Ковбой, золотоискатель, трюкач, бродячий артист, конструктор. Американец, создавший первый британский аэроплан. Сэмюэл Франклин Коди.
Его настоящая фамилия - Коудери. Коди - сценический псевдоним, выбранный отнюдь не случайно: полковник Коди по прозвищу "Буффало Билл" пользовался мировой известностью. Артист не протестовал, когда его путали с полковником, но сам довольствовался популярным у циркачей капитанским чином. С самим "Буффало Биллом" он был знаком и пребывал в самых добрых отношениях.
В Великобритании Сэм выступал с 1888 года - сперва в одиночку, демонстрируя мастерское владение лассо, потом вместе с женой, детьми и еще одной женщиной - которая и стала его сожительницей после того как законная супруга вернулась в США. Дети этой женщины (ее звали Лела-Мари Кинг) также носили сценическую фамилию Коди.
В 1898 Сэмюэл Франклин Коди поставил шоу "Клондайкский самородок", имевшее огромный успех. И вскоре обнаужил живой интерес к покорению воздушного пространства.
По слухам, воздушными змеями Коди заинтересовался, беседуя с поваром-китайцем. И свой первый змей склеил под его руководством. Вскоре вместе с Леоном и Вивьен - сыном и дочерью Лелы-Мари Кинг - он построил "поезд" из воздушных змеев. И начал серьезно заниматься вопросом повышением грузоподъемности и потолка своих творений. В 1901 году "капитан" запатентовал крылатый двухкоробчатый змей. В декабре того же годы он предложил свой патент военному ведомству для использования в качестве разведчика в Африке (война с бурами все еще шла) и совершил несколько показательных полетов над Лондоном, поднимаясь на высоту 600 м.
Через пару лет Коди пересек Ла Манш на спасательной лодке, которую буксировали два змея. И занялся планерами. В 1906 году британская армия наняла "капитана" на должность инструктора по полетам на змеях в воздухоплавательной школе в Олдершоте - с жалованьем 1000 фунтов в год и полным довольствием для его белого жеребца. Неутомимый американец начал строить змей с мотором, но армия была больше заинтересована в дирижаблях - и Коди вошел в группу, которая конструировала военный дирижабль №1, Nulli Secundus.
На оболочку этого дирижабля объемом 1557 куб. м пошли тысячи желудков коров и другого домашнего скота, погибшего во время наводнения.
50-сильный двигатель Antoinette был установлен в гондоле.
Первая публичная демонстрация дирижабля состоялась 5 октября 1907 года. Он вылетел из Фарнборо, описал круг над Лондоном и лег на обратный курс. Однако сильный ветер заставил экипаж совершить посадку у Хрустального дворца, где дирижабль остался до улучшения погодных условий.
Однако погода не улучшилась. 10 октября дирижабль сорвался с тросов и несколько раз ударился о стену дворца. Оболочке был нанесен такой ущерб, что Nulli Secundus решили не восстанавливать. Вместо этого был построен новый дирижабль, British Army Dirigible No 2. Вот они на вместе на французской открытке:
И еще одна фотография "второго номера":
"Капитан" вернулся к конструированию и постройке аэроплана.
Испытания начались в сентябре 1908 года. 16 октября летательный аппарат Коди совершил полет на расстояние 1390 футов (немного более 400 м). От этого полета и ведет отсчет история британской авиации.
Хотя аэроплан получил официальное название British Army Aeroplane No 1., армейское командование не выказало заинтересованности в дальнейшем развитии конструкции. Коди остался без государственного финансирования, но продолжил работу. В 1909 году он построил новый самолет, а августе того же года совершил первый в истории полет с пассажирами, в 1910-м выиграл Кубок Мишлена, а в 1911-м стал единственным британским авиатором, долетевшим до финиша гонки на приз Daily Mail (правда, занял он четвертое место - первые три завоевали иностранцы).
Сэмюэл Франклин Коди погиб 7 августа 1913 года, выполняя полет на гидросамолете собственной конструкции. Пассажир погиб вместе с ним. Конструктор и авиатор был с воинскими почестями похоронен на армейском кладбище в Олдершоте. Через четыре года рядом с ним похоронили его единственного сына - Сэма, лейтенанта Королевского воздушного корпуса, который пал смертью храбрых в бою с четырьмя германскими истребителями.