В среду, 30 июля, закупившись питьевой водой и зажарив курочку, мы отправились в дорогу. Экипаж 3 человека, 1 водитель - я.
В 5 утра мы были уже на трассе «Дон» М4, заправившись актимелем на BP до полного бака (1300 р).
Из-за того, что выехали позже запланированного, было решено ехать без остановки до следующей заправки. Хотелось проехать как можно больше до пробуждения гаишников.
Но трасса своим безупречным качеством радовала недолго. Она то сужалась, то снова расширялась. Двоюродный брат на заднем сиденье конспектировал:
Москва - Ростов-на-Дону (дальше записывать не смог, заснул)
72-й км (Ступинский район) - Лукойл слева
74 км - ДПС
116 км - Лукойл справа и слева
129 км - Лукойл справа
(ехали 140-160 км/ч)
209 км (пос. Александровка) - ГАИ
238 км - ТНК справа, кафе, стоянка
240 км (Богородицк) - Роснефть (95 - 24.50)
253 км - пос. Кузовка
Воловский район - расширение дороги с 2-х полос до 4-х
288 км - сужение дороги
311 км (Чернятино) - очень плохая дорога
317 км - Пушкари (перед ними Покровка)
319 км - ТНК (слева), ДПС, ТНК (справа)
329 км - Лукойл справа и слева
337 км - Бабарыкино
Яркино
Становое - ДПС
362 км - Лукойл
465 км - начало платной дороги (20 р)
519 км - Лукойл (заправили 40 л - 967 р)
589 км - Лукойл справа
633 км - Лукойл справа и слева
645 км - Лосево: стоянка, кафе, рынок
660 км - Павловск
Богучар - КПМ, вольные гаишники
731 км - Лукойл слева
826 км - Лукойл
Грайворонец
836-838 км - стройка дороги, масса гаишников. Обгон запрещен, штрафуют в основном за «встречку»
845 км - Лукойл
881 км (пос. Тарасовский) - Лукойл, гаишники
892 км - Лукойл справа и слева
906 км - ДПС
924 км - Лукойл
Каменск-Шахтийск - ДПС, Лукойл справа и слева
948 км - Лукойл справа и слева
станица Лихая - Лукойл
981 км - Лукойл
1014 км - Лукойл справа и слева
1024 км - Лукойл
1039 км - Лукойл
1055 км - г. Аксай - мотель «Евразия» 1600 р номер на 2-3 чел с завтраком, Мега, Икеа, Ашан
Еще через км 10 случился Ростов. После дорога на Краснодар. В краснодарском крае очень недружелюбный пост ДПС (за окном стремительно вечерело). Обыскали машину, проверили все содержимое моей сумки, кошелька, карманов брата. Не стали досматривать только вещи мамы. После поста активное строительство новой трассы, машины едут очень медленно.
В Краснодаре, перед началом трассы Краснодар-Джубга, я решила немного отдохнуть и остановилась на обочине прямо за ДПС. Через 2 часа, поняв, что это абсолютно бесполезное занятие, - ноги затекают, спинку сиденья до конца не опустить, проезжающие машины ослепляют - мы отправились дальше.
В Джубге я еще думала, свернуть к Геленджику или все-таки в Абхазию. Но цель поставлена была, значит отступать нельзя.
В Туапсе мы были с рассветом, как и планировалось, чтобы пройти серпантин с минимумом авто. Но тут конечно сказалась усталость, поэтому в Сочи мы въехали аккурат в самый разгар часа пик. Больше всего времени было потрачено именно здесь. Пробка на въезде в город, потом пробка до Краснодарского кольца, потом после него. Сочинская объездная тоже вся в ремонтах.
У меня появилось некоторое, довольно ощутимое раздражение. Адлер тоже встретил нас пробками. Здесь я залила полный бак, ибо была предупреждена заранее, что абхазский бензин заливать нельзя.
В Веселом одни рынки и совершенно непонятно куда ехать, особенно после пересечения реки Псоу. Появляется ощущение, что дальше вообще ничего нет.
Но вот она граница! Машин мало, заняла очередь, взяла декларации, стала заполнять. Пассажиров моих высадили. Хотя многие остались в своих авто.
Когда пограничник стал сверять номер кузова моей машины, возникла проблема. Номер под ковриком и на лобовом стекле совершенно не сходились с тем, который указан в свидетельстве о регистрации.
Моей астре не было еще и месяца и где искать этот номер, я совершенно не представляла. Тут у меня началась паника - проехать почти 2 тысячи и не попасть в Абхазию! Тогда пограничники вызвали свое начальство, и мы принялись искать все вместе. Номер оказался наверху под капотом. И на прикрепленной питерцами русскоязычной табличке «Дженерал моторс», которая ни у кого не вызвала доверия. У меня как гора с плеч свалилась! Начальство объяснило это косяком питерской сборки. Дескать, одни детали иностранные, другие наши, номера разные, а в ПТС указываются только наши.
Меня пропустили. Пройдя все контроли и уже собравшись покинуть Россию, меня останови абхазцы в форме, заявив, что нам необходимо застраховать свое бренное. Стоимость страховки - 10 р в день с человека. Причем даже на последнем паспортном контроле никто об этом не предупреждал и ничего не знает. Говорили, что следующее окошко к ним отношения не имеет. Абхазцы же в форме уверяли, что нас без этой страховки обратно не пустят.
Застраховались, подъехали к Абхазской границе. А там снова деньги - поставить авто на учет (150 р) + страховка авто (в полисе написано 175 р).
Въехали в страну. Кругом красотища. Дорога новая, хорошая. Доехали до Пицунды (км 40 от границы)
Дальше наш путь лежал в поселок Лдзаа, к соснам в микроклимат. На месте мы были около 13 часов.
Отправились в частный сектор искать жилье. Цены в сутки за человека в среднем 250-300 р в частном секторе, 400 р - гостиница (удобства на этаже), 1500 р - гостиница (удобства в номере, питание).
В целом впечатление от трассы хорошее. Единственная проблема с туалетом на заправках - сколько ни останавливались на ТНК, у них никогда он не работает, то воды нет, то еще чего-нибудь.
Есть в дороге совсем не хотелось, курочку скормили тощим южным псам..
Про путешествие по Абхазии стоит написать отдельно, оно у нас было насыщено посещением местного отделения милиции, озера Рица и дачи Сталина. Но здесь только про дорогу.
В обратный путь мы отправились 10 августа, уже после начала грузино-осетинского конфликта. Надо сказать, что на отдыхающих он никак не отразился. Никакой паники, никто не уезжал. Люди приходили на пляж, грызли семечки, смеялись и говорили, что "русские спасут". Однако же родственники из Москвы с завидной периодичностью звонили и посылали смс с наставлением незамедлительно возвращаться домой.
В воскресенье в 3 часа дня мы выехали из Пицунды. Экипаж наш сократился, теперь мы были вдвоем с мамой. В Гаграх посетили большой городской рынок (хочу заметить, что место далеко не самое приятное, цены высокие, продавцы хамят), оттуда отправились к границе. Здесь нас поверг в шок размер очереди, она устремилась к горизонту. По счастливому стечению обстоятельств пограничники пропустили нас немного вперед, но и тут все замерло, как выяснилось, из-за потока авто, проезжающих по встречному ряду и пристраивающихся впереди основной колонны.
На границе у нас не проверяли ни паспорта, ни страховку, без которой грозились не выпустить из страны. В итоге на прохождение таможенных дел ушел час.
В 18 часов мы въехали в Адлер. Решив перекусить перед долгой дорогой, по старой памяти я повезла маму в кафе «Удача» в Хосту, рассказывая, какие вкусные там готовят хачапури по-аджарски (140 р). В итоге - зря потраченное время. Хачапури совершенно несъедобный, пересушенный с абсолютно запекшимся яйцом посередине :)
Бензином заправились на Лукойле в Сочи перед Краснодарским кольцом и в 20:15 были уже на серпантине. В этот раз я чувствовала себя куда более уверенно, и все эти крутые повороты, спуски и подъемы доставляли только удовольствие.
Кстати, несмотря на сумерки, в населенных пунктах Лоо и Лазаревское дежурят гаишники.
Ближе к Туапсе (на улице уже стемнело, серпантин еще не кончился) перед нами образовался подозрительный тип на праворульной тойоте с местными номерами. Он ехал очень неторопливо, постоянно выезжая на встречку. Все машины, едущие за ним, энергично сигналили, пытаясь разбудить возможно задремавшего водителя. Но он продолжал «плавать» по всей дороге, с трудом вписываясь в повороты. Обогнав его уже в Туапсе и заглянув в кабину, я увидела совершенно пьяного водителя со стеклянными глазами, устремленными в бесконечность.
Мама заблаговременно записала номер авто и теперь мы ехали в надежде встретить гаишников. Но их конечно нигде не было.
В 11 вечера, в Новомихайловском, вдоль забора «Орленка» жуткая авария, сбили мотоциклиста. Здесь я передала гаишникам номера той тойоты.
Дальше мы ехали без остановок до Ростова. Проехали без пробок стройку дороги. Навстречу шла военная техника. Везли бензин, солдат, танки. Некоторые колоны сопровождала милиция. Очень странные от всего этого были ощущения.
В Ростове были 3:40, здесь устроились на ночлег на стоянке Лукойла.
Путь продолжили в 7:45. За Каменск-Шахтинским начался ремонт дороги, ехали медленно, гаишники следят за нарушителями предписаний знаков.
В Миллеровском районе были в 10 утра, до Воронежа 375 км. Здесь снова нас поджидает стройка новой трассы. Дорога двухполосная, редки моменты разрешенного обгона.
Заезжаем на ТНК, и у них снова не работает туалет. Больше этой заправкой мы пользоваться не будем :)
К Воронежу подъезжаем в 15.30, до Москвы остается 515 км.
Елец встречает нас пробкой, до Москвы 377 км.
Километров через 5 начинается реверсивное движение. Снова пробка. Много военной техники навстречу, жара. Хочется уже поскорее приехать :)
На обратном пути подсолнухов уже практически нет, зато глаз радуют бескрайние соломенные поля.
18:00 мы в Тульской области. Дорога по-прежнему не радует. Практически сразу попадаем в очередную пробку и стоим еще 30 минут.
Уже перед Тулой дорога расширяется, по 3 полосы в каждую сторону. Но с Лукойлами тут беда, монополист Эльф-ойл с пистолетами из далеких 80-х.
Обратный путь, который обычно более легкий, усложнился ремонтом дороги и стройкой трассы. Наверное ничто так не выматывает в долгом пути как пробки.
На обратной дороге нас не остановили ни на одном посту ДПС, хотя везде появились знаки стоп-контроля, которых раньше не было.
Лично мне проще и удобнее ехать ночью, когда приходится меньше волноваться о наличие гаишников в кустах, серьезных заторах на дороге, пробок в городах.
На МКАД мы въехали в 22:00. Пробег от Пицунды 1698 км. Время в пути 31 час от Пицунды и 26 часов от Сочи. На бензин ушло в общей сложности 7 тыс руб.