В ответ на пост
r_9 про школу вЛенинграде посылаю рассказ про один из памятников современной архитектуры Свердловска. Обращает на себя внимание сходство приемов. Впрочем, все вполне логично. Архитектор Голубев прибыл на работу в Свердловск прямиком из Ленинграда. Так же, как и многие его свердловские коллеги.
Вот, судите сами
текст и фотографии: Т.Е. Буданцева
схема генплана: Букин, В., Пискунов, В., Свердловск. Перспективы развития до 2000 года, Свердловск, 1982
Комплекс Медицинского городка стал этапной вехой в практике больничного строительства в Свердловске. По плану “Большого Свердловска” Медгородок оформил западное завершение проспекта Ленина с запада. Градостроительный замысел и общее концептуальное решение архитектуры комплекса принадлежат архитектору Г.А. Голубеву при участии А.В. Каца. В их проекте территория Медгородка формировалась улицами Московской, Попова и границей Верх-Исетского завода. В реальности, улица Репина разделила комплекс на две крупные части - институт физиотерапии и городскую больницу “Большого Свердловска”.
Строительство Медгородка началось в 1929 г. и уже в марте 1930 г. состоялось торжественное открытие Института курортологии и физиотерапии. Впоследствии, комплекс был построен не полностью и с большими изменениями, поэтому факт, что Физиотерапевтический институт выполнен полностью в соответствии с проектом, объясняется тем, что он был первым осуществленным объектом “фабрики здоровья”. “В основу планировки многопланового лечебного учреждения были положены не только свежие архитектурные идеи […], но и новый взгляд на “технологию” лечения. Восстанавливать здоровье здесь должны были не только лекарствами, не только искусством врачей, но и самой обстановкой, пробуждающей радость жизни. С большой чуткостью обдумано в этом светлом доме все, начиная с расположения комнат, кончая их окраской, мебелью и даже формой посуды, из которой едят больные, - писала тогда газета “Уральский рабочий”. - Цветы, пианино для больных, изящные столы и стулья в столовых, комфортабельнейшие кресла в комнатах для воздушных ванн, зеркала в коридорах, библиотека и тысячи других “бытовых мазков” заново перекрашивают лицо лечебницы›. В те времена действительно строили социализм, мысля его как более достойный человека общественный уклад”.
[i] Комплекс Физиотерапевтического института состоит из трех корпусов: административно-лечебного, лабораторного и жилого. Во внутреннем пространстве разбит сад с центральной площадкой в форме квадрата, по сторонам которого лежат четыре полуокружности. Полуокружности в сочетании с прямоугольниками являются формообразующими элементами плана всего комплекса. В основу планировочного решения административно-лечебного корпуса легла схема перетекающего пространства. В жилом корпусе-стационаре типы ячеек для пребывания пациентов варьируются от просторных палат до отдельных квартир. В объеме комплекс решен динамично. Переменная этажность и сложное членение корпусов сочетаются с асимметричной ритмикой их фасадов, где оконные проемы различных размеров и пропорций группируются или разбиваются белыми штукатурными тягами, контрастирующими с основным цветом стены. Асимметричные акценты создаются при помощи балконов и треугольных эркеров, сблокированных как по вертикали, так и по горизонтали. Несмотря на довлеющее присутствие композиционных и программных приемов конструктивизма, в архитектуре комплекса Института курортологии и физиотерапии можно заметить стилистическое влияние ранней советской неоклассики.
Более явственно черты “сталинского ампира” просматриваются в комплексе городской больницы, осуществленной позже. Участок сложной полигональной формы приемами регулярной планировки разбивается на зоны, каждая из которых в свою очередь более легко поддается регулярному планированию. По оси улицы Ленина заложена парадная эспланада больничного комплекса: широкая аллея приводит к главному входу хирургического корпуса, построенного первым в больничном комплексе. Исходящие от центрального объема два зеркально симметричных крыла, завершенные ризалитами формируют классический курдонер. Входную аллею фланкируют с двух сторон идентичных размеров торцевые фасады, слева - гинекологического корпуса (ныне Институт охраны материнства и младенчества), и справа - терапевтического корпуса (ныне Институт профзаболеваний). Их форма в плане, по мере удаления от аллеи приобретает более свободную конфигурацию. В объемной композиции этих корпусов прочитывается переосмысление ордерной системы в авангардных формах, что позволяет причислить их к образцу формалистической разновидности новой архитектуры. Со стороны Верх-Исетского бульвара Медгородок включил в себя комплекс старого Верх-Исетского госпиталя, построенного в 1824-26 годы по проекту архитектора М.П. Малахова. Архитектурное решение ансамбля госпиталя основано на традиционных для русского классицизма принципах симметричной расстановки корпусов относительно центральной оси. На ул. Репина (тогда Московский тракт) комплекс городской больницы выходит зданием медицинского института. В проект ансамбля были также включены жилые дома для персонала и хозяйственные постройки.
[i] Лукьянин, В.П., Никулина, М.П., Прогулки по Екатеринбургу, Банк культурной информации, Екатеринбург, 1998, стр. 108.
Комплекс института курортологии и физиотерапии. Общий вид
Фрагменты административно-лечебного корпуса
Жилой корпус
Институт охраны материнства и младенчества (фрагмент центрального входа)
Институт профзаболеваний
Медицинский институт