(Untitled)

May 12, 2008 23:32

 Читала на днях М.А. Новоселова "Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантизме". Оч. понравилось про связь догматики, этики и мистики в православии:

Евангелие: "Веруйте в Бога и в Меня веруйте. Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня... если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю [догмат].   ( Read more... )

мистика, святые отцы, догматика

Leave a comment

Comments 14

pilgrimminstrel May 13 2008, 04:31:00 UTC
полнота человечества во Хрсте означает полноту жизни человека во Христе - и ума, и воли и сердце и больше духа, души, тела

догматика - это жизнь ума во Христе
этика - жизнь воли
мистика - жизнь сердца

Reply

irrishka May 13 2008, 11:17:49 UTC
Можно и так сказать, но пока это только говоришь - понять затруднительно: какие-то общие слова, и все. Не трогает. А приведенные цитаты рисуют последовательность, путь, практику и конкретность, что лично мне понятнее.

Кстати, здесь же лежит и замечательное обоснование православия, которое можно предлагать тем, кто смущается недостаточностью рациональных богословских доводов: наша вера мистична, и чтобы получить самое последнее доказательство, превращающее убежденность в очевидность, требуется прежде усвоить догматы и выстроить жизнь по заповедям.

Reply

pilgrimminstrel May 13 2008, 11:20:12 UTC
прост омне не нужно доказывать триединство, как ненужно докзыать,что тело не может жить без костей, крови и плоти

Reply


denis_bely May 13 2008, 05:21:07 UTC
Я сейчас как раз читаю. Начало понравилось. Но далее - как зачастую в православной теологии: доказывают свою точку зрения с помощью своей же догматики (и с привлечением своих же авторитетов), другие взгляды просто отрицаются без какого бы то ни был объективного доказательства; находясь внутри своей теологии, её и доказывают, что, таким образом, никак не может опровергать теологию другую.
Особо односторонне описывается доказательство деятельности человека в своём спасении (т.е. опровержение принципов sola fidei, sola Deo gratia): приводятся цитаты из Библии и святых отцов в поддержку этого православного учения; но замалчиваются противоположные цитаты из НЗ (например, «А если законом оправдание, то Христос напрасно умер.» [Гал 2, 21]), да и в примечании автор сам странно замечает, что, если в святоотеческом наследии, и есть мнения о спасении только Божьей благодатью, то их надо всё равно рассматривать через учение о деятельной благодати и добрых делах. Всё очень странно!

Reply

pilgrimminstrel May 13 2008, 06:43:28 UTC
"Всё очень странно!"

ну да очень старнно следовать словам Христа:Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем
Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ...

для этого нужно быть протестантом и изнутри своей теологии отрицать закон - вы кстати не находите в этом протестантском "одной верой" гностицизм с его отрицанием Ветхого Звета и Яхве как Демиурга?

Reply

denis_bely May 13 2008, 07:15:17 UTC
Добрые дела и соблюдение заповедей - это, в первую очередь, есть доказательство своей веры и спасения, любви ко Христу, т.е. они (дела) последствия, а не причина их. Повторяя слова ап. Павла, если деятельность наша даёт спасение, то таким образом мы самовлюблённо (упиваясь своими благими делами) умаляем всепрощающую Жертву Христа; и ставим что-то себе в заслугу, забывая, что только Им спасены ( ... )

Reply

К вопросу о спасении irrishka May 13 2008, 15:04:36 UTC
Насколько я понимаю святых отцов, наши дела очень даже нас спасают - но не сами по себе, а опосредованно, при условии, что хоть чуточку исправляют наши души. А уже Господь, по Своей милости, довершает дело спасения.

Reply


Leave a comment

Up