Командный состав уральских чекистов нуждался в комфортабельном жилье. То, что жилой комплекс “Городок чекистов” был включен в ансамбль нового делового центра Свердловска, демонстрирует, возросшую степень влиятельности НКВД-ОГПУ - заказчика комплекса. На тот момент, под бдительным контролем этой организации состояли все учреждения, заведующие административным, экономическим, но главное, промышленным развитием советского Урала. Идеологическая работа в этих учреждениях должна была проводиться последовательно и полноценно, за чем и следили карательные органы.
Проект был разработан ленинградскими архитекторами И. Антоновым и В. Соколовым. Художественным оформлением занимался свердловчанин А. Тумбасов. Строили комплекс с 1929 по 1936 гг. Значимость заказчика весьма позитивно сказалась на качестве проделанной работы. Сказалась как обеспечением строительными материалами, указанными авторами в проекте, так и достойным на тот момент уровнем выполнения строительных работ. Само архитектурно-планировочное решение комплекса отличалось продуманностью: с одной стороны, его исходной позицией явился род занятости обитателей, с другой стороны, в нем нашли применение самые последние достижения в сфере жилищного строительства и социалистического быта.
Городок чекистов решен как единый ансамбль. Образ неприступной крепости создан за счет замкнутости и уравновешенности элементов, при их асимметричном расположении. Выбор периметральной схемы застройки был продиктован пожеланием заказчика обеспечить Городок необходимой закрытостью и защищенностью. Бесконтрольно проникнуть на внутреннюю территорию было невозможно, все въезды круглосуточно охранялись. Неприступные стены городка-крепости заключали в своем внутреннем пространстве все компоненты системы культурно-бытового обслуживания: здание детского сада и яслей, медицинский корпус с аптекой, прачечная, парикмахерская, столовая, котельная и бытовые мастерские свободно расположились в зелени внутреннего парка наряду с уголками досуга, спортивными, и игровыми площадками. Радиоточка, действующая на территории, держала жителей в курсе местных событий, таких как меню в столовой, или шахматный турнир в клубе.
Несмотря на то, что композиция городка содержит элементы, встречающиеся и в других подобных проектах, его композиционная целостность уникальна. Известно, однако, что прославившаяся замкнутая схема возникла не сразу. Завершив эскизный проект, архитектор Антонов обратился за рецензией к своим ленинградским коллегам Л. Рудневу и И. Фомину, с которыми был дружен со студенческих времен. Именно благодаря их замечаниям, генплан Городка обрел свои окончательные очертания.
Замысловатость генплана и необычность объемных форм послужили возникновению поверия среди свердловчан о том, что с птичьего полета Городок чекистов выглядит не иначе, как перекрещенные серп и молот. Хотя с действительностью это и не имело ничего общего.
Говоря об архитектурно-планировочных особенностях этого комплекса, хочется начать с ориентации генплана. Все здания в квартале ориентированы строго по сторонам света, причем жилые корпуса расположены меридионально, а служебные - широтно. Квартал отклоняется от координатной сетки городского центра, повернутой к северо-западу на 12,5 градусов. Таким образом, пятиэтажные жилые секции, расположенные по улицам Кузнечная и Луначарского, выстроились на красной линии не сплошной стеной, а по зигзагу. За эту зигзагообразную форму боковые корпуса были прозваны в народе “дом-пила”.
Противоположную от проспекта Ленина сторону Городка, по ул. Первомайской замыкает монументальный жилой корпус переменной этажности. Его восьмиэтажный объем в центре каскадно опадает к периферии шести- и пятиэтажными секциями. Параллельно ему, во дворе располагается четвертый жилой корпус, высотой в пять этажей, имеющий в плане форму полукаре. Асимметричность и сложная объемная ритмика решения жилых домов компенсируется применением общего приема членения фасадов: гладкая стена с оконными проемами перемежается вертикалями эркеров и ризалитами остекленных лестничных клеток. Торцевые фасады оформлены полукруглыми балконами.
Особое внимание в композиции комплекса было уделено общественной группе по юго-западной стороне, представленной двумя корпусами и соединяющей их надземной галереей, выходящими на площадь и главную улицу.
Цилиндрические формы этих зданий подчеркивают значительность их позиции. Угол площади Парижской коммуны акцентировался наиболее выдающимся зданием в системе комплекса, десятиэтажным корпусом гостиничного типа для молодежи (ныне гостиница “Исеть”), решенным в форме полуцилиндра, опирающегося на два массивных пилона. Линию улицы Ленина продолжает здание клуба им. Ф.И. Дзержинского, к которому со стороны ул. Кузнечной примыкает корпус с магазинами. Сам клуб знаменит, прежде всего, своей винтовой лестницей, выступающей цилиндром на ул. Ленина. Поскольку опирание лестничных маршей перенесено на наружную конструкцию, в середине на всю высоту цилиндрического объема образуется светлый атриум, открывающий вид на уникальное балочное перекрытие в виде пятиконечной звезды. Пожалуй, лестницу клуба Дзержинского можно назватиь единственным в городе авангардным интерьером, сохранившемся в первоначальном виде.
Лестничная клетка акцентирует пересечение двух частей - клубной и зальной, сходящихся под прямым углом. В клубной части кружковые помещения на каждом этаже размещены небольшими группами вокруг светлых фойе полифункционального назначения. Этот планировочный прием позволил сократить глубину коридоров кружковых групп, что позитивно отразилось на пространственном восприятии интерьеров. Группа общественных зданий Городка отделена, с внутренней стороны, от жилой части комплекса служебным двором.
Типология жилых ячеек и их размещение в Городке обусловлены вариабельностью социального статуса его обитателей. Планировочные характеристики жилья изменяются от проспекта Ленина по направлению к ул. Первомайской, в соответствии с этим, происходит переход от нового обобществленного строя жизни к более интимному, семейному. Быт в общежитском корпусе полностью ориентирован на систему социально-бытового обслуживания. Галерейная система комнат с минимумом удобств в них. Санитарно-гигиенические блоки вместе с лестничными клетками и лифтами размещены в торцевых пилонах. В первом этаже - торговый центр с универсальным ассортиментом промышленных и продовольственных товаров, парикмахерская, баня, прачечная. Жильцам общежития проще, чем остальным жителям городка попасть в столовую, расположенную в первом этаже здания клуба. Клуб и общежитие соединяет в уровне второго этажа пешеходная галерея на железобетонных опорах.
Противоположную сторону ул. Ленина по отношению к общежитию Городка чекистов занимает Клуб строителей. По некоторым слухам, данное соседство было спланировано не без умысла: молодые и бессемейные сотрудники ЧК могли, таким образом, посещать массовые мероприятия в Клубе строителей с целью выбрать себе невесту из великого числа сотрудниц строительных организаций.
Семейным парам предоставлялись квартиры в описанных выше жилых корпусах. Проектировщики учли насущные потребности семейных жильцов, поэтому расположили в центре этой зоны детский сад, поликлинику и мастерские. Тем не менее, и здесь в полной мере царит идея социалистического быта, освобождающего жильцов от хлопот по дому и кухне. Просторные квартиры “дома-пилы” были оборудованы кухнями-нишами, так как пропускная способность столовой рассчитана на все население Городка. Их жильцы первыми в городе могли пользоваться газом, производимым из угля в местной котельной. Всего, в корпусах для семейных насчитывалось 280 квартир, а в гостиничном корпусе - 150 однокомнатных ячеек.
Городок чекистов по большей части выстроен из кирпича с деревянными перекрытиями по металлическим балкам. Дефицитный железобетон экономили - он применен только в корпусах гостиницы и клуба, а поскольку цемента не хватало, конструкции эти низкого качества.
В настоящее время конструкции полностью износились и нуждаются в ремонте. Аварийное состояние гостиничного корпуса, а также его несоответствие современным нормам пожарной безопасности привели к тому, что его верхняя половина закрыта для эксплуатации. Ее используют лишь как рекламное место. Комплексу требуется проект реконструкции, но этот вопрос, как и в большинстве случаев с наследием авангардной архитектуры, вот уже долгие годы остается открытым.
текст: Т. Буданцева
фотографии: Т. Буданцева, И. Зиганшин, М. Лопатин
использованы материалы архива Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург