Сепарация: право на ненависть.

Dec 22, 2009 01:57

Было время, когда я услышал и сильно впечатлился одним высказыванием - «Мы можем позволить себе любить ровно настолько, насколько можем позволить себе ненавидеть». Хоть у меня и нет доказательств экспериментальных доказательств на эту тему, я этому высказыванию верю. Одно мне понятно точно - любовь не может быть глубокой, если она «вынуждена» и исходит преимущественно из страха потерять, а не из желания быть с тем, кого выбрал. И я точно верю в то, что наш ответ «Да!» тому, что нам нравится, становится тем более реальным и искренним, чем более уверенно мы можем сказать чему-либо «Нет!». Быть собой означает не только соглашаться с тем и принимать то, что нам созвучно, но и отвергать то, что нам чуждо.

Свобода рождается из опоры на собственные ценности, желания и чувства. Свобода, выбор и самостоятельность действительно становятся возможными тогда, когда нет зависимости от условностей. Возможность стать зрелым мужчиной, способным на достижение СВОЕЙ цели, или зрелой женщиной, способной принимать и трансформировать то, что несет мужчина, появляется только тогда, когда есть возможность и искренне отвергать.

В жизни каждого человека в ситуации психотерапии, кризиса взросления, кризиса среднего возраста или парного кризиса наступает момент, когда он в достаточной степени узнает СВОИ настоящие желания и аутентичные чувства. И тогда он начинает хотеть отказаться от поведения, которое основано на оправдывании ожиданий окружающих людей, соответствии семейным требованиям, отделиться от внутренних (или даже внешних) родителей. Этот процесс называется сепарацией - то есть, буквально отделением. В здоровом варианте он естественен для всех детей, покидающих родительскую семью. Для этого дети, должны хотеть создать СВОЮ семью, и верить, что она будет немного лучшей, чем семья родительская. Под здоровым (и очень редким) вариантом я подразумеваю, что родители воспитывали в детях самостоятельность, силу и свободу.

Однако в семьях, где в большей степени связи выстраивались на основе взаимной зависимости и манипуляции, сепарация становится весьма сложным процессом. Осознания собственных желаний, приоритетов и чувств еще не достаточно для отделения. На чаши внутренних весов, как противоборствующих в этом процессе сил, ложатся стремление к свободе, самостоятельности с одной стороны и страх одиночества, разрыва старых отношений, с другой. Страх нового и не известного борется с комфортом, хоть и недостаточно удовлетворительного, но привычного бытия. Пугающая перспектива стать единственно ответственным за свою жизнь сталкивается с возможностью оправдывать себя и собственные неудачи поступками и качествами своего окружения. И так далее. Когда чаши весов приходят в равновесие, наступает стагнация, которая часто выражается в депрессии.

Сдвиг, перевес в сторону свободы появляется тогда, когда человек берет себе право на такое, привычно воспринимаемое «плохим» и стыдным, чувство как ненависть - права со всей силой и глубиной  не любить, и говорить «Нет!» тому, что не нравится. Ненависть являет собой ту силу, которая помогает преодолеть страхи, растущие из инфантильной зависимости, сделать шаги на пути к собственной жизни и своему выбору. Именно способный на искреннюю ненависть человек становится способен также искренне любить другого человека, и то, что для него близко, прекрасно и ценно.
Previous post Next post
Up