"Мурман 2010". Экспедиция на Кольский полуостров.
Часть 1. Подготовка.
Поездки на внедорожной и, вполне себе, дорожной технике по стране нашей необъятной - популярный вид активного отдыха. Активный образ жизни плохо загорает на пляжах Египта, ему не к лицу турецкое серебро и дискотеки, а от азиатской кухни случается частая изжога и пучит. Поэтому каждый год сотни, а то и тысячи, хороших людей, следуя древнему зову предков, отправляются покорять поистине бескрайние просторы нашей необъятной Родины. Один из интереснейших и популярных маршрутов, пролегает по дорогам, грейдерам, зимникам Карелии и Кольского полуострова. По легендам, именно здесь находилась древняя могущественная цивилизация, называемая Гипербореей, здесь человек покорял тайгу и тундру, полярную ночь, морозные шторма и... не покорил. На этих сопках и скальных выступах шли жесточайшие бои, ставшие примером русской воинской славы в Новейшей истории.
Местное коренное население устояло перед окончательной советизацией и водочной ассимиляцией, сохраняет элементы древнего традиционного языческого уклада. Под ногами в лесотундре и тундре, наряду с патронами и колючей проволокой, вполне можно найти языческие места силы - сейды, и древние капища.
Но и человеку далекому от этнографических изысканий будет не безынтересно путешествовать по Русскому Северу: охота, рыбалка, красивые пейзажи, бурные реки с перекатами и водопадами надут своего почитателя.
Наша поездка была организована в рамках клуба активного отдыха "Эндуротур". Адрес сайта ENDUROTOUR
http://endurotour.ru. Символом поездки стал древнесаамский шаман, изображения которого, в качестве одного из элементов петроглифов, найдены на сейдах Кольского полуострова.
ПОДГОТОВКА.
Цели у всех участников были свои, но не взаимоисключающие.
Интересно было:
- познакомиться с бытом и укладом кольских поморов
- протестировать себя и внедорожную технику на ряде сложных и не очень маршрутов
- сделать хорошие фотоснимки
- порыбачить
- позаниматься подводной охотой
- окунуться в стихию природного естества и безмятежности, которой так не хватает городскому жителю
В соответствии с целями, перед нами встал ряд задач. Не самой простой из которых была разработка интересного маршрута, который позволил бы достичь поставленных целей. Выбраному маршруту должна была соответствовать подготовка экипажей.
Маршрут экспедиции формировался на протяжении довольно длительного срока - по большому счету, в течении двух лет. На общегрупповых сборах обсуждались не только возможные варианты маршрутов, но и количество (состав) экипажей, наши отпускные потенции, и личные пожелания.
Изначально маршрут должен был проходить по классической джиперско-кольской схеме:
Москва - Ярославль - Вологда - Вытегра - Пудож - Медвежьегорск - Кандалакша - Мурманск - полуостров Рыбачий
Далее в схему был встроен творческий элемент, соответствующий нашим интересам:
общий старт спецучастка "1000 ручьев" знаменитой "Арктик-Трофи", для чего необходимо было возвратиться в Ревду.
Далее путь пролегал в сторону Кировска. В Кировске группа разделялась. Часть группы держала путь на базу Контрольно спасательной службы (КСС) в Хибинском горном массиве, а часть преодолевала умбозерский перевал на мототехнике. При благоприятном стечении обстоятельств, мотогруппа проходила спец участок (СУ) "Затерянный мир", вышеупомянутого "Артик-Трофи" и возвращалась через Оленегорск на базу КСС. Далее планировалась дневка, баня и промежуточный разбор полетов.
Дальнейший путь пролегал в сторону устья Варзуги. Цель - пустыня выветривания у старого рыбачьего поселка Кузомень.
Поездки в этом направлении так же довольно популярны. В интернете можно найти большое количество отчетов. На море планировалось провести несколько дней, вступая в регулярные потребительские контакты с природой на предмет рыбы и грибов. На обратном пути предполагалось сделать морскую стоянку у Чупинской губы в районе деревни Полунга.
Обстоятельства, как всегда, внесли свои коррективы....
На этапе подготовки экспедиции, количество экипажей варьировалось от 6-ти ( с общим количеством участников 14 человек и 6-ю элементами мототехники), до 3-х экипажей (6ти человек с 3-мя элементами мототехники).
Постоянно кто-то заболевал, забывал, у кого-то случалась "затяжная диарея", "скоропостижно умирала бабушка", осуществлялась плановая высадка НЛО на приусадебный участок. В общем, обычная подготовка шла по своему обычному пути. В соответствии с количеством экипажей, изменялась и техническая составляющая и, если в изначальном плане участвовало 6 автомобилей, 2 из которых были отечественными Нивами, то в окончательном списке присутствовала одна иномарка и две довольно пожилых Нивы. Что существенно снижало шансы на выживание группы.
В соответствии с новыми обстоятельствами, был предложен новый вариант маршрута.
Из него были исключены элементы серьезного рубилова на Рыбачьем, так как две нивы с прицепами загруженными техникой могли не преодолеть возможные препятствия. А для того что бы двигаться на мототехнике отдельно от машин не хватало квалифицированных водителей с достаточной степенью внедорожной подготовки.
Из списка так же исключили заезд в Кировск и Хибинский горный массив. Зато в маршрут был включен прорыв до горного озера Райявр в Ловозерском горном массиве. Исходя из анализа существующей литературы, подкупала возможность стать первыми посетителями этого удивительного места, которые добрались до него на подобной мототехнике.
Окончательный список участников состоял из 10-ти человек, которые разместились в трех автомобилях:
Mazda BT-50 - 3 человека
Нива короткая - 3 человека
Нива длинная - 4 человек.
Загрузка материальнотехнической частью по автомобилям выглядела следующим образом:
Mazda BT-50, общегрупповое снаряжение в грузовом отсеке под силовой крышкой, квадроцикл Honda TRX-300 и 100 литрами запасного дизельного топлива на силовой крышке, общегрупповое и личное снаряжение на силовом багажнике.
Нива короткая - транспортировала мотоцикл Honda XR-650 на прицепе, так же на прицепе ехал экстренный запас топлива, часть общегруппового снаряжения
Нива длинная - транспортировала прицеп "Тонар", с квадроциклом CF-500, часть общегруппового и личного снаряжения.
Загрузка, одним словом, была полная...
При перемещении по маршруту использовались Навигаторы Maggelan серии Triton (модели 1500 и 2000). Был установлен дополнительно к штатному ПО Ozzi Explorer. Карты: генштаб, спутник Google Earth из Sas Planet. При перемещении в автотранспорте так же использовался Нетбук в сочетании с GPS модулем на SirfIII, так же оснащенный Генштабом и Спутником Гугл. В качестве дополнительного элемента использовался обычный автомобильный навигатор с Навинтел (Он даже знал некоторые дороги).
Внедоржная подготовка была на грани с экспедиционной. На 3 автомобиля было 2 электролебедки. На Мазда БТ-50 и квадроцикле CF-500, одна ручная лебедка. Пара бутылочных домкратов, один хайджек, один эйрджек. В Мазде был установлен стационарный компрессор с ресивером на 8 литров. На автомобили была установлена грязевая резина. Все автомобили были оснащены фаркопами и радиостанциями СИ-БИ (Ci-Bi 27Mhz) формата, одна из них со стационарно установленным усилителем сигнала. Отдельно стоит отметить, что без радиостанций подобная поездка была бы не возможна.
В конце отчета находятся ссылки на списки общегруппового и личного снаряжения, задействованного в экспедиции, который может применяться в подготовке подобных поездок.
НАЧАЛО МАРШРУТА
Отчет по поездке предпочитаю представить не в четком хронологическом порядке, а по ходу значимых событий. Я намеренно иду по этому пути, так как при разработке маршрута столкнулся с большим количеством отчетов, построенных в форме ежедневника, с четкой хронологией. Из подобный отчетов сложно сформировать единый образ поездки, обусловлено это разным темпом групп, разными приоритетами и интересами.
Выезд состоялся 10-го июня 2010 года.
Дорога до Ярославля не представляет каких-либо сложностей. Качество покрытия: от хорошего, до средней паршивости (с ямами и выбоинами). Засады ДПС бывают редко, но нужно быть внимательным на участке от поворота на Александров до Переславля. Этот перегон включает в себя новый открытый участок дороги, с хорошим дорожным полотном, на нем может работать одновременно до 6-ти камер-радаров. Серьезные посты ДПС - перед Переславлем Залесским перед Ярославлем. На там работают, в основном, нормальные ребята и проблемы там устраивают редко.
От Ярославля до Вологды последний раз я ездил 4 года назад. Дороги практически не было. Был вечный ремонт: ямы и выбоины. Сейчас все отремонтировано, дорога хорошая и серьезных проблем не представляет. На этом перегоне, замечательным местом является бурелом на несколько десятков километров. Почему-то о прошедшем там в июне 2010 урагане не так много информации, хотя мой товарищ рассказывал мне, как порывами ветра ночью положило березовую рощу под Переславлем.
По пути встретили знакомых ребят из Сузуки Джебел Клуба, они шли по похожему маршруту, но от СУ "1000 ручьев" отказались, посчитав его слишком сложным. И зря отказались. Пофоткались, пообщались, поехали дальше.
Жара стояла ужасная, но водоемы вдоль дороги спасали положение. Купались.
Отмечать на маршруте заправки - практика хорошая, но она может сыграть злую шутку. Нужного топлива на заправке может не быть или качество его будет отвратительным. Поэтому после Вологды имеет смысл запастись топливом.
Разумно иметь на экипаж 50 -75 литров топлива в канистрах. Запас позволит не напрягаться, если "лампочка" замигает или солярка на ближайшей заправке будет вонять медвежьей мочой. Не забывайте, что канистры по существующим правилам, должны быть промаркированны, как огнеопасный груз (наклейка). На практике же, отсутствие наклейки на канистре, вызывает вопросы у сотрудников ДПС не часто.
До Вологды легко доведет любой навигатор. При желании, в Переславле, Ростове, Ярославле, Вологде можно осмотреть массу достопримечательностей и вкусно покушать. Города просто замечательные. Но "мы идем на Север"!
Вытегра
Вы́тегра - город (с 1773) в России, административный центр Вытегорского района Вологодской области.
Население 10814 человек (2010 год).
Вытегра - симпатичный город, с развитой инфраструктурой. Есть качественное топливо, сервис, магазины запчастей, универсальные магазины, достопримечательности.
Подробнее Пудож.
Пу́дож (карельск. Puudoži) - город в России, в Карелии, административный центр Пудожского района.
Пудож - небольшой населенный пункт на нашем пути. Несмотря на свои небольшие размеры, город примечателен петроглифами и другими интересностями, которые при наличии времени обязательно рекомендуется посетить.
ПодробнееЕсть магазин, кое-какая инфраструктура.
По дороге на Медвежьегорск нашему экипажу, как ведущему, достаются всякие сюрпризы. Постоянно что-то перебегает дорогу, кричит и лает. Сумерки. Не успели привыкнуть к этим сюрпризам, как об стекло ударяется что-то большое. Какая-то курица: то-ли рябчик, то-ли куропатка. От удара почти проснулся, заодно осознав, что за рулем - я. Идем искать незваного гостя.
Пусто. Видимо удар пришелся по касательноё и птица смогла самостоятельно скрыться с места ДТП.
Фоткаем ручеек.
Ловлю себя на мысли, что неплохо бы было тут занырнуть на предмет поиска рыбы. Жабры сохнут. Таций спит. Пришлось распинать - показать ручеек. Дима походил, покивал и пошел спать. Сволочь!
Сажаю за руль Фырку. Надо хоть пол часа вздремнуть.
За несколько десятков километров до Медвежьегорска принято добровольно-принудительное решение об отдыхе. В следующей части маршрута предполагалось углубиться в СУ "1000 ручьев". Для этого необходимо было преодолеть участок в более чем 800 километров дорог с покрытием и 10-15 километров каменистого бездорожья с бродами и каменным триалом.
Медвежьегорск.
Медвежьего́рск (карельск. Karhumägi, фин. Karhumäki) - город (с 1938) в России, в Республике Карелия, административный центр Медвежьегорского района. Расположен на берегу Онежского озера.
Население 15,4 тыс. чел. (2009).
До 1938 года населённый пункт назывался Медве́жья Гора́, а железнодорожная станция называется так до сих пор.
Подробнее Медвежьегорск - важный населенный пункт на пути. Следующий очаг цивилизации - Кандалакша.
В Медвежьегорске есть сносное по качеству топливо, продуктовые и универсальные магазины. Здесь мы пополняем припасы воды, пищи, топлива. Покупаем газовую плитку и газ для неё. Пополняем жировой запас в местной харчевне.
Уже чувствуется северная прохлада. Полярный день напрочь отбивает желание спать.
Город симпатичный, ощущается карельский колорит. Что бы не зазеваться смотрим карту. Наш путь пролегает по главной дороге с одним поворотом на светофоре направо.
Сделали традиционную фотографию:
Путь на Кандалакшу уже начинает захватывать своими пейзажами, начинаешь потихоньку проникаться красотами Русского Севера. Погода нам в помощь. Светит солнце, причем почти круглосуточно. Первое время это даже забавляет.
Кандалакша
Кандала́кша (карельск. Kandalakši, Kannanlakši, Kandalahti, фин. Kantalahti, колтта-саамск. Käddluhtt, древнеисл. Handvik) - город (с 1938) в Мурманской области России.
Население - 36 068 человек (2010 год).
ПОДРОБНЕЕ Некоторые члены нашего дружного коллектива, например Я, Петр, Симка, Роджер испытываем особую любовь к этому городу.
Зимой здесь можно неплохо покататься на Крестовой горе. Она по-сути и не гора вовсе, а сопка. Но эти занесенные ёлочки, мягкий снег, зимнее Белое море. Подкупает. Будет время стоит погулять. Хороший город, но мэров мочат.
Проскакиваем мимо. Наша цель - Ревда. Она уже совсем рядом.
После Кандалаши пейзаж начинает кардинально меняться: таёжная растительность уступает лесотундре, сопки становяться выше, подъемы и спуски привычным, и приятным элементом продвижения. Дорога отличная. Еще-бы. Она тут одна.
Хибины
Хиби́ны - крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст - порядка 350 млн лет. Высшая точка - гора Юдычвумчорр (1200 м над уровнем моря). В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр.
Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными ледниками и снежниками. Сложен большей частью нефелиновыми сиенитами, с которыми связаны месторождения апатито-нефелиновых руд.
У подножия расположены города Апатиты и Кировск.
ПОДРОБНЕЕ Все ближе Хибинский Горный массив. Его уже видно где-то за низкими облаками. Где-то там, в сердце Хибинского горного массива пролегает СУ "Затерянный мир". От него мы вынужденны отказаться, но обязательно прорвемся в следующий раз.
Мончегорск
Мончего́рск - город в Мурманской области России. Образует городской округ город Мончегорск. Расположен в 145 км к югу от Мурманска. Население - 47612 человек (2010 год).Названием город обязан реке Монча, окрестности которой издавна называли Мончетундра. «Монча» - по-саамски «красивый», «тундра» - «горный массив».
ПОДРОБНЕЕ Впереди Мончегорск. Город-горнообогатительный комбинат. В рассветной дымке он предстает перед нами в образе обители Князя Тьмы. Мончегорск крупный центр медно-никелевой промышленности. На юге города находится крупная техногенная пустошь - влияние выброса комбината "Североникель": обожжённые сопки, мертвые деревья и вода цвета всех оттенков желтого. Если бы Люцифер имел место постоянной регистрации то, наверняка, где-нибудь тут.
По пути делаем несколько остановок. Пейзаж заставляет всех взяться за фотоаппараты и почувствовать себя Анселем Адамсом.
Конст расчехляет свои высокие технологии и судорожно щелкает затвором. Все такие молодцы, что сейчас есть, что вставить в отчет :).
Через несколько минут подъезжает крайняя Нива, фотосессия повторяется.
Люцифер прописан там!
Проехав всего несколько километров от прошлой фотосессии, снова останавливаемся. На дороге стоит вертолет. И сотрудники ДПС ему что-то недовольно объясняют и... фотографируются. Но с другой стороны пилота можно понять, ну где ему еще приземлиться? :)
По пути на Ревду снова сажаю за руль Фырку. Рубит меня спать не по-детски, но заснуть не получается. Пол часа провалялся в полукоматозном состоянии. Проезжаем интересное сооружение, обозначенной на Генштабе как "Сараи". Фотографии делать не стали. Пусть Родина бдит этими "сараями" нашу безопасность. Погода меняется. Выпала мелкая изморось, лежит иней и кое-где замерзли лужи. Заполярье. До Мурманска меньше 100 км.
Ловозерские тундры.
Ловозерские тундры - горный массив на Кольском полуострове в Мурманской области России. Расположен между Ловозером и Умбозером. Вершины плоские, каменистые, высотой до 1 120 метров на горе Ангвундасчорр. Лесная растительность на вершинах отсутствует. Склоны крутые, покрытые в нижней части хвойными лесами. Сложены нефелиновыми сиенитами.
ПОДРОБНГЕЕ В ловозерах лежит снег, вечная снежная шапка одного из самых таинственных мест Европейской России - Ловозерских тундр.
Ревда.
Ре́вда - посёлок городского типа в Ловозерском районе Мурманской области, самый крупный населённый пункт района.
Население - 9344 жителя (2010 год). В переводе с саамского - «яма, или место сбора оленей и лосей в период осеннего гона». Хотя точной этимологии гидроним не имеет.
Градообразующим предприятием стал Ловозерский горно-обогатительный комбинат, в состав которого входят подземные рудники Карнасурт и Умбозеро. Также в посёлке находится исправительная колония строгого режима ОЮ-241/23.
ПОДРОБНЕЕ В Ревде на рассвете делаем остановку и утепляемя. Мы с Констом на БТшке едем искать дорогу у ГОКа в сторону Сейдозера.
Чистое любопытство. Дорожка оказывается не для нашей подготовки, даже не мотике риск упасть со скалы вполне себе ощутим.
От ГОКа открывается прекрасный панорамный вид на Умбозеро и Хибины.
Несколько поворотов в сторону Ловозер и мы выходим на "дорогу 1000 ручьев". Здесь начинает спортивная часть нашего маршрута. Сгружаем технику. Распределяем роли. Впереди 70 километров оффроуда разной степени сложности.
Маршрут "1000 ручьев" пролегает у подножья Ловозерского горного массива с одной стороны и Умбозером с другой. Дорога использовалась при строительстве железнодорожных путей от Горнообогатительного комбината в Ревде до поселка Октябрьский, неподалеку от Кировска. Часть дороги разобрана и сдана в металлолом. Но радует то, что в случае серьезных проблем с преодолением препятствий на самой дороге, можно найти выезды на остатки железнодорожного полотна и потрястись по нему.
Для выгрузки квадроциклов используем доски - удобно, можно использовать в качестве сендтраков, отличная замена металлических трапов.
На радостях от выхода на маршрут распиваем на группу бутылку пенистого напитка.
Задача на ближайшие несколько часов - углубиться в лесотундру на 10-15 километров и встать на отдых лагерем, подальше от населенки. Броды, бродики и каменные триал не заставляются себя ждать.
Часть группы на мототехнике уходит вперед.
Разведка ждет на развилках.
Петак и Таций на распутье.
Экспедиция
Эндуротур "Мурман 2010".
2010 (С) Заюнчковский Олег (Сол)
"Мурман 2010". Экспедиция на Кольский полуостров.
Часть 2. 1000 ручьев.
Несмотря на большое количество препятствий в виде камней, бродов образованных ручейками и речками, дорога довольно однообразна и скучна, прыгаю с машины на квадрик, с квадрика на машину, все равно скучно :)
Время от времени Конст с Фыркой уходят на квадре вперед, иногда их находим стоящими и дымящимися в лужах. Некоторые глубокие.
Стараемся прощупывать броды в болотниках, под водой могут быть выступающие камни, но не покидает ощущение, что в случае высокой воды здесь можно без шноркеля здорово похлебать воды.
Время от времени Хонды ТРХ 300 начинает слетать цепь, накидывать её обратно под водой не самый приятный процесс.
Многие уже достаточно сильно вымокли. Петр словил пару бродов на хорошей волне. И как бы говорит нам: "Кто пил виски? Я ? Я - не пил!"
Потихонечку народ начинает расслаблять, некоторые участки проходятся "с ходу" и расплата за невнимательность приходит практически сразу. Очередным подводным бульником от длинный Нивы отрывает тягу Панара, и обнажает всю гнилую суть этого внешне не гнилого автомобиля.
Пройдено порядка 8 километров. Делаем вынужденную остановку.
Продолжение движения далее не возможно, существует серьезная угроза оторвать задний мост. Мы с Симкой летучей командой отправляемся на CF500 назад за помощью в Ревду. Стараемся идти быстро, но от почти двухсоткилограммовой загрузки начинает пробивать аммортизаторы. Квадрик бьется защитой о камни, каждые 100 метров, что ограничивает нашу скорость. Через 2 часа попадаем в город.
В городе удается найти пожарную станцию. И договориться о помощи с владельцем УАЗА, который готов подвезти к нам сварочный аппарат и со сварщиком, который готов оказать свои услуги и предоставить сам сварочный аппарат. Еще пара часов в пути и мы на месте. Солнце поднялось и воды в ручьях прибавилось, броды стали глубже.
Кое-кто в нашем импровизированном лагере даже умудрился поспать в ожидании техподдержки.
Пробуем поднять машину Эйрджеком - хрен там. У этой Нивы еще и глушак прогнил. Приходится подключать патрубок эйрджека к боевому УАЗу ревдовских Чипа и Дейла.
Заварили мы эту тягу и еще несколько участков подварили. Теперь на этом чудесном транспорте стало возможным продолжать движение.
Из разговора с нашими новыми друзьями мы выяснили, что в целом, дорога будет соответствовать тому, что мы уже видели, заодно помогли на карте вычленить брод, который необходимо объехать по ЖД путям, из-за высокой степени заиленности и большого количества техногенного мусора в самом броде. Этот брод можно узнать по затопленным телеграфным (?) столбам.
На БТшке от прыжков по шпалам с прицепом начинает отрываться задний силовой бампер. Посадочные места начинает люфтить. Встали и перетянули крепежи.
Продолжили движение и, пройдя еще порядка 10 километров, встали лагерем примерно на том участке, откуда планировалось продолжить движение на горное озеро Райявр. Дневка.
Можно немного отдышаться :) Как и положено, каждый занялся своим делом, или бездельем, что тоже пошло на пользу.
Поковырялись с Констом немного в картах, после чего решили на двух квадрах, в обществе Тация покататься по округе, осмотреться. Нашли симпатичный ручеек, болото, гать. А так же указанную на карте речку, с большим количеством мелкой форели.
Решили поплавать вместе с форелью. Вода холодная, прозрачность хрустального сосуда.
Рядом нашли старую заброшенную станцию с домиком станционного смотрителя из шпал и офигенской песчаной грядой. Где-то рядом должен был быть "населенный пункт" Пунча.
Предприняли попытку добраться до Пунчозера. Но зимник уперся в болото (на то он и зимник). Болото не то что бы очень серьезное, квадрик уверенно шел на понижайке и всех блокировках, но дойти без квадрика на рыбалку - было не реально. Вернулись назад. Из-за облаков надвигались сумерки.
Спалось всем этой ночью просто отлично! :) наступал 4-ый день пути (14-е июля).
Утром был назначен старт на Райявр. По плану моторизированная часть группы в лице меня, Петра и Тация на мототехнике должна была доехать до Райявра, после чего, записав трек и разведав маршрут, вернуться и обеспечить транспортировку всех заинтересованных лиц к этому прекрасному озеру. Не всем планам было суждено сбыться. '
ДАЛЕЕ
ЧАСТЬ 3 Экспедиция
Эндуротур "Мурман 2010".
"Мурман 2010". Экспедиция на Кольский полуостров.