Лето в разгаре, самое время посетить красивейшие места мира, в частности - Норвегию. Надеюсь, при выборе маршрута вам поможет этот короткий отчёт о нашем прошлогоднем путешествии Осло-Берген-Трондхейм.
Кольцо получилось таким: Санкт-Петербург-Хельсинки-(паром)-Стокгольм-Осло-Берген-Трондхейм-Umea-(паром)-Vaasa-Иматра-Санкт-Петербург. 4000 км на автомобиле, 2 недели. Выезд был посвящён именно фьордам и горам, поэтому и Стокгольм, и Осло мы проследовали почти без остановок - 4 часа экскурсии по Стокгольму и ночные поиски гостиницы в Осло дали весьма поверхностное представление о городах, к ним надо ехать отдельно и вдумчиво. Так что будем считать, что маршрут начался с того места дороги Е16 Осло-Берген, где показалась первая вода в окружении пока ещё не гор, но уже и не городских архитектурных шедевров.
В Honefoss мы свернули с общепринятой Е16 на дорогу 7, и правильно сделали: если вы едете с юга на север, то лучше сначала проехать низом до Бергена, посмотрев по дороге всё, что можно, а потом по Е16 подняться во Флём и дальше на север.
Первую радиалку придумали в Geilo - наверх в горы к хутору Prestholtseter. Тишина, красотища, никаких туристов… И вид на окрестности с не то чтобы главной вершины, но рядом - прекрасен!
В местечке Haugastol сели на поезд Осло - Берген, следующая остановка - Finse, там озеро, ледник, горы рядом - отвёл душу слегка… Взяли на станции велики, укатили к леднику поближе, полазали с детьми по склонам, напитались чистой ци с окружающих вершин… Там хоть и 1500 всего, но для севера это - много, чувствуешь себя почти как на Тянь-Шане где-нибудь…
Вон там внизу станция:
Возвращаемся в Haugastol, едем дальше по 7. Скоро появляется чудное озеро, где все проезжающие ставят турики. Ну, и останавливаются посозерцать:
Едем дальше. И вот оно - бездонное ущелье с целой семьёй водопадов Voringfossen. Тут-то и стало понятно, что такое эти их хвалёные водопады. 400 метров, вид с обрыва вниз завораживает, вперёди - вода по скалам, вот:
Дальше ещё один красивейший водопад, совсем не помню, как зовут, мощь такая, что земля гудит далеко вокруг:
После парома через Eidfjord, одной из многочисленных водных прогулок, проезжаем туннель на 7,5 км, один из миллиона туннелей, первый впечатляет, остальные уже нет - дорога и дорога, и сворачеваем на Берген. Вокруг Бергена в 30 км практически нигде не встать - выходные, народу, как вокруг СПб, пришлось в городе селиться. Зато погуляли по правильным улочкам:
А вот в усадьбу Грига не успели, жаль. Зато рыбалка удалась, да и закат с воды неплох:
По дороге во Флём по Е16 опять свернули с трассы, и очень вовремя: поднялись пешком на горку, нашли чудное озеро, абсолютно никого, разве пара-тройка дач местных, и вот, вид вниз на Samnangerfiorden:
Обязательная остановка на Е16 - Tvindefossen:
Во Флёме красиво всё. И вода, и берег, и горы с водопадами. Садимся на поезд Flomsbana до Myrdal, обязательная часть всех турпрограмм. Но если есть время, лучше там пешком или на велосипедах, однозначно. Красивейшая дорога, которую надо проходить медленно и вдохновенно, и хороша она не только обязательным Kjosfossen (там поезд стоит, фотопауза, шоу с музыкой и привидениями).
Из Флёма можно и на кораблике по Согнефьорду покататься, тоже прекрасно. А вот парома нет, паром идёт из Gudvangen (20 км от Flom) в Кaupanger. Паром долгий, часа 3, так что получилась замечательная водная прогулка, не потребовалось отдельно её устраивать. Фьорд постепенно расширяется, картины медленно меняются, и в итоге выходим в знаменитый своими красотами Sognefjorden.
Из Кaupanger едем по 55 на север. Прежде, чем двигать в Lom, сворачиваем с дороги 55 в Gaupne к леднику Jostedalsbreen по дороге 604. Дорога на ледник отличается от наезженных трасс - узкое ущелье вдоль реки, слева скала, справа - обрыв, классика жанра.
А вот ледник в той его части, куда привела дорога, оказался весьма популярным местом, по самому краю языка даже экскурсии водят, обувая довольных туристов в кошки.
Ну, хоть так по льду погуляли, по скалам вокруг полазали, и то неплохо.
Вернулись на 55, едем в сторону Lom. После Luster дорога 55 пошла в гору, и картина очень быстро поменялась. Серпантин вытаскивает нас на 1400 метров, и вокруг всё стало напоминать пустынный лунный пейзаж. Одна из самых любимых дорог получилась!:
Этот бесконечный день приостановил свой бег в местечке Bovertun, скромном мотеле у бурного ручья, вокруг очень красиво и тихо (шум воды - это тоже тишина). Хозяева бывали в Ленинграде (название Санкт-Петербург они игнорируют), очень обрадовались нам, будут рады и вам, если доберётесь.
На следующий день продолжили путь по 55 до Lom, там свернули на 15 и далее 63 к Geirangen. Следующая остановка - знаменитая своим серпантином и смотровой площадкой Dalsnibba. Дорога к ней сворачивает с трассы после поворота на Stryn, не заметить невозможно. Дорожка, и верно, приятная - 5 км грунта и без ограждений, шириной аккуратно в две машины, и те, кто проезжают со стороны обрыва, чувствуют себя, скажем так, по-разному:
Но приятно по такой покататься. Кавказ напоминает местами. А сверху - вид на знаменитый Geirangerfjorden и окрестные горы:
Дальше вниз, 40 км серпантинчика до Geiranger. Эти места - во всех туристических каталогах, рекламах, призывах. И да, очень красиво!
А дальше по дороге 63, примерно в 120 км к северу (включая паром), ещё одно туробязательное - Trollstigen с великолепным Stigfossen. Если ещё остались эмоции после Далсниббы, то тут им точно придёт конец:
После всего этого надо найти тихое место в лесу и засесть на пару дней. Что мы и сделали:
Дорога до Трондхейма через знаменитый участок дороги 64 Atlanterhavsveien по морю впечатлила уже меньше, но тоже неплохо.
Сам Трондхейм, конечно, хорош и уютен, но городские красоты плохо воспринимаются после всего природного великолепия… Зато небо над Трондхеймом подарило и троллей, и драконов, и не-пойми-чего-ещё:
А от Трондхейма до Umeå всё опять очень красиво и почти безлюдно. Так, на Fommesfossen всего одну пару заблудившихся туристов встретили, а ведь достойное место:
На этом норвежская часть закончилась. Швеция запомнилась в основном дорогой - там можно до 120 на простых, и никакой полиции, так что проскочили мигом. Только притормозили, завидев лосей на опушке, но те не стали позировать и быстро скрылись в лесу. Финляндия запомнилась мощным ливнем, рыбалкой нахлыстом в Lohimaa и ночёвкой в почти глухом лесу, но это уже так, лакировка.
Фото вконтакте: Осло - Берген:
http://vkontakte.ru/album12594_36591602 Берген - Трондхейм
http://vkontakte.ru/album12594_37527530 Небо над Трондхеймом:
http://vkontakte.ru/album12594_37523138 Summary
1. Выбор средств передвижения. На а/м или мотоцикле можно успеть много больше, естественно. А на мото ещё и проехать там, где машина не пролезет. Минус - дорогой бензин. Плюс - полная свобода выбора маршрута. Велосипед хорош для детального обследования небольшого района, 3000 км накатать трудно. Пешком - тоже удобно: автобусы и поезда есть везде, велосипеды в прокат тоже, погулял-покатался - переезжай дальше.
2. Места из серии must: Finse и окрестности, водопады вдоль дорог 7 и Е16, Bergen и окрестности, Sognefjord по воде, Flom и окрестности + Flomsbana с остановкой у Kjosfossen, ледник Jostedalsbreen, дорога 55 Luster-Lom, Dalsnibba, Geirangerfjorden, Trollstigen.
3. Пешие и вело-прогулки можно и нужно устраивать везде в окрестностях упомянутых выше мест. От 2 часов до двух суток, чтобы с гор полюбоваться красотами. Не ленитесь, радиалки прекрасны!
4. Кемпингов и мотелей везде много, но надо успевать найти место ночлега до 22:00, ибо в 22 или 23 часа всё закрывается. В такой ситуации можно поставить палатку на территории кемпинга и оплатить утром. Бронировать заранее смысла нет, чтобы не связывать себя обязательным графиком движения.
5. А можно поставиться и вне территории, но лучше не на виду, вдали от дорог - местные жители вполне могут сообщить, куда следует, о нарушителях.
6. Про паромы: билеты на короткие переправы заранее покупать не надо, паромы ходят, как маршрутки, оплата при входе. Длинные (больше часа) лучше планировать заранее, например, паром из G в K ходит два раза в сутки, первый в 8 утра. Паром Umeå - Vasa ходит 2 раза в день по будням, 1 - по сб-вс, расписание меняется регулярно, смотрите в интернете. Бронировать не обязательно, но для спокойствия полезно.
7. Про цены: самая затратная часть - бензин (~13 NOK за литр), далее - питание весьма дорого, но тут уж по потребностям и возможностям смотрите. То же и с жильём - место для палатки от 85 до 150 NOK, а дальше может и 1500 за ночь в гостинице не хватить, в этом диапазоне всего много, на выбор. Домик на 4-5 чел (с удобствами во дворе) можно найти за 700 NOK, с туалетом и душем - за 1200. 9 NOK=1 EUR.
8. Если поедете на машине или мотоцикле, то НЕ НАДО ПРЕВЫШАТЬ СКОРОСТЬ, как ни грустно тащиться со скоростью 80-85 км/час. На большей части дорог 80 - максимальна, бывает и 90, на магистрали - 110, но редко. Штрафы: +5 км/ч - 600 NOK, правда, за это не ловят. +10 - 1500, +20 - 3500, +30 - 6500 примерно. Думайте, надо ли оно вам. Ловят редко, но очень неожиданно - лазерные ловушки и радары без предупреждающих знаков, реакция не спасёт. А камерам предшествуют указатели «Осторожно, камера!», так что это только дисциплинирующий, а не карательный инструмент.
9. Народ в Норвегии отличный, все говорят по-английски, гостеприимны, доброжелательны.
Хороших всем путешествий!