Созрел у меня вот какой вопрос… И даже не вопрос наверное, но мнение услышать очень хотелось бы. Итак, собственно вопрос: до какой степени автор является правообладателем на созданный им мир и персонажей? ( Поясню )
Знаешь, я давно и навсегда для себя поняла, что у автора перед читателями нет никаких обязательств. Понимание это пришло после просмотра фильма (кажется, режиссером был Стивен Кинг, но я могу и ошибаться). Сюжет его таков. Известный писатель едет кататься в горы на лыжах, но его сносит лавиной, и он ломает ногу. Через некоторое время его, замерзшего и больного, находит женщина, которая живет где-то неподалеку. Она - поклонница его творчества, особенно - одной книги. Она влюблена в ее главного героя и очень расстроена, что он погибает в финале по замыслу автора. Разумеется, автора она тоже узнает. Она его выхаживает, а потом просит переписать финал произведения. Автор отказывается. Тогда она ломает ему обе ноги. Они заживают. Она снова просит его о том же. Он снова отказывается. Тогда он ночью, ползком, вылезает в зимнюю пургу, и кое-как спасается.
Это очень жуткое кино, честное слово. Более жуткое только одно - "Запах сирени". Но это совсем другая сказка...
"Мизери". Не смотрела, но читала. Если рассматривать сюжет этой книжки, как образец отношений между читателем и писателем, то да жутковато:)) Но по счастью это тоже "только книга":))
И все же... Понятно, что на всех не угодишь. И своя недовольная Мизери всегда найдется. Но я ведь говорю не столько про обязательства, сколько про ответственность.
Я считаю, что автор является правообладателем на своих героев, персонажей и мир всегда. Он создал это произведение, он трудился над ним, возможно, годами. И то, какое признание заслужило его произведение, и есть показатель того, насколько оно успешно. Тут все просто до невозможности
( ... )
Всегда - это слепо. А я, увы, не могу не думать... Просто говорите? Если бы... Поставить себя на место Роулинг? Вряд ли у меня выйдет, именно на ее месте представить себя. Но вообще на место автора - запросто. Легко, и ставить не надо, это и мое место по праву. И мне например, как автору произведения, представляемого публично, очень важно мнение, в моем случае зрителей. Причем принципиально и жизненно важно. Да, разумеется, с мнением эттим я могу не считаться, но однако стараюсь учитывать - потому что во-первых уважаю их, во-вторых хочу, чтобы они уважали меня... В-третьих не хочу портить карму. Есть и в-четвертых и в-пятых... Разумеется, единогласного мнения ни по какому поводу быть не может. Но это опять же не повод наплевать на всех. Игра?? А вот если уже не игра, да и удовольствия никакого?
З.Ы. Я кажется использовала не совсем подходящий термин. Правообладание я примменила не в смысле юридическом, тут разумеется вопросов быть не может никаких, а в морально-этическом.
К сожалению, кроме нормальных зрителей, в последнее время все чаще попадается огромное количество идиотов, готовых критиковать все подряд без особых на то причин. Просто чтобы постебаться...
Как-то мне не кажется, что наличие фэндома накладывает на автора какие-либо обязательства... Естественно, автор- правообладатель. Откуда вдруг сомнения? 8)
Re: какой-то такой сумбурный поток мыслейlotostataJune 5 2008, 13:56:44 UTC
Вышло, еще как! Спасибо большое!
Хотя... Хотя мне доводилось не только читать продолжения-нефанфики, но и встречать сиквелы-приквелы написаные другими авторами, и не уступающие канону. И даже одобренные самими авторам первоисточника. То же "Время учеников", к примеру...
И все верно, обратная ситуация тоже вполне актуальна. Свободу попугаям!, ой, то есть авторам!:)) От читателей:))) Только я-то немного не о том... Видимо все же не удается ясно выразится... Разумеется, автор МОЖЕТ делать со своим миром все, что угодно... Но ДОЛЖЕН ли?? Поскольку вы сами очень верно сказали, что созданный автором мир на каком-то этапе становится не только авторским достоянием.
Re: какой-то такой сумбурный поток мыслейmary_greftonJune 5 2008, 16:49:29 UTC
"Но ДОЛЖЕН ли?? Поскольку вы сами очень верно сказали, что созданный автором мир на каком-то этапе становится не только авторским достоянием". А как понять - должен или нет? Он ведь своей кровью пишет, не чужой. Вы ведь не будете на основании чьего-то мнения менять посты в своем ЖЖ, хотя, возможно, они у кого-то вместо библии?
А как Вы это чисто технически представляете - реализацию этой самой "ответственности перед читателем"? Как именно автор может учитывать мнение читателей, когда работает над продолжением? (мне приходят в голову только какие-то кошмарные сценарии, вроде предварительного опроса на фэн-сайтах и пр. %) )
Ну нет, уважаемые, st_mungo_4th, evenover, severa_s, я так не играю! Давайте будем последовательными - я первая спросила.
Технически... Думаю, что каждый ответственный автор решает этот вопрос самостоятельно сам с собой. Разговоры с совестью и сердцем ведь процесс внутернний, сугубо личный и у каждого происходящий (хорошо, если происходяший) по индивидуальному сценарию... Все, что я могу предположить, все конкретные шаги - применимы только ко мне. Но все же могу сказать, что действительно не стоит делать никогда - выше уже говорила, но повторю. Не стоит создавать спорных этических конструкций, если только изначально не стояла задача написания плана психотренинга:)) Еще не создавать сюжетных ходов для эффекту, выжимания слезы, денег и просто назло, чтобы "им" мало не показалось...
А в чем спорность этических конструкций? Вы, конечно, можете не отвечать на вопрос, но тогда трудно рассчитывать на конструктивную дискуссию, поскольку в вашем сообщении столько всего намешано...
Comments 149
Понимание это пришло после просмотра фильма (кажется, режиссером был Стивен Кинг, но я могу и ошибаться).
Сюжет его таков.
Известный писатель едет кататься в горы на лыжах, но его сносит лавиной, и он ломает ногу. Через некоторое время его, замерзшего и больного, находит женщина, которая живет где-то неподалеку.
Она - поклонница его творчества, особенно - одной книги. Она влюблена в ее главного героя и очень расстроена, что он погибает в финале по замыслу автора.
Разумеется, автора она тоже узнает.
Она его выхаживает, а потом просит переписать финал произведения.
Автор отказывается.
Тогда она ломает ему обе ноги.
Они заживают.
Она снова просит его о том же.
Он снова отказывается.
Тогда он ночью, ползком, вылезает в зимнюю пургу, и кое-как спасается.
Это очень жуткое кино, честное слово. Более жуткое только одно - "Запах сирени".
Но это совсем другая сказка...
Reply
Если рассматривать сюжет этой книжки, как образец отношений между читателем и писателем, то да жутковато:))
Но по счастью это тоже "только книга":))
И все же... Понятно, что на всех не угодишь. И своя недовольная Мизери всегда найдется. Но я ведь говорю не столько про обязательства, сколько про ответственность.
Reply
Reply
Reply
Reply
Просто говорите? Если бы... Поставить себя на место Роулинг? Вряд ли у меня выйдет, именно на ее месте представить себя.
Но вообще на место автора - запросто. Легко, и ставить не надо, это и мое место по праву. И мне например, как автору произведения, представляемого публично, очень важно мнение, в моем случае зрителей. Причем принципиально и жизненно важно. Да, разумеется, с мнением эттим я могу не считаться, но однако стараюсь учитывать - потому что во-первых уважаю их, во-вторых хочу, чтобы они уважали меня... В-третьих не хочу портить карму. Есть и в-четвертых и в-пятых...
Разумеется, единогласного мнения ни по какому поводу быть не может. Но это опять же не повод наплевать на всех.
Игра?? А вот если уже не игра, да и удовольствия никакого?
З.Ы. Я кажется использовала не совсем подходящий термин. Правообладание я примменила не в смысле юридическом, тут разумеется вопросов быть не может никаких, а в морально-этическом.
Reply
Reply
Reply
Естественно, автор- правообладатель. Откуда вдруг сомнения? 8)
Reply
Откуда сомнения? Думаю что от избытка доверия вкупе с избытком же собственной ответственности перед окружающими...
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Хотя... Хотя мне доводилось не только читать продолжения-нефанфики, но и встречать сиквелы-приквелы написаные другими авторами, и не уступающие канону. И даже одобренные самими авторам первоисточника. То же "Время учеников", к примеру...
И все верно, обратная ситуация тоже вполне актуальна. Свободу попугаям!, ой, то есть авторам!:)) От читателей:)))
Только я-то немного не о том... Видимо все же не удается ясно выразится... Разумеется, автор МОЖЕТ делать со своим миром все, что угодно... Но ДОЛЖЕН ли?? Поскольку вы сами очень верно сказали, что созданный автором мир на каком-то этапе становится не только авторским достоянием.
Еще раз спасибо за ответ!
Reply
А как понять - должен или нет? Он ведь своей кровью пишет, не чужой.
Вы ведь не будете на основании чьего-то мнения менять посты в своем ЖЖ, хотя, возможно, они у кого-то вместо библии?
Reply
Reply
(мне приходят в голову только какие-то кошмарные сценарии, вроде предварительного опроса на фэн-сайтах и пр. %) )
Reply
Reply
Технически... Думаю, что каждый ответственный автор решает этот вопрос самостоятельно сам с собой. Разговоры с совестью и сердцем ведь процесс внутернний, сугубо личный и у каждого происходящий (хорошо, если происходяший) по индивидуальному сценарию... Все, что я могу предположить, все конкретные шаги - применимы только ко мне.
Но все же могу сказать, что действительно не стоит делать никогда - выше уже говорила, но повторю. Не стоит создавать спорных этических конструкций, если только изначально не стояла задача написания плана психотренинга:)) Еще не создавать сюжетных ходов для эффекту, выжимания слезы, денег и просто назло, чтобы "им" мало не показалось...
Reply
Вы, конечно, можете не отвечать на вопрос, но тогда трудно рассчитывать на конструктивную дискуссию, поскольку в вашем сообщении столько всего намешано...
Reply
Leave a comment