10 апреля в американском Ричмонде олимпийский чемпион Турина-2006 Евгений Плющенко заявил агентству АР, что в будущем сезоне твердо намерен вернуться на любительский лед
ЧЕСТЬ И ДЕНЬГИ
Принять такое решение, по словам фигуриста, его заставили результаты, показанные представителями России на международных турнирах в этом году. «Думаю, мое возвращение вернет российское фигурное катание на привычные для него высокие места. Сейчас я чувствую, что вполне могу быть конкурентоспособным и на Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году», - так объяснил Плющенко свое заявление.
Беспрекословно поверить в то, что решение вернуться на любительский лед принято окончательно и бесповоротно, мешает одно: во всех интервью как самого фигуриста, так и его тренера Алексея Мишина звучит оговорка - Плющенко вернется, если найдутся спонсоры, готовые достойно финансировать подготовку олимпийского чемпиона и всей его команды на протяжении ближайших трех лет.
Требование на самом деле загадочное. И фигурист, и его тренер уже больше года ежемесячно получают гранты Фонда поддержки олимпийцев России, причем, максимальные - с пятикратным коэффициентом при условной единице в 30 тысяч рублей. Эта информация не является секретной, имена грантополучателей, равно как и программы выплат, содержатся на официальном сайте Фонда. Оттуда же следует, что гранты (хотя и меньшего размера) выплачиваются хореографу Плющенко, а так же врачу сборной и ее массажисту.
Другими словами, вести речь о том, что, вернувшись к активным тренировкам, олимпийскому чемпиону придется оплачивать собственную подготовку из своего же кармана, не совсем правомерно. Значит, речь идет о другом: о желании получить достойную компенсацию за так называемую упущенную выгоду - то есть за отказ от участия в коммерческих, в том числе и телевизионных, проектах, собственных шоу и так далее. Это, разумеется, куда больше, чем ежемесячные фиксированные 150 тысяч рублей стипендии.
Желание обеспечить себе надежный финансовый тыл по-человечески понятно. Просто не очень согласуется с патриотическим беспокойством за честь страны на ледовых аренах. И чем чаще подобные высказывания из уст Плющенко появляются в прессе, тем сильнее просится на язык совершенно иная формулировка. Сродни той, что сплошь и рядом встречается в газетных объявлениях: «Помогу. Дорого».
Теоретически найти необходимые средства при нынешнем интересе к большому спорту крупных бизнес-структур не представляется нерешаемой задачей. Но надо понимать, что спонсор - это не меценат. И наверняка захочет получить определенные гарантии в виде нескончаемой череды побед Плющенко во всех без исключения турнирах с его участием и, главное, - в Ванкувере-2010. А иначе к чему огород городить?
Как бы то ни было, развивать тему возвращения спортсмена при нерешенных финансовых отношениях с российской федерацией фигурного катания, Росспортом или кем-то еще, мне кажется несколько преждевременным. Хотя лично меня не покидает чувство, что Плющенко действительно хочет вернуться в спорт. Популярности у фигуриста хватает и сейчас, но порой ловишь себя на мысли, что лучше бы ее не было. Неудачный брак, бизнес-конфликт с недавними коллегами по цеху Татьяной Тотьмяниной и Максимом Марининым, необдуманные высказывания в тех или иных интервью и явные промахи собственной пиар-службы были настолько восторженно восприняты многочисленными откровенно «желтыми» изданиями, что впору провалиться сквозь землю. Либо - вернуться в обстановку былых, совершенно искренних любви и поклонения.
КАПКАН ДЛЯ ЗВЕЗДЫ
Ситуация, в которой сейчас находится олимпийский чемпион, не нова. За последние 15 лет решение вернуться в спорт после перерыва и постараться выиграть еще одну Олимпиаду принимало множество спортсменов с мировым именем. К примеру, в 1993-м в любительский спорт вернулось целое созвездие ушедших было фигуристов. Олимпийские чемпионы Брайан Бойтано, Курт Браунинг, Виктор Петренко, Катарина Витт, Джейн Торвилл и Кристофер Дин, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев… Успешное вхождение в «прежнюю воду» удалось лишь Гордеевой и Гринькову. Хотя в успех верили почти все. Но одни не успели подготовиться, другие не сумели заставить себя полностью сосредоточиться на главной цели, третьи слишком отвыкли соревноваться и не справились с нервами. И, главное, после Игр-1994 все неудачники чуть ли единогласно говорили: мол, недооценили, насколько изменилась конкуренция.
По сравнению с той плеядой, у Плющенко есть неоспоримое преимущество: все четыре года до победного выступления в Турине в мужском одиночном катании ему не было равных. Как, собственно, и на Играх. Нельзя сказать, что олимпийская победа далась Евгению малой кровью - сказался пропущенный из-за травм предыдущий сезон, но все понимали, что российский фигурист и остальные - это два разных уровня катания. Поэтому до сих пор очень велик соблазн считать, что, если Плющенко вернется на лед, соотношение сил останется прежним. Однозначно в пользу России.
Но давайте вспомним еще два примера. Александра Карелина и Александра Попова. Все четыре года до выступления на Играх-2000 в Сиднее и тот, и другой были безоговорочными лидерами в своих видах спорта. Вероятность того, что кто-то из них может проиграть, казалась болельщикам совершенно нулевой. Но оба проиграли, повергнув страну в шок. А по прошествии времени и Попов и Карелин оценивали причины примерно одинаково: не стоило распыляться. Так получилось, что оба подошли к Играм на старом багаже. Надежном, много раз проверенном, но, как выяснилось, недостаточном для заключительного рывка. Что лишний раз подтвердило: ориентироваться на привычную расстановку сил, готовясь к новым выступлениям, - колоссальная ошибка. Нужно действовать на опережение, устанавливая для себя совершенно новый уровень притязаний. И быть готовым отказаться ради этого от всех других дел.
Сумеет ли Плющенко добровольно поставить, даже загнать себя в такие рамки, пока неизвестно никому, в том числе и самому фигуристу. Теоретически для возвращения нет видимых преград. На серию американских выступлений в Туре Коллинза, которые начались в минувшую пятницу и продолжатся до 3-го июня, Евгений отправился вместе с тренером. С тем, чтобы, по словам Мишина, уже сейчас начать работу над будущими постановками. Говорить о тренировках в режиме постоянных гастролей не приходится, но какие-то идеи, безусловно, можно начинать прорабатывать, чтобы в конце лета сосредоточиться уже на серьезной работе.
В уже упомянутом заявлении для АР Плющенко сказал, что намерен принимать участие во всех соревнованиях сезона, включая этапы «Гран-при». Заявки на эти турниры должны быть сделаны как раз в начале июня на совещании Совета Международного союза конькобежцев (ISU) в Сан-Франциско. Впрочем, даже если Плющенко и Мишин не определятся со своими планами до этого срока, ничего страшного не произойдет. Как заметил по этому поводу президент ФФКР Валентин Писеев, любая страна, проводящая у себя этап «Гран-при» с удовольствием примет олимпийского чемпиона, даже если для этого придется вычеркнуть из списка участников своего спортсмена.
Персональное шоу Плющенко под названием «Золотой лед Страдивари» близится к завершению и продолжения проекта в будущем году пока не предвидится. Другими словами, никаких отвлекающих факторов, способных помешать Евгению восстановить прошлогодние навыки и возобновить соревновательную деятельность, почти не останется, если не считать его политическую деятельность в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, отказываться от которой спортсмен не видит необходимости.
НАЗАД ИЛИ В БУДУЩЕЕ?
В способности российского фигуриста восстановить на любительском льду «статус-кво» - то есть, вернуть себе позицию лидера, оттеснив чемпиона мира Брайана Жубера и двукратного обладателя мировой короны Стефана Ламбьеля, нет оснований сомневаться. Навыки Плющенко в тройных и четверных прыжках достаточно прочны, и он сам заметил, что в американском туре собирается регулярно включать эти элементы в программы. В рамках существующих правил Евгений должен чувствовать себя вполне уверенно, поскольку никаких новых требований за время его отсутствия не появилось. К тому же появление олимпийского чемпиона среди участников соревнований наверняка обеспечит турнирам некий эффект свежести, который так приветствуют судьи.
Останется ли при этом превосходство Плющенко таким же подавляющим, как год с небольшим назад, - вопрос спорный. Ведь на самом деле от выдающегося фигуриста сейчас ждут некоего чудесного пришествия: нового образа, неожиданных по постановке и музыкальному сопровождению программ, интересной хореографии. Парадоксально, но при отзывах специалистов о том, что Плющенко настолько талантлив, что может на льду все, его постановки последних лет воспринимались, как довольно однотипные. Что тому виной - требования правил, устоявшиеся взгляды на хореографию Алексея Мишина, хореографа Давида Авдыша, или несколько приевшаяся музыка в обработке знаменитого венгерского скрипача Эдвина Мартона, вопрос второстепенный.
- Плющенко, действительно, может многое, но слишком привык делать те движения, которые ему удобны, и принимать заученные позы. Поэтому любые попытки предложить что-то незнакомое изначально обречены на провал, - рассказывал мне один из российских хореографов, имевший возможность временнно работать с Евгением перед Олимпийскими играми.
В Турине Мишин заинтриговал было журналистов известием, что намерен вместе с учеником подготовить совершенно особенный показательный номер, в котором удалось бы объединить спортивное и патриотическое начала, но из идеи мало что получилось. Композиция «Россия», с которой олимпийский чемпион несколько раз выступил в послеолимпийских шоу, была воспринята публикой без энтузиазма, а следующая постановка, где фигурист представал в роли младенца, которого выкатывают на лед в коляске, вызвала откровенное разочарование, поскольку была лишена главного - качественных прыжков.
О новых программах Плющенко в случае возвращения на «большой» лед, известно лишь то, что музыку для них будет снова делать Мартон.
Когда Евгений только начинал работать со скрипачом, идея казалась почти гениальной: соединить в программе мастерство выдающегося музыканта и выдающегося фигуриста. Сам факт, что победитель престижного международного конкурса специально играет для фигуриста на скрипке Страдивари, делал сотрудничество уникальным. Однако три года чрезмерно активной деятельности Мартона в фигурном катании привели к тому, что блистательного скрипача стали воспринимать исключительно как персонального аранжировщика Плющенко и некоторых других фигуристов, располагающих достаточными средствами для оплаты его услуг. Умение переработать любые произведения, чтобы в них идеально вписывались предписанные правилами дорожки и вращения, - тоже искусство, но беда в том, что Мартона стало в фигурном катании «слишком много». Особенно - в России, после полномасштабного участия венгра в уже упомянутом шоу Плющенко «Золотой лед Страдивари».
Каким образом, вернувшись в спорт, сделать шаг на совершенно новую высоту - и есть на самом деле главный вопрос, который должны ставить перед собой фигурист и тренер. «Убивать» соперников одной лишь сложностью может не получиться. Элементов, которые не мог бы повторить никто другой, в арсенале российского фигуриста уже не осталось: прошедший сезон дал этому достаточно очевидное подтверждение.
Причем главная угроза для олимпийского чемпиона может исходить не от старых, неоднократно битых знакомцев Жубера и Ламбьеля (хотя и от них, безусловно, тоже), а от тех, кто моложе и, как следствие, по-спортивному наглее. Таких как чех Томаш Вернер или японец Дайсуке Такахаши. Хотя бы потому, что время работает на них гораздо в большей степени, чем на Плющенко. Речь-то уже сейчас по большому счету идет не о будущем сезоне и даже не о предолимпийском. А о том, который начнется осенью 2009-го и завершится Играми в Ванкувере.
2007 год
Елена Вайцеховская для СЭ
http://www.velena.ru/skating/EP_2007.html