Январь-февраль 2008 года.
Путешествие по Таиланду и Камбодже: Москва - Бангкок - Ко-Чанг - Сим Рип - Пномпень - Чиангмай - Ко-Тао - Ко-Панган - Бангкок - Москва.
Краткий путеводитель по маршруту, с лирическими отступлениями, финансовыми выкладками, справочной информацией, иллюстрациями и анекдотами.
Рекомендуется отправляющимся, готовящимся, опасающимся, но мечтающим и задумывающимся :)
1. Москва
Идея этой поездки созрела у нас с Ирой довольно давно - еще летом, в разгар съемочного сезона, когда мы оба сидели не разгибаясь перед экраном по 15-16 часов в день, по выходным перемежая этот процесс съемками (фотографы мы). Изначально планы были, правда, еще более грандиозными - три месяца путешествий, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Бали, а там куда еще занесет. Однако, к моменту "сбычи мечт" аппетиты поубавились, ибо и сезон никак не желал заканчиваться, и визу в Таиланд хоть и отменили, но ставили в аэропорту только на месяц, и билеты с возвратом через два-три месяца стоили почему-то втрое дороже, чем на короткий срок. В общем, в итоге, после некоторых поисков, были найдены горящие (с вылетом на следующий день) билеты Москва-Бангкок по 550 долларов на 29 дней. Я сорвался с работы, съездил-выкупил, попутно добавив к этому медстраховку на всякий случай. И вот, вещи собраны, с форумов накачана куча рассказов путешественников, фотоаппараты заряжены, самолет ждет. Едем!
Закат на острове Ко-Чанг
2. Бангкок - Ко Чанг
Первую неделю было решено посвятить акклиматизации, морю, валянию на пляже и вообще "бабушкиному отдыху", дабы отойти от московской суеты. Для этих целей был выбран остров Ко Чанг (Koh Chang) в юго-восточной части Таиланда. Так что, приземлившись в Бангкоке и пройдя довольно шустро все паспортные контроли, мы отправились искать автобусы. В аэропорту Суварнабуми, как впрочем, почти на любом вокзале, в порту, автобусной станции, есть стойка TAT - точную расшифровку не помню, но что-то типа Tourism Authority of Thailand. К ней надо отправляться в первую очередь. Там англоязычный служащий совершенно бесплатно снабдит вас картами, расписаниями транспорта, расскажет, куда идти и как ехать. Хотя, на самом деле, ломиться сразу из аэропорта к цели назначения было стратегически неверно, но мы это поняли несколько позже. Ну, а пока мы поменяли немного денег на местные баты (курс обмена в аэропорту похуже, чем в городе, но не смертельно - 32.15 бат за доллар против примерно 32.5 на январь 2008 г), отыскали остановку shuttle bus, откуда нас бесплатно довезли до автобусной станции.
Бангкок с высоты
Там купили билеты до города Трат - на латинице он пишется как Trat, Trad, Tard или еще как-нибудь, пугаться не надо, тайцы часто пишут латинскую транскрипцию как придется. Что и понятно, название этого города произносится по-тайски вообще скорее как Таат или Даад. Билеты по 250 бат на нос, автобус с кондиционером, ехать 4 часа. С нами ехала еще компания каких-то голландцев - человек пять, и одинокий англичанин с большим рюкзаком и в футболке с надписью Cambodia.
Все отправлялись на Ко Чанг, о чем нас расспросил водитель баса, посчитал нас по пальцам и сообщил немедленно по телефону "куда следует" :) Соответственно, на вокзале в Трате нас уже ждал сонгхто - грузовой пикап с навесом от солнца и со скамейками в кузове, довольно популярный транспорт в Таиланде. За 50 бат с носа нас довезли до пирса, с остановкой у кассы билетов на паром (80 бат в один конец), сгрузили в толпу таких же туристов и немедленно отправили на остров.
Паром на Ко-Чанг
Система перевозок у тайцев организована довольно неплохо - даже путешествующий без "joint ticket" (один билет на несколько видов транспорта, например: минибас до пирса - паром - минибас до автобуса - автобус) турист все равно попадает в цепкие лапы транспортной мафии. Что, в общем, вполне удобно :)
Паром до острова слонов (Koh - остров, Chang - слон) шел часа полтора. В процессе мы наблюдали, как солнце шустро прячется за горы - закат в Таиланде очень красивый, но очень короткий: вроде только что еще было светло, солнышко ласково припекало, а потом оно вдруг - раз! - и упало за горизонт, оставив за собой стремительно темнеющие розовые облачка.
Ко-Чанг
В итоге на пирс прибыли уже практически в темноте. По рассказам в инете мы более-менее знали, куда ехать, поэтому скомандовали таксисту: "KP bungalow!", куда он нас и доставил. Приличных размеров деревянный домик на берегу моря, с верандой, вентилятором, горячей водой, большой кроватью и антимоскитной сеткой стоил 800 бат (25$) в день, что на самом деле оказалось практически самым дорогим нашим жильем за все время путешествия. Потом, прогулявшись по пляжу и посмотрев варианты, мы выбрали более простой, но более приближенный к природе вариант - соломенную хижину за 200 бат в день. Ну, правда, это совсем спартанское жилище. Вентилятор и антимоскитная сетка там тоже были, но вместо кровати, например, был просто деревянный помост с матрасом, правда с чистым бельем и полотенцами. Вода - только холодная, туалет общий, на улице, душ там же. Но зато утречком просыпаешься, открываешь дверь и выходишь практически прямо в море. А вечером сидишь на крылечке, вокруг кокосовые пальмы, прямо перед носом у тебя закатное солнце, прибой ласково шуршит по белому песку пляжа, вода металлического оттенка переливается розовым и голубым, и тишина...
Бунгало за 200 бат
Народу там практически нет, хотя почти все бунгало заселены - черт их знает, куда они деваются, но если выйти к морю, в любое время на километр вокруг будет дай бог человек десять мирно валяющихся с книжками бэкпекеров. Только в прибрежных ресторанчиках к ужину собирается народ, но тоже, в общем, не напрягает совершенно. Так что для уединенного мирного отдыха от московской суеты - совершенно райское место.
При этом цивилизация на острове присутствует вовсю. Интернет-кафе, магазины, рынки, сувенирные лавки, всякие дайвинг-центры громоздятся один на другой, особенно в самом населенном районе острова - на пляже White Sands. И, дабы приобщиться ко всем благам, решено было взять напрокат мотобайк - самое популярное средство передвижения в Таиланде вообще.
Девушкам нравятся красненькие :)
Мотобайк - это средних размеров скутер, с объемом движка 100-125 см3, либо с полностью автоматической коробкой передач, либо с 3-4-скоростной полуавтоматической коробкой, то есть без рычага сцепления. Выбор в прокатах огромный. Стоит 5-8$ в день, в зависимости от технического состояния, жадности прокатчика и вашего умения торговаться :)
Прокатчик
Было решено - берем. Однако, я ж даже на велосипед в последний раз садился лет 10 назад... Первая попытка справиться с чудом японской техники не удалась. Эта зараза упорно выпрыгивала из-под меня и ехала куда угодно, но не туда, куда я хочу, стараясь при этом завалиться на бок или ускакать в сторону. Так что на следующий день я оставил Иру купаться и загорать и решил посвятить некоторое время обучению. Пришел в прокатную контору, взял байк - Yamaha Mio, нацепил шлем, сел и... поехал, как будто всю жизнь на нем провел. Сгонял за пять километров в городок, заправился, поменял денег, купил всяких бананов, по проселочной дороге вернулся домой, в общем, вполне освоился.
Мотобайк Ямаха
На следующий день мы уже ездили за пол-острова в южный порт, купили трип на снорклинг и вечером я этот мотобайк сдал. Слабенький оказался. Ко Чанг - остров довольно гористый, подъемы и спуски 25% крутизны там не редкость. И если на спусках обычно приходилось держать нажатыми оба тормоза, чтобы не улететь в повороте, то на подъемах нас с Ирой вдвоем он просто не мог вытянуть на гору. Ире приходилось подниматься пешочком, пока я катался ;) Следующий мотобайк, который мы взяли после дня катания на лодочке и снорклинга, Honda Click, был по-моему, просто поновее, а потому потяговитее.
Вернувшись в Москву, пошли мы в гости к друзьям, которые одновременно с нами ездили в Индию, на Гоа. Делились впечатлениями. И в какой-то момент речь зашла о мотобайках. Я говорю:
- Настолько увлекательное занятие - на них кататься! Я сюда как приехал, первым делом пошел смотреть, сколько такая штука стоит.
- Я уже заходил в магазин, как вернулись. - отвечает приятель. - У нас рядом с домом есть где-то от тысячи долларов.
В общем, в эту штуку мужчины влюбляются поголовно, моментально и бесповоротно :)
Мотобайк Хонда
Снорклинг же в Таиланде - ну так себе. Нет, рыбы и кораллы есть, в достаточном количестве, посмотреть можно. Но после Красного моря - не впечатляет. В банальном Шарм-эль-Шейхе прямо возле отеля было всего больше, лучше и красочнее. Правда, Ко Чанг - не самый коралловый остров Таиланда, но и впоследствии, на Ко Тао, местной Мекке дайверов, меня кораллы не впечатлили. А пока мы на байке облазили весь остров, совершив практически путешествие по его периметру. Заезжали на водопады, в которых, правда, не оказалось воды - не время, сказали нам местные, вот в сезон дождей... Полазили по джунглям, смотрели заросли мангровых деревьев, рыбацкие деревеньки и совершали сувенирный шоппинг :)
Утренний рыбак
К тому времени к нам присоединилась ирина подружка Вероника, с которой мы еще в Москве договаривались встретиться и попутешествовать вместе пару недель. Один раз на байке-таки упали - на узком горном серпантине я слишком старательно уворачивался от встречного джипа и заехал в повороте в кювет, где и рухнул набок. Скорость была никакая, так что отделались разбитым локтем у меня и разбитой коленкой у Иры. Ну, еще мобильник-раскладушка, стукнутый об асфальт, разложился на две половинки раз и навсегда, хоть и работает до сих пор, держась на шлейфике :)
Подружке Веронике хотелось еще подольше поваляться на море, в итоге на Ко Чанге мы провели аж 10 дней, вместо запланированной недели. Переселились обратно в бунгало с горячей водой, ибо девушкам хотелось мыться и валяться в комфортных условиях. Но все равно, впереди нас ждала Камбоджа, храмы Анкора и вообще "экскурсионная" часть путешествия :)
Ко-Чанг, сети
3. Ко Чанг - Сим Рип - Пномпень - Бангкок
Билеты в Камбоджу продаются там на каждом углу. Народ жаждет приобщиться к кхмерским древним святыням и пройти дорогами Анжелины Джоли :) На ресепшене наших бунгало эти билеты продавались почему-то на пару сотен бат дешевле, чем в городе, так что там мы их и купили. Рано утречком за нами приехал пикапчик и мы отправились. На перевалочном пункте на нас наклеили метки путешественников - разноцветные бумажки, по цвету которых тайцы отличают, куда тащить этого конкретного туриста, сошедшего с автобуса и растерянно крутящего головой в поисках следующего транспорта. Сдали по 1300 бат, фотографию 3х4 (можно обойтись и без нее - сделают просто ксерокс с паспорта), заполнили анкеты на выезд из Таиланда и въезд в Камбоджу. На следующей остановке наш провожатый собрал со всех паспорта и через полчаса притащил с уже проставленными визами в Kingdom of Cambodia.
С пересечением границы у меня связано одно из самых сильных впечатлений от поездки. На пограничном пункте со стороны Таиланда был небольшой рыночек, где мы ожидали перехода. Светило солнышко, торговцы таскали за собой огромные телеги с едой, школьники в белых рубашках катались по пять человек на одном байке, шум и запахи складывались в какую-то очень радостную картинку, улыбчивые тайцы охотно позировали фотографам - вообще в Таиланде народ очень доброжелательный, спокойный и позитивный.
Торговец фруктами
Потом зал проверки паспортов со стороны Таиланда, очередь за штампиком в паспорте со стороны Камбоджи... И мы выходим в совершенно другой мир. Пасмурно, в воздухе стоят облака пыли, кругом грязь, воняет какой-то тухлятиной, все серое и неприветливое. Толпы пешеходов, байкеров, замызганных автомобилей, голые дети копошатся в пыли у дороги, грохочут Камазы. Нас сажают в автобус и мы едем по совершенно убитой дороге, "dancing road" - так ее там и называют... За окнами мелькают совершенно жуткие пейзажи ужасающей бедности и запустения. Соломенные покосившиеся хижины, в которых видно, что там на 10 квадратных метрах живет огромная семья, над кучами строительного мусора висят партийные плакаты Cambodian People Party, автобус трясет на огромных колдобинах, сгущаются сумерки... Другая страна. Впечатление было такое, как будто ты из сытой Европы вернулся в Россию образца начала 90-х.
Начало Камбоджи
В самом Сим Рипе, правда, жизнь более налаженная, поскольку подчинена в основном туристам, приезжающим в Ангкор. Куча дорогих отелей и дешевых гест-хаузов, рестораны, сувенирные лавки и рынки, бутики и клубы заполняют большую часть города. Мы поселились в первом попавшемся гест-хаузе, куда нас привезли. Стоило это 5 долларов за комнату на троих в день :) Комната со стандартным пакетом - душ, туалет, холодная вода, две кровати, вентилятор. Валюта своя в Камбодже есть, reele, курс примерно 4000 за один доллар, но американские доллары - основное средство платежа. Даже в супермаркетах все ценники в них, а местными бумажками дают сдачу, если нужно отдать меньше 1 USD. Хотя, если что, и более крупные суммы принимают спокойно.
С утра нас разбудила жутко громкая национальная музыка, оравшая под окнами. Оказалось, в соседнем ресторанчике празднуют свадьбу - никуда нам от них не деться ;) Позавтракав и сторговавшись с тук-туком мы отправились в Ангкор.
Самый известный храм, Ангкор-ват
Билет на территорию храмов стоит 20 долларов в день или 40 на три дня, тот, что длительный - даже с фотографией, которую делают прямо в кассе с веб-камеры. Билет лучше не терять и не выкидывать - его там регулярно проверяют при входе в храмы. Территория большая, так что пешком туда лучше не ходить, тем более что тук-тук на весь день обойдется долларов в 15, при этом водитель будет вас везде ждать, возить по маршрутам и кое-что даже рассказывать. Можно, конечно, самому рулить на мотобайке, но нас было трое, а я еще не настолько драйвер, да и движение по городу там весьма и весьма напряженное - все ездят как хотят.
Дедушка Ма-Зай :)
Сами храмы... Мы совершили стратегическую ошибку, ломанувшись бродить по ним с разбегу с великим и пылким энтузиазмом. В итоге, к концу первого дня, целый день пролазив по камням на жарком солнце, мы страшно выдохлись физически. Я там выпил воды больше, по-моему, чем за всю предыдущую жизнь :) Во второй день мы бродили уже медленнее и спокойнее, но все равно устали и на третий день нас просто не хватило. Хотя, конечно, там есть что посмотреть. Словами этого не передать, фотографиями тоже все не покажешь... Так что лучше всего - поезжайте самостоятельно, это стоит того.
Вход в один из храмов
Одна забавная аналогия у меня там была - я бродил и узнавал уровни старенькой компьютерной игрушки Serious Sam, иногда так и казалось, что вот сейчас на ступеньках храма появятся членистоногие монстры и мне придется лупить по ним из гранатомета, стараясь не попасть в толпы китайских и японских туристов :)
Туристов там, конечно, очень много. Единственный выход - вставать как можно раньше, желательно перед рассветом и ехать смотреть. Потому что часов с 8-9 утра начинается нашествие огромных автобусов с организованными группами и там уже можно спокойно идти завтракать и никуда не спешить, потому что все равно будет толкотня, даже на дальних храмах. С другой стороны, туристов иногда фотографировать даже интереснее, чем сами храмы. По расспросам, тайцы, китайцы и японцы бояться загорать, считая темную кожу некрасивым признаком низших слоев - крестьяне, работа в поле и т.д. Поэтому вечно ходят закутанные с ног до головы, в перчатках, в масках на лице, да еще и под зонтиками. Выглядит странно, но колоритно :)
В упаковке
Ну, а мы, проведя два дня в скалолазании и пешебродстве, решили отправиться на кораблике в Пномпень, откуда уже вернуться в Бангкок самолетом. Последний же вечер был посвящен знакомству с местной своеобразной кухней...
В Таиланде наркотики строго запрещены. Огромные сроки за ввоз-вывоз из страны, строгий запрет на употребление и хранение. А в Камбодже конопля - это просто приправа. Есть там такое специальное блюдо даже, Happy Pizza - обычный итальянский бутерброд, в общем-то, но щедро сдобренный местным колоритом. Вот ее-то девчонки и решили попробовать перед отъездом. Кафешку нашли быстро, прямо рядом с сувенирным рынком, где закупались всяким дешевым серебром, футболками и прочими подарками. Заказали они на двоих большую пиццу 35 см, "very happy", как было сказано официанту. Тот понимающе усмехнулся. Я, слава богу, от потребления воздержался... Пицца оказалась действительно здоровой, осилили мои спутницы чуть больше половины, остальное завернули с собой. И очень жаловались, мол, небось, обманули русских фарангов злые камбоджийцы - вроде уже по 4 куска сожрали, а оно не цепляет. То есть абсолютно. Приехали в отель расстроенные. Там еще по кусочку добавились - не пропадать же добру. И тут кааак их вставило... И ничего удивительного, это при курении оно сразу через легкие в кровь попадает, а через желудок - пока еще переварится, пока переработается, пока растворится... Поперло девчонок не по-деццки. Ира еще ладно, валялась в полном релаксе на кровати, слушала музычку и балдела. А Веронику пробило одновременно и на хи-хи, и на измену, да еще какие-то временные глюки начались. В итоге она валялась на кровати, всего боялась, сама же над этим ржала и постоянно спрашивала у меня, сколько времени, обзывая Рамой Девятым, королем Таиланда :)
Камбоджийская парковка
С утра нас как всегда ждал минибас в порт. Порт Сим Рипа - это, конечно, очень громко сказано. На самом деле выглядит это как большой рынок без намеков на дороги - не представляю, как они там в дождливый сезон ездят - заливчик, в котором стоят лодочки рыбаков и торговцев, а заодно и длинный катер для туристов. В катере есть салон с сиденьями, но билетов на него продается столько, что в основном народ сидит просто на крыше под солнышком, при этом свободного места там не так уж и много остается. Главное - не попасть на корму, ибо там выхлопная труба :)
Порт Сим Рипа - убирают сходни от нашего катера
По реке из порта мы плыли относительно медленно. А вот выйдя на озеро - ломанулись довольно шустро, поднимая тучи брызг и раскачиваясь на вполне приличных волнах. Сильный боковой ветер швырял поднятую воду прямо на крышу, так что скоро я был мокрым с ног до головы и ощутимо замерз. Люди вокруг тоже кутались в крутки и прятались от воды.
Меконг
Часа через два, правда, вышло солнышко, потеплело и мы довольно быстро просохли, согрелись и устроились дрыхнуть. И, естественно, большинство обгорели - у Иры, например, долго еще оставались "гольфики" более темного загара, полученные как раз на том кораблике. Но все равно это путешествие стоит того - живописные берега, деревни на сваях, рыбацкие лодки и разнообразная растительность - там есть что посмотреть, причем именно с крыши катера. Только берите с собой курточку и мажтесь кремом от загара ;)
Прибрежная деревня
Пномпень в памяти практически не сохранился. В основном мы там покупали авиабилеты в Бангкок, а попытки пойти вечером погулять привели нас на какие-то совсем уж жуткие темные улочки, загаженные по щиколотку отбросами ближайшего рынка, на чем быстро и прекратились.
Уличная торговка в Пномпене
Хотя ночная жизнь там, конечно, тоже есть, на набережных горят огнями кафешки, по улицам бродят туристы и можно найти всякие достопримечательности... если есть желание их найти :) Но нам уже хотелось обратно в Таиланд. Все-таки с Камбоджей я как-то так и не подружился. Так что на следующее утро мы были уже в аэропорту, сели в самолет Air Asia и через час были опять в Бангкоке.
Храм черепах, Бангкок
4. Бангкок
Из Бангкока Вероника должна была через три дня лететь обратно в Москву, так что мы решили остаться с ней и погулять по городу вместе. Прямо из аэропорта мы взяли такси до Khao-San-Road - бэкпекерского центра всей Юго-Восточной Азии. Удивительное место. Улочка - за 10 минут пешком проходится вся неспешным шагом. Но на ней сконцентрировано огромное количество всего для туристов.
Као-Сан-роад
Десятки гест-хаузов, сотни магазинчиков, конторы по продаже билетов и выдаче виз по всей Азии, кафе, клубы, массажные, тату и парикмахерские салоны, а главное - многотысячные толпы туристов со всего света, порой удивительно колоритного вида. Поселившись в гест-хаузе Rainbow на перпендикулярной улице, мы прошлись по самой Као-сан, прокатились на longtail-е по каналам Бангкока, погуляли в парке у Grand Palace, а вечером отправились на всемирно знаменитую Патпонг-роад - скопище гоу-гоу баров и вообще мировой центр разврата. Нельзя же быть в Бангкоке и не посетить такое злачное место.
Транспорт в Бангкоке забавный. Есть метро - три ветки, проложенные не под, а над землей, они и называются Sky Train. Довольно дорогой вид транспорта, стоимость зависит от расстояния, мы ездили на нем три остановки, билетик стоит 30 бат на человека. Есть тук-туки, на которых ездить никому не советую. Стоимость у них - как договоришься, но главное - что они открытые, а это в условиях длинных пробок равносильно газовой камере, особенно, если вы попадете куда-нибудь под выхлопную трубу автобуса. Автобусы рейсовые ходят вовсю, проезд стоит копейки, но надо изучать карту, чтобы понять, куда и на чем вы можете доехать. По реке ходят рейсовые кораблики, ходят часто, проезд стоит 20 бат на человека на любое расстояние. Вот на них обязательно стоит поплавать - есть что посмотреть по берегам, днем на них относительно прохладно ну и вообще, приятно покататься.
Бангкок, парк
Ну, а самый удобный и дешевый вид транспорта в городе - такси. Их огромное количество, раскрашены они в розовый, желтый и зеленый цвета, наверху табличка "Taxi-meter", что значит такси со счетчиком. С утра и днем по счетчику вполне можно уехать, у меня сложилось впечатление, что они делают план. Получается очень недорого - 60-80 бат при поездке через полгорода, независимо от количества пассажиров. Вечером они начинают работать на себя, счетчики стараются не включать, но всегда можно договориться и сторговаться. Та же поездка через полгорода обойдется в сотню. Попробуйте-ка в Москве проехать от каких-нибудь Кузьминок до центра за 70 рублей на такси...
Гранд Палас на закате
Вот, взяв такси мы и поехали смотреть всякие секс-шоу.
Честно говоря - не впечатлило. Ну да, пуляются из причинного места бананами, открывают им бутылки и разбивают яйца. Но все это как-то смотрится совершенно несексуально. Очень уж у них "рабочие" лица при этом, да и сами девчонки не особо симпатичные. Еще нас там немедленно попытались развести на бабки, выставив счет "за просмотр", хотя перед этим обещали, что все будет free. Но тут мы возмутились, заплатили за напитки, сказали, что все, мол, мани кончились и свалили :)
В стрип-барах снимать запрещено, поэтому вот вам цветочки ;)
В один из вечеров мы встречались там с виртуальным знакомым Алексом - парень женился на тайке, живет в Бангкоке и вовсю пишет в ЖЖ, в печатные журналы и на форумы про Таиланд. Он вот нас сводил в относительно интересные бары, с нормальной стриптиз-программой и без разводки на деньги. Находятся они на Сой Ковбой - тоже небольшой улочке, целиком посвященной именно секс-развлечениям. Там вот все-таки есть на что посмотреть, хотя... Кто бывал в стрип-барах в Москве, особо не впечатлится. Есть разве что забавные особенности. Например, по тайским законам, девушки не должны раздеваться полностью. Поэтому, скажем, в баре Баккара есть нижний этаж, где сидят туристы, а есть верхний, на полу которого девушки танцуют в юбочках, но без трусиков. При этом пол - прозрачный :)
В другом баре, сидя за стойкой, по которой прямо перед носом у меня распластывалась стриптизерша, я спросил Алекса: "Ты же говорил, что голыми им танцевать нельзя?" На что он посмотрел на меня удивленно и ответил: "Но на ней же сапоги!" :))
Сой Ковбой
Но самый лучший вечер в Бангкоке мы провели, пожалуй, на Байок Скай. Это самая высокая точка города, 84 этажа. Мы специально приехали туда к закату и успели посмотреть, как солнце растворяется в тумане над городом, как зажигаются огни небоскребов, шоссе и дороги становятся светящимися шевелящимися лентами на темном полотне города... Это действительно очень красиво. На самом верху там открытая обзорная площадка, с жутким грохотом вращающаяся вокруг шпиля, а ниже этажом - ресторан, в котором за билетик на смотровую площадку наливают бесплатный напиток - любой, от колы до виски. Сидишь за столиком, рядом окно во всю стену, темнота, только свечка на столе, а под тобой, вокруг тебя - ночной переливающийся город с высоты птичьего полета... Обязательно сходите :)
Глобус Бангкока :)
Стоим в очереди за билетиком на Байок-скай. Подваливает какой-то таец и начинает по-тайски меня о чем-то спрашивать. Я, естественно, не понимаю, говорю, мол, давай по-английски. Он удивляется: "Но ты же таец?!"
- Не, - говорю, - я русский.
- Русский?! И они русские? - спрашивает он, показывая на девчонок.
- Все русские! - киваю я.
Тут он опять начинает что-то бормотать непонятно... и тут до меня доходит, что он пытается говорить по-русски! Но настолько чудовищно, что я даже числительные "восымедысъят тыръи, восымедысъят чытыръи" с трудом разбираю.
- Эй, эй, давай-ка лучше по-английски! - останавливаю его я.
- Агаааа!!! - вопит он, обвиняюще тыкая в меня пальцем - Ты не русский!!!
Днем же мы вовсю шатались по храмам и паркам, занимаясь любимым делом - фотографированием всего подряд. Пили кокосы, пиво и фруктовые шейки, ели устриц за полтора доллара кучка и тайский суп в простых придорожных забегаловках. Скупали сувениры, футболки и всякие безделушки на бесчисленных рыночках. Бродили ночью по китайскому кварталу - огромная территория, заполненная толпами народу, красными бумажными фонариками, жареными тараканами, каштанами, шашлычками, рекламой, мотобайкерами и туристами.
Жареные каштаны в китайском квартале
Ездили на цивилизованный шоппинг в Сиам-центр. Поднимались на верхушку храма Арун, откуда спуститься было куда страшнее, чем подняться. Расслаблялись в тихом храме черепах, усеянном мостиками, скалами и гротами. Фотографировали свадьбу в Royal Garden, стараясь не мешать местному фотографу, который, впрочем, отнесся к нам благожелательно. В общем, Бангкок - это город, в котором не скучно.
Станки, станки... :)
На четвертый день Вероника улетала в Москву. Ну, а мы с Ирой купили на Као-сан очередной joint ticket и поехали в Chiang Mai - второй по величине город Таиланда на севере страны.
5. Чиангмай.
Вообще говоря, на поездку в Чиангмай мы планировали потратить дня три. То есть, по камбоджийскому опыту - день в дороге, вечером приехали, поселились, переночевали, утром поехали смотреть северные племена, вечером вернулись, переночевали и утром отбыли обратно в Бангкок. В итоге же получилось значительно оперативнее.
Утренний Чиангмай
Во-первых, автобус оказался ночным, что нас очень обрадовало. В девять вечера мы стартовали прямо от Као-сан-роад и в шесть утра приехали в Чиангмай. Во-вторых, уже там, найдя улицу Мун Мыанг - аналог бангкокского као-сана и потыкавшись в дверцы закрытых по случаю раннего утра турагентств, мы познакомились с местным таксистом, который за какие-то 500 бат на двоих взялся устроить нам one-day-trip по всем знаковым местам. Ну и в-третьих, вернувшись в середине дня в город, мы тут же купили билеты на автобус до Бангкока и вечером уехали, успев еще погулять по местным достопримечательностям.
Рис
В итоге поездка заняла всего один день и две ночи, а не три дня. Ну, а радовало нас это, потому что от экскурсий мы, честно говоря, успели к тому времени уже утомиться - все-таки 10 дней подряд бегать по 30-градусной жаре, потребляя воду как верблюды у оазиса - это тяжело физически. Хотелось уже опять к морю, в бунгало, чтоб закат через пальмовую ветку, шелест прибоя и купаться :)
На то, чтобы реально посетить становища горных племен, пробираясь к ним тайными тропами через перевалы - нужно, конечно, куда больше времени, чем один-два дня, или даже неделя. Поэтому хитрые тайцы договорились с представителями горцев, собрали в одном месте по несколько самых симпатичных и аутентичных жителей, обеспечили их жильем и стали возить туда туристов.
Отцы и дети
То есть жительницы деревни каренов там на самом деле длинношеие и таскают на себе с детства железные кольца. Но все равно это потемкинские деревни и довольно далеки от реальности... к коей, впрочем, если ехать - то надо тратить на это далеко не месяц и быть немножко Миклухо-Маклаем, потому как там не то, что английского, там даже тайского языка народ не понимает, живет отдельными аулами и кишлаками, в каждом из которых свой уклад, традиции и культура. Что, в общем-то, присуще практически всем горным районам земного шара с вынужденной межплеменной обособленностью.
Так что мы поездили, посмотрели, пофотографировали, ну а на большее претендовать в наших условиях смысла не имело.
Девушка из племени каренов
На обратном пути завернули еще в школу обезьян - тайцы муштруют их на собирание кокосов и добились впечатляющих успехов. Говорят, обученная макака способна обтрясти с веток до тысячи кокосов в день. Макаки и впрямь довольно шустро справлялись с упражнениями по откручиванию орехов.
Разборки с местными :)
Однако, позже, на островах, мы значительно более были впечатлены, когда Ира в ресторанчике заказала fresh coconut, которого не было в меню и официант легко и непринужденно ломанулся на ближайшую пальму, отвертел там орех покрупнее, вскрыл тесаком, сунул в него трубочку и подал Ире. Все это с улыбкой и добрым словом. Причем бесплатно, эдакий комплимент от шеф-повара :)
6. Ко-Тао, Ко-Панган.
Следующим отдыхательным этапом нашей поездки планировался остров Ко-Тао - маленький кусочек земли на юго-западе Таиланда, в Сиамском заливе. Славится он как самое дайверское место, где кораллы начинаются практически от самого пляжа. В общем и целом, так оно и есть. Из Бангкока мы автобусом добрались до Чумпона, города в самой тонкой части страны, где она непосредственно граничит с Бирмой - оттуда даже возят на дневные трипы в эту страну без визы. От Чумпона паромом до Ко-Тао всего три часа, а скоростным катамараном и того меньше.
Забегая вперед, скажу, что мы успели покататься там на всех средствах передвижения, всех фирм-перевозчиков. Самые комфортные - красные спидботы Seatran, у них и в салоне нормальная температура, а не дубак, как в катамаранах Lomparayah, и кресла комфортные, и не укачивает, и идет с той же скоростью.
Кораблик для туристов
В очередной рекламной брошюрке, которые там лежат во всех туристических фирмах, мы посмотрели карту острова и выбрали себе место обитания - небольшой пляж Aow Leuk, лежащий в стороне от самого популярного пляжа Sairee, и выглядящий очень симпатично на фотографиях. По прибытию взяли мотобайк прямо у пирса, погрузили на него все шмотки, погрузились сами и отправились на поиски. Ко-Тао - остров маленький, но очень горный. И дороги там очень горные. А в большинстве случаев, за исключением дороги у пирса и пляжа Sairee, их там вообще особо нет - так, широкие каменистые тропы с жутким перепадом высот и колдобинами. В общем, старый знакомый Honda Click ехал по всему этому делу с большим трудом, постоянно скребя совсем не горными покрышками, спотыкаясь и подвывая. Но добрались. Бухта оказалась на самом деле красивой - мощными скалами по краям был обрамлен миниатюрный залив, украшенный могучими валунами по белому песку. Высокие волны били в скалы, взлетая мириадами брызг... Купаться было невозможно :)
Aow Leuk
Просто в воду не зайти - сразу же начинались шершавые камни, о которые меня тут же чуть не раскатало прибоем. Ну ладно, решили мы - будем ездить купаться на другие пляжи, а в этом тихом месте будем жить. В общем-то так оно и вышло. Единственно - тем же вечером, возвращаясь домой мы снова рухнули на байке - колесо просто соскочило с предательской песчаной кочки. Сами не пострадали совершенно, а вот байк поцарапали аж в трех местах. Когда на следующий день мы решили его сдать - прокатная контора выставила нам счет аж на 300 долларов на ремонт, что, конечно, ни в какие ворота не лезло - мало того, что это и на самом деле был чистый развод, так мы еще к тому времени изрядно истратились и такой удар по бюджету был бы для нас не то, что катастрофическим, но крайне неприятным. А в залог там за мотобайк берут паспорт, так что просто так плюнуть и уйти не представляется возможным. В результате мы пошли в местную полицию и путем долгих переговоров с местным оффисером Чедом снизили сумму выплаты до 4000 бат (примерно 120 долларов). Но после падения Ира заявила, что больше не сядет на эту таратайку двухколесную, так что с тех пор мы ходили там пешочком. Ну, в общем и правильно - островок на самом деле очень маленький, за три дня мы его пешком обошли практически весь.
Ночь в нашей бухте
Кстати, до некоторых пляжей там иначе и не добраться - к ним ведут совсем уж козьи тропы, где и пешком-то довольно стремно перемещаться. Снорклинг же, как выяснилось, там на самом деле есть, начинается действительно прямо от пляжа... Но все равно не особо впечатляет - рыбы и кораллы есть, но не так, чтобы очень. Ира, правда, заплывала куда-то совсем уж далеко, вроде бы видела что-то совсем красивое и интересное, но даже она как-то особо не рвалась немедленно снова плавать. Хотя, может потому, что плавая с маской и трубкой очень легко сжечь себе спину и задницу под горячим тайским солнышком :)
Закат на Пангане
А в бухточке нашей оказалось очень хорошо вечером. Заката, правда, там не было, сторона острова не та. Но по причине своей удаленности от всего народу там не было совершенно. В день святого Валентина, например, мы ужинали в тамошнем ресторане совсем одни - на террасе, нависающей над вечерним бушующим морем и чувствуя себя совершенно отрезанными от остального мира... Есть в этом что-то очень романтическое :)
День святого Валентина в тропиках :)
Через три дня мы переехали на Ко-Панган - этот остров уже довольно большой и славится своими full-moon-party. Первая из них прошла в начале 80-х и была просто чьим-то днем рождения. Однако всем крайне понравилось, вечеринка стала проводиться регулярно, обросла известностью и поклонниками и теперь стала местом ежемесячного сбора отвязной молодежи со всего мира. Мы, к сожалению, на нее не попали - фулл мун в феврале ожидался 22-го, а у нас 23-го уже был самолет в Москву.
Full-moon-party, историческое место :)
Сам пляж же, на котором это действо происходит - самое густозаселенное место, которое я видел в Таиланде. Днем там иногда бывает как у нас на югах - плотная укладка голого населения по песку. Причем в 500 метрах, на другой стороне острова (это самое узкое место) - тишина, покой, огромные пустые дикие пляжи, на которых ты можешь сидеть и не видеть никого вокруг за полтора километра. Только пальмы, песок и море. Там мы и жили с Ирой, снимая очередное бунгало. Самое комфортное из тех, что у нас были, потому что у него был персональный гамак на крылечке :)
Из-за ограничения длины поста в ЖЖ продолжение см. в комментариях