S.T.A.L.K.E.R: Глушков vs. Орехов

Apr 16, 2008 11:38

Р. Глушков "Холодная кровь"
В. Орехов "Зона поражения"

Для написания отзыва на книжки из серии S.T.A.L.K.E.R. у меня есть серьезный недостаток - я не играл в одноименную игру.
На мой взгляд, книжка по такой игрушке должна быть развлекаловом на заданную тему. Юмор и ураганное действие приветствуются. Всякие философствования возможны, но необязательны, а в больших объемах категорически вредны.

Сюжет
Завязка обеих книжек вполне нормальна для боевика - герой Орехова должен выгулять на Зоне группу интуристов, а герой Глушкова пресечь попытку торговли аццким оружием. Далее у Орехова все происходит строго как полагается в игрушке - герои посещают контрольные точки (буквально - уровни), мочат Зло пачками и попутно открывают Тайны Зоны. Странно, что никто не получил левел-ап. Про самих героев открывается всякое, и некоторые, как водится, оказываются злодеями. В общем, классический боевик. Развязка мне не особенно понравилась, но в целом бодро так получилось.
У Глушкова герой первую половину текста идет из точки А в точку Б (разумеется, моча Зло пачками), и вдруг происходит первый (и единственный) поворот сюжета - вмешивается гражданка из будущего. Этот факт герою не сильно мешает - просто к изначальной цели добавляется миссия по спасению упомянутой гражданки. В целом, тоже неплохо, но менее изобретательно и более прямолинейно, чем у Орехова.
Глушков 5:6 Орехов

Герои
Главные герои книжек - суровые бойцы, способные мочить зло пачками. У Хемуля Орехова в наличии мультяшная везучесть и клаустрафобия. Дядя Костя Глушков с переменным успехом борется с чувством вины за невинно убиенных младенцев. В целом оба героя неплохо подготовлены для выживания на Зоне, а их маленькие проблемки придают им подобие живых людей, и, как и полагается в боевике, не слишком грузят. Впрочем, у Глушкова пожалуй некоторый перебор с рассказами о внутреннем мире героя - но несущественный.
Герои второго плана у Орехова живые и продуманные. Будь то помощник главгера или просто сталкер в баре. Конечно, нельзя сказать, что характеры глубоко проработаны - но боевику это и ни к чему, достаточно нескольких индивидуальных черт, и чтобы действия персонажа были в соответствии с этими чертами.
У Глушкова я с трудом мог понять, чем отличаются генерал Воронцов и его зам. Или скажем монолитовцы - абсолютно все одинаковые, включая вожака Гурона.
Глушков 6:8 Орехов

Стиль
Тут Орехов делает Глушкова просто одной левой. Композиция "Зоны поражения" выдержана в строгом соответствии с канонами - вступление, завязка, кульминация и т.д. Чувствуется рука профессионала. Повествование старательно стилизовано под Стругацких, в книге довольно много юмора на тему "Пикника на обочине" (и на другие темы), но при этом действие не останавливается ни на секунду - "чистый Квейк!".
Хвалить Орехова здесь довольно глупо: особых изысков (за исключением стилизаций под Стругацких) в книге нет, она просто написана качественно - хорошо продуман сюжет, герои, язык ровный. Таковы, на мой взгляд, минимальные требования к любой книге. Но на фоне Глушкова оказывается, что эти качества сияют чудесными алмазами!
У того же - полный атас. Действие тянется подобно резинке, постоянно увязая в болоте рассказов, не относящихся к сюжету. Если герой запрыгивает на упавшее дерево, то обязательно будет рассказано все про это дерево, пара абзацев будет посвящена тому, как ловко герой запрыгивает на деревья, и еще будет флешбэк, в котором расскажут, как герой научился запрыгивать на деревья. Когда герой кидает в гущу монстров световую бомбу - автор непременно расскажет о том, что такое световая бомба, опишет ее потенциальное действие на монстров, скажет, сколько таких бомб в рюкзаке у героя и устроит флешбэк с рассказом об использовании такой бомбы в прошлом. То есть динамики никакой. На одно предложение действия - два абзаца бесполезной информации, перемешанной с банальными попытками пофилософствовать на тему "детей убивать нехорошо, но иногда надо".
Еще одно невыгодное отличие Глушкова от Орехова - почти полное отсутствие юмора или хотя бы иронии.
Глушков 3:9 Орехов

Специфика
Печально, что Глушков, кажется, слабо себе представляет мифологию Зоны, и сам не верит во все ее аномалии и монстров - через это нет никакого ощущения реалистичности. А качество он пытается заменить количеством.
Для сравнения - кровососа, который позиционируется как один из самых опасных мутантов на Зоне, герою Орехова не удается самостоятельно загасить ни разу. Герой же Глушкова легко мочит сразу двух!
Аномалии у Глушкова располагаются как-то кучно - то герой бежит по Зоне свободно, а то (когда нету живых противников), аномалии накиданы просто десятками.
Поэтому что касается действия в части стрельб, мочилова и отношений с гражданкой из будущего - получилось относительно нормально. Верю. А вот по части специфики Зоны - как-то все натужно, будто для проформы вставлено (у Орехова, к слову, так же натужно для проформы вставлены описания стриптиза. Впрочем, на целевую аудиторию - юных поклонников игры - они, вероятно, действуют).
Орехов же описывает Зону и все ее аномалии от лица героя - скупо, точно и реалистично. Причем, на мой взгляд, одинаково описаны что лес, что аномалии, отчего степень реалистичности повышается.
Глушков 5:9 Орехов

Драйв
Этот показатель самый субъективный - но и самый простой.
"Холодную кровь" я по капле употреблял неделю, а "Зона поражения" кончилась за пару дней, причем хотелось, чтобы первая наконец уже закончилась, а вторая наоборот, чтоб подольше не кончалась.
Глушков 5:10 Орехов

Итого
Может показаться, что книжка Орехова мне офигительно понравилась, и оттого я как-то предвзято отношусь к книжке Глушкова. Отнюдь. Я предвзято отношусь ко всем боевикам вообще, и к мочилову по игрушкам в частности. Но книжку Орехова прочел не без удовольствия, отчего и решил прочесть что-то еще из этой серии, и вот результат:
Глушков 24:42 Орехов

В общем, покамест воздержусь от прочтения прочих книжек серии S.T.A.L.K.E.R. Да и вообще книжек по игрушкам. Разве что с недавно вышедшей "Линией огня" Орехова ознакомлюсь.

PS. Неплохо бы уже экранизировать что-нибудь из серии S.T.A.L.K.E.R. - пора и нашему кинопрому создать какой-нибудь узнаваемый в мире брэнд, кроме "Морозко".
Previous post Next post
Up