Нереализованный проект застройки жилого района Измайлово (Москва), 1948 год.

Nov 27, 2007 19:30

В 1948 году был выполнен экспериментальный проект планировки жилого района Измайлово в Москве (арх. Князев К.Ф., Семенов-Прозоровский В.В.). Район располагается на территории плоской равнины, примыкая к югу к массиву Измайловского лесопарка, с запада ограничен полосой отвода Окружной железной дороги со станцией Черкизово, с севера - долиной ещё существовавшей тогда речки Сосенки.




Экспериментальный проект застройки жилого района Измайлово в Москве.
Арх. Князев К.Ф., Семенов-Прозоровский В.В. Схема планировки.


Главная особенность проекта - предложенный принцип микрорайонирования. Авторы отходят здесь от жестких геометрических схем, выделяя несколько микрорайонов свободных очертаний, отделенных друг от друга широкими полосами зелени. Каждый микрорайон имеет центральный сад, торговый и обслуживающий центр, отдельные участки детских учреждений. Застройка 2-3 этажная, характерная для послевоенного строительства на окраинных территориях города. В полосах зелени расположены спортивные площадки, школы, частично парки. Радиусы доступности находятся в пределах 400 метров. Планировка сделана так, чтобы по пути к учреждениям культурно-бытового обслуживания и детским учреждениям не нужно было пересекать магистральных улиц. Транзитное движение автотранспорта через микрорайон затруднено.
Не забудем, что это 48 год. Этот проект надолго опередил своё время, к таким решениям пришли только в середине 60-х годов. Идея целостной архитектурно-планировочной организации микрорайона здесь уже вполне оформлена. Характерен отказ от магистральной застройки (хотя поперечная магистраль ещё парадно оформлена, замыкаясь с торцов площадями с общественными зданиями, - прием 40-50-х годов). Главное - здесь мы видим выделенные компактные территории жилой застройки, изолированные от интенсивного движения транспорта.
Интересно посмотреть, как строится магистральная сеть жилого района, сравнить её с существующей на сегодняшний день. Продольные планировочные оси, закрепляющие направление существовавших тогда дорог, легко читаются и сейчас - теперь это Первомайская ул. и Щелковское шоссе. Поперечная планировочная ось намечена под прямым углом к трассе Щелковского шоссе. Следы этой планировки угадываются в направлении нынешней Монтажной улицы. В месте пересечения продолжения 2-й Прядильной улицы с поперечной планировочной осью района намечена площадь, со всех сторон окруженная полосой зелени. Возможно, что здесь намечался районный общественный центр с подобающими административными и общественными зданиями. Надо отметить, что проект, видимо, игнорирует уже существовавшую к тому времени застройку, например в районе Прядильных улиц.
Впечатляет насыщенность района зелеными насаждениями, несмотря на близость огромного Парка культуры и отдыха имени Сталина (Измайловкий лесопарк). Кроме того, с запада на приличном расстоянии от жилой застройки выделена зелёная зона с Виноградным прудом и историческими постройками городка им. Баумана (Измайловский остров). К стадиону им. Сталина запроектированы широкие подходы со стороны Щелковского шоссе и метро «Партизанская», впоследствии занятые хаотичной торговой застройкой.
В последующем, как мы знаем, в этих краях была реализована простейшая решетчатая схема планировки. Были нарезаны мелкие кварталы по 5-7 га. Застройка 2-3 этажная, потом 5-этажная. Отдельные фрагменты 2-3 этажной застройки сохранились до настоящего времени и представляют несомненный интерес. Устроена избыточная сеть улиц. При такой этажности плотность застройки не превышала 30%, а плотность жилого фонда была меньше 4,5 тыс. кв. м. на 1 га. - это нормативные показатели того времени.
Негибкость такой схемы стала очевидна в дальнейшем, когда кварталы стали реконструироваться, первоначальная застройка заменяться на более высокую в 9, 12 и 15 этажей, а движение автотранспорта увеличилось во много раз. Измайлово пережило несколько волн уплотнительной застройки в 60-х, 70-х и 80-х годах. Здесь можно встретить множество из московских типовых серий домов. При этом планировочная сеть осталась та же, кварталы если укрупнялись, то очень незначительно. Результат удручает. Каждая улица - магистраль. Через каждые 300 метров - магистраль. Внутриквартальные сады и скверы в основном уничтожены, пространство между домами, занятое гаражами и мелкой хаотичной застройкой, отчуждено от жителей. Сохранил своё значение только устроенный в 50-е годы Имайловский бульвар.
Вот несколько планировочных рекомендаций из 50-х годов, уже основательно забытых к настоящему времени: изолированность микрорайона от транзитного движения транспорта, достаточное озеленение, внутриквартальные сады и физкультурные площадки, удобство размещения учреждений культурно-бытового обслуживания, равномерная и неизбыточная сеть магистральных улиц.

Градостроительство / Urban Planning, Проект / Design, Москва / Moscow, Архитектура СССР 1932-1955 гг.

Previous post Next post
Up