Израиль. Часть 2.

Nov 30, 2009 06:47

К обеду мы были в Иерусалиме. Чудесная гостиница “Mount Zion” в десяти пеших минутах от Яффских  ворот Старого города, из окон которой открывается вид на гору Сион.




Гора Сио́н (ивр. צִיּוֹן‎, Цийон; - юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость. Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей «Земли Обетованной», к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма.

До вечернего банкета у нас было пару часов, которые мы провели, отдыхая у бассейна и в прохладе номеров.
Я обычно не обращаю внимания на гостиницы, но наша «зацепила» меня не только потому, что имеет славное историческое прошлое и один из залов является маленьким музеем, но и интерьер и убранство комнат, выполненный в восточном стиле не оставил меня равнодушной.



Утро следующего дня началось с посещения « Яд ва-Шем».

Яд ва-Шем (ивр. יד ושם‎) - национальный мемориал Катастрофы (холокоста) и Героизма. Находится в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон (Горе Памяти). Мемориал был основан в 1953 году по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях-жертвах нацизма в 1933-1945 годах, разрушенных еврейских общинах; а также отдать дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью. Мемориал ежегодно посещает более миллиона человек. Уничтожение евреев в годы Второй мировой войны во многих языках получило название «холокост».













После до темноты мы гуляли по Старому городу в сопровождении замечательного, терпеливого гида Александра. Сразу хочу сказать, что наилучшим с моей точки зрения знакомством с Иерусалимом будет подробный путеводитель и карта, либо персональный, только ваш гид. И несколько дней в запасе. Поначалу необходимо свыкнуться с несколькими ошарашивающими тебя мыслями. На этом самом месте вершилась История, давшая пищу для умов и сердец миллиардов людей на дальнейшие пару тысячелетий. Здесь многие века уживаются те, кто терпит друг друга. Стена к стене, бок о бок, кулак к кулаку, и никто не сдает своих позиций. И, конечно, восточный колорит, разбавленный цивилизацией Западной Европы. Ты уже не в Европе, но еще и не на Востоке (хотя формально это Восток).





Иерусалим - святыня трёх религий
Иерусалим имеет совершенно особый статус как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святынями для евреев является Храмовая гора и её западная стена - Стена плача («Ко́тель»); для мусульман - мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий - Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.

Иерусалим в иудаизме
В 960 году до н. э. царь Соломон воздвиг на горе Мориа Первый Храм, который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. Вернувшись из вавилонского плена, иудеи построили Второй Храм, просуществовавший свыше 500 лет[3] и полностью перестроенный царём Иродом (34-7 гг. до н. э.). Иерусалимский храм, который был одним из самых великолепных сооружений своего времени, стал символом Иерусалима, олицетворением его мощи и величия. Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским императором Титом.





Иерусалим в исламе
В 638 году Иерусалим был завоеван мусульманами. В Исламе данная гора связана с историей о ночном вознесении Пророка Мухаммада. Неясно, было ли это видением, сном или же явлением чисто психического свойства, известно только, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммада к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джибрилу(Гавриилу) не было дозволено вступить в запредельные области. Многие не поверили Пророку, когда он рассказал эту историю, однако те кто были в Иерусалиме знали, что прежде Пророк там никогда не бывал и стали в деталях расспрашивать его об этом городе и когда он в точности описал им это место, то все убедились в правдивости его слов. Говорят также, что Он встречался и беседовал с другими пророками прошлого, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима).«Мусульмане всегда относились к великому иудейскому Храму на горе Мориа с особым почтением. Магомет в первый год после появления Корана предписал своим последователям во время молитвы обращаться лицом к этому святому месту, и верные мусульмане постоянно совершали паломничества туда. Когда Иерусалим был завоёван арабами, халиф Омар первым делом восстановил „Храм Господень“. С помощью своих главных военачальников предводитель правоверных совершил благочестивые деяния: он расчистил землю собственными руками и наметил основания величественной мечети, чей темный и высокий купол венчает вершину горы Мориа. Величайший молитвенный дом, самый священный мусульманский храм в мире после Мекки, возвышается на том месте, где „Соломон начал строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, где Господь явился Давиду, его отцу, на месте, где Давид готовился у гумна Орны Иевусянина“. Эта мечеть прекрасно сохранилась до наших дней и является одним из лучших творений мусульманской архитектуры. Арабские географы называли её Бейт-Алла, „Дом Господень“, а также Бейт-Альмоккаддас, или Бейт-Альмакд, „святой Дом“. Отсюда Иерусалим получил своё арабское название Эль-Кудс („священный“), Эль-Шариф („благородный“), и Эль-Мобарек („благословенный“); тогда как правители города, вместо обычных звучных титулов провозглашающих их власть и независимость, носят простое имя Хами, „хранители“.»

Иерусалим в христианстве
В Иерусалиме происходили многие события, описанные в Библии, и, в частности, главные из них - Распятие Христово на прилегающей к городу Лысой горе (Голгофе) и Воскресение Господне. В результате этого Иерусалим считается главным священным городом христиан. Начиная с середины IV века и до VII века в Иерусалиме начинается византийская эпоха правления. В этот период было построено большое количество кафедральных соборов, храмов и монастырей по всему округу города Иерусалима. Были открыты теологические кафедры, семинарии и иконописные школы в самом святом для христиан городе. В частности именно тогда было воздвигнуто первое комплексное архитектурное сооружение вокруг погребальной пещеры Гроба Господнего, Голгофы, Камня Помазания и вдоль всей улицы Виа делароза. Тогда весь этот комплекс назывался «Святые сады». На каждом святом месте было воздвигнуто по храму, монастырю или часовне. Так были воздвигнуты монастыри в честь первых христианских мучеников и святых Ветхого Завета: пророка Илии, пророка Иоанна Крестителя, св. Анны, св. Харлампия, св. Степана, Брата Иисуса Христа св. Иакова, монастырь Успения Богородицы, монастырь святых Константина и Елены, монастырь Честного Креста, и многих других. Также был построен комплексный монастырь «Святой Мудрости» на Храмовой горе, где находился разрушенный Иерусалимский храм. С 1099 по 1187, а также с 1229 по 1244 гг. Иерусалимом владели европейские крестоносцы. Именно они построили в Старом городе большинство церквей и храмов и значительно перестроили уже имевшиеся в тех местах, которые связаны с библейскими событиями. Отказ Османской империи предоставить России право распоряжаться христианскими храмами в Иерусалиме и Вифлееме послужил поводом к Крымской войне.



На Иерусалим у нас было около двух дней, за которые мы успели осмотреть все четыре квартала Старого города. У меня остались обрывочные, нестройные впечатления о городе, то ли от слишком быстрого передвижения по нему, то ли от нежданной в октябре жары, которую принес хамсин, то ли от малого количества времени, проведенного в нем. Армянский квартал показался мне закрытым, нежилым, нелюдимым, надписи на армянском, огромные каменные стены, за которыми ничего не видно. Толком нет ни базарной площади, ни лавок, в которых идет оживленная торговля. Другое дело - арабский квартал. Узкие долгие улицы, заставленные лотками, витрины магазинов обращены к проходящим, сладости, хлеба, утварь, одежда, благовонии, курения, россыпи самоцветов и всякая всячина, - все это не поддается твоему вниманию и взору, глаза разбегаются и не сбегаются до конца прогулки. Впрочем, эта история справедлива и для остальных кварталов города. Ярко, фактурно, ароматно, разнообразно, и незнакомо, плюс абсолютно хаотичное расположение улиц втекающих одна в другую и приводящих к разным воротам Старого города. Такое сочетание вгоняло меня в мыслительную кому. Мне временами приходилось останавливаться, чтобы успеть впитать в себя впечатления.















В Еврейском квартале в субботу тоже было тихо и нелюдимо, что объяснимо. Суббота или шаббат - священный для иудея день.

Шабба́т (ивр. שַׁבָּת‎, от корня швт - «покоиться, прекращать деятельность»), в иудаизме - седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Верующие возвращались с молитвы, по-праздничному нарядные и преисполненные спокойствия и достоинства. День шел для них своим чередом.. Было приятно смотреть на супружеские пары разных возрастов и достатка, благопристойно одетых, собирающихся провести остаток субботу как это предписывает закон религии. Но и здесь я себя чувствовала не уютно, боясь нарушить покой этих людей.







Христианская часть города, самая доступная мне по восприятию, поразила сочетанием людей разных рас и национальностей, идущих за людьми с крестом по Виа делароза. Так называемый «Скорбный путь» - весь путь страданий Христа от Гефсиманского сада, где он был схвачен стражей, до места его распятия - Голгофы. Так верующие христиане всех конфессий совершают паломничество по святым для себя местам.





Продолжение скоро!

Израиль, фото

Previous post Next post
Up