненного вагона.
Одна из обычных ошибок - сесть в экспресс вместо локального и увидеть нужную вам станцию на скорости 40 миль/час.
Распространенное представление, что в нью-йоркском метро никогда не уступают места, несколько преувеличено. Иногда все-таки уступают - инвалидам, беременным и пассажирам с маленькими детьми. Увы, вот пожилым практически не уступают, это стоит признать. Если все-таки есть свободные места, не садитесь на сиденье, над которым висит карта метро, ибо уснуть вам не удастся, так как периодически придется сдвигаться в сторону, чтобы обеспечить доступ к карте.
Естественно, вдоль всего вагона висят разнообразные обьявления. Одно из самых известных - рекламирующее услуги дерматолога доктора Z (Jonathan Zizmor). Как писала газета New York Times, "Неважно, где вы стоите или сидите, его добрые глаза найдут вас. И они оценят вас. Особенно цвет и фактуру вашего лица. Перед тем, как сесть в метро, вы пребывали в иллюзиях, что у вас все в порядке. А теперь его глаза, кажется, говорят - у вас что-то с лицом".
Джонатан Зизмор, возможно, один из самых узнаваемых нью-йоркцев. Его объявление висит в каждом пятом вагоне метро в течение последних 25 лет. Когда Хилари Клинтон выдвигалась на пост сенатора в штате Нью-Йорк, журнал New Yorker предложил, чтобы она, никогда не жившая в Нью-Йорке, прошла бы тест, с которым мог бы справиться только нью-йоркец. Один из вопросов - "Кто такой доктор Зизмор?"
В вагоне - множество забавных пиктограмм (что запрещено, как вести себя в опасности и т.д.), о которых будет отдельный пост, и
оконных постеров (art cards).
Кроме обычных пассажиров, в вагоне вы часто встретите:
профессиональных попрошаек с известной легендой "Господа, я не ел шесть дней";
музыкантов, которым хочется поскорее дать доллар, чтобы они только не начинали играть;
сумасшедших пропoведников, пронзительные голоса которых рано или поздно сделают из вас воинствующего атеиста;
и наконец, участников какой-нибудь акции, как, например,
Поездка в метро без штанов Очень тревожный знак, если в час пик один из вагонов - полупустой. Это верный признак, что в нем едет бездомный со своим скарбом, вокруг которого сразу создается зона отчуждения на полвагона. Заходить в такой вагон не рекомендуется.
Выход
Найти выход из метро - самая легкая задача. Если вы посмотрите на фотографии, то вы увидите, что на любом уровне вам была доступна красная кнопка Exit (Выход).
Положено выходить через те же самые турникеты, но есть и так называемый Экстренный Выход (Emergency Exit) - дверь, которая предназначена для быстрой эвакуации. Ее также используют пассажиры с детскими колясками и велосипедисты. При открывании двери срабатывает сигнализация, но никто не бежит выяснять, что случилось.
Но даже если вы и выбрались наружу, связь с метро будет длиться два часа (начиная со времени вашего входа в метро), в течении которых можно бесплатно проехать один раз на автобусе. Это называется трансфер.
Писаные правила
Правила поведения похожи на десять заповедей:
Не ломай
Не сори
Не кури
Не желай жены ближнего твоего
и т.д.
Обращу внимание на следующие правила:
Не более одного сиденья на человека.
Вы и ваши вещи должны занимать одно сиденье.
В свете национальной американской проблемы "избыточный вес" оно трудно выполнимо.
Не лежать
Не побираться
Увы, очень часто видишь определенную публику именно в описанных состояниях.
Безопасность в метро
Бди!
(Козьма Прутков)
Старайтесь не ехать в пустом вагоне. В поздние часы обязательно садитесь в вагон с кондуктором. Этот вагон находится в середине поезда и легко опознается по высунутой из единственного открытого окна голове кондуктора - работника метро, следящего за посадкой-высадкой:
После 11 сентября в метро обычным звуковым фоном стали слова, периодически звучашие
на станциях и в вагонах : "Если вы видите что-то подозрительное, скажите об этом полицейскому".
Об этом же напоминают постеры (абсолютно политкорректные в отражении пола, возраста и расы бдительных нью-йоркцев):
В нашем городе - 16 миллионов глаз. Мы надеемся на них.
Если вы увидите что-то [подозрительное], не молчите.
Сообщите полицейскому, сотруднику метро или позвоните по телефону
Как любое место скопления людей, метро не осталось в стороне от всеамериканской кампании борьбы с сексуальными домогательствами
Сексуальное домогательство - преступление и в метро. Переполненный вагон - не извинение для неподобающего прикосновения. Не стыдитесь и не бойтесь сказать об этом. Сообщите сотруднику метро или полицейскому.
Дороги, которые мы не выбираем
Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим
(Козьма Прутков)
Все сказанное относится к обычным обстоятельствам. Но происходят и непредсказуемые события.
Вспоминаю первые дни в Америке, когда из глухого хутора в Коннектикуте самостоятельно поехали в Нью-Йорк и благополучно добрались на метро до нужного места. Встретивший одноклассник поразился нашей самостоятельности, на что я с недоумением ответил - у нас же была карта метро. Он как-то странно посмотрел на меня, но ничего больше не сказал. И только потом я понял, что в тот день ангел сохранил нас от множества неожиданностей, о которых не говорится ни в каких путеводителях.
Мы не попали под снегопад, вырубающий половину линий на несколько часов, на нашем маршруте не было проблем с сигналом, никому не стало плохо в вагоне и, самое главное, поезд приехал туда, куда было обещано!
Самые серьезные неожиданности - это изменения в расписании и движении поездов.
Часто это заранее обьявленное изменение, о котором извещают листовки на стенах,
в которых говорится, что такой-то поезд не будет ходить по уикендам, другой же
из экспресса временно станет локальным и т.д.
Иногда же машинист только во время езды обьявляет "Еду в парк" и легким движением превращает локальный поезд в экспресс.
Самое веселое происходит, когда стрелочник переводит D-поезд на F-линию - впору запеть "эй, ямщик, поворачивай к черту, новой дорогой поедем домой".
Но подлинно катастрофическое событие - это сильный снегопад или проливной дождь.
Порой приходится возвращаться не солоно хлебавши и вспоминать слова незабвенного
Козьмы Пруткова И при железных дорогах лучше сохранять двуколку
Большая прогулка
Глядя на мир, нельзя не удивляться!
(Козьма Прутков)
Хотя почти все манхэттенские линии метро - подземные, в других районах
благополучно продолжают функционировать наземные и надземные участки.
И именно из-за этих рудиментов поездка на нью-йоркском метро превращается
в интересное времяпровождение.
В некоторых местах езда похожа на аттракцион, в котором 10-вагонная
гусеница вскарабкивается на холмы,
ползёт над суетой города,
продирается через паутину металлических конструкций и
извивается в трехэтажных развязках.
Высокие точки зрения дают возможность пассажирам метро созерцать
виды Атлантического океана и манхэттенскую skyline. Но это не все.
Из-за конструкции вагонов вы, помимо боковых окон, можете смотреть в торцевые окна первого и последнего вагона, чувствуя себя пилотом самолета, потому что вид из окна первого вагона совершенно такой же, как и у машиниста.
И теперь - Великий Клип о Великом Метро
Click to view