>надо сказать, когда с такими вещами реально сталкиваешься (в наших хороших условиях и среде), то это - ну не выглядит так уж страшно, жутко Грустно, печально, но вполне переживаемо как-то.
Это, мне кажется, вообще можно сказать про все травмы и страхи человека: реальность всегда переносима, непереносимы могут быть наши представления о нейЯ биолог с недостаточным айкью для создания таблетки бессмертия, но идейно я присоединяюсь к вам-бывшему-будущему-биологу
( ... )
"реальность всегда переносима" да вот, как-то так. Хотя и не совсем корректное это утверждение, ну совсем уж всегда. Но как правило да. Футуристические фантазии мне тоже нравятся а атеист я с младенчества :) Насчет умереть в битве - ну это дело такое. Истекать кровью на какой затоптаной глине - занятие на любителя :) Т.е. серьезно говоря, а не думаю, что это как бы вообще слишком важно в реальности - как там человек умер. Это в классической культуре считается чрезвычайно важным - как человек умер, что он перед смертью там говорил и вообще как бы сам процесс. Я бы сказал, что это больше такое религиозное и опять же о контроле. Для успокоения оставшихся. Куда важнее в реальном плане как человек жил там десятилетия, чем как он прожил часы или минуты или даже дни - какое принципиальное значение, что это там последние дни его жизни?
Хорошая мысль. У меня это не религиозное, я воспитанный дикими книгами человек, мне сложно не думать о ценности финала даже там, где он объективно не имеет значения.
Очень прям хорошая мысль, буду её думать *свернулась удавом*.
Хотя есть ещё нюанс: я до крайности любопытный человек и во всём мне хочется дойти до самой сути и всё пережить. Я вот обожаю читать и перечитывать Бардо Тхёдол, обалденная фантастика, как по мне. И у меня внутренняя потребность если уж умирать всё-таки придется когда-нибудь -- то делать это с полным осознанием и осмысленностью.
Мне кажется что проблема восприятия смерти, как и большинство человеческих проблем, основывается на восприятии собственного "Я". Ведь действительно - когда мы заняты чем-то важным, наше "Я" как-бы растворяется, уступая место конкретным целям и задачам. Мы не переживаем в этот момент о Смерти, о том кто и что о нас думает, да и сами мы не думаем о себе. Меня сейчас в плане внутренних экспериментов и философских размышлений интересует - насколько возможно оставаться разумным существом без этого ощущения "Я"
Существовать без ощущения "Я" можно. Но, в основном, в психбольнице. Серьезно. Это тяжелое расстройство психики. Кстати, случается при умирании и кислородном голодании мозга как результат распада его деятельности.
Безусловно чаще можно наблюдать именно такой формат - как следствие травмы или болезни (психической). Что теоретически не исключает возможность и более здоровой формы такого состояния. Но, безусловно, это всё пока на уровне субъективной гипотезы...
А и я биолог, бывший, присоединюсь к обсуждению. И я атеист. И еще мед.журналист. И очень хорошо представляю себе процессы старения, разрушения тела и психики, а также последующего распада тела, если его сразу быстренько не кремировать
( ... )
Ну не знаю. Мне лично "однонаправленность, конечность существования" ничего не придает. Я прекрасно себе существовал и когда у меня не было такого представления. Я думаю это как бы вопросы структуры своей психики, да? Если человек склонен к явным перепадам настроения, то идея конечности сама по себе, и что это все вообще пройдет когда-то - она может поддерживать. Вот именно что "Когда на меня сваливается слишком много в этой жизни - я помню, что настанет момент, когда все это станет неважным". Но лично я - не склонен. Видите, я не случайно подчеркнул, что видел такие вещи в хороших условиях. Все-таки условия и возможность их обеспечить имеет огромное значение. В реально хороших условиях и при возможности их обеспечения - и с точки зрения материальной и психологической, а оно очень свзано - это не выглядит так уж плохо. Даже Альцгеймер. Да и в реальном плане нагрузка на родственников тогда вполне ограничена. Так что все зависит.
За себя могу сказать, что натуралистичный подход к собственному существованию присутствовал всегда. Но в выше прописанной формулировке проступил за годы после внезапной смерти отца моей дочери. К перепадам настроения глобальным вроде не склонна. Мне просто действительно ужасно импонирует эта концепция - о заданной конечности существования. Она логична - и с экологической точки зрения, и с философской. Так и должно быть. Согласна насчет Альцгеймера. Но я не строю иллюзий на предмет настолько хороших условий.
Я атеист. Я знаю, что моя душа (разум, сознание) исчезнет навсегда, тогда как мое тело существовать не перестанет, а лишь приобретёт другую форму, и частицы, из которых я была собрана, станут чем-то другим. Меня это радует
( ... )
(читает) смерть - есть. Душа - есть. Тело - есть. Вечность - есть. Все ключевые слова на месте, значит по теме! :) Ну да, точно, неприятно, так сказать, когда не знаешь - или это уже все или нет. Очнешься - не очнешся. Нервирует. Надо предупреждать заранее! :) Насчет "не реанимировать" - ну это тоже, в общем, проявление страха смерти, да? Вот как раз неприятие этий ситуации, когда не знаешь никогда точнь или уже да или еще. На самом -то деле, конечно, не принципиально, ну скажут заранее - ну и что? Никаких супер дел переделать срочно скорее нет. Просто страх неопределенности. Ну и умереть-то реально можно только один раз, остальное - просто медицинские процедуры.
Умереть можно один раз, а умирать - много. И вот умирать - самое паршивое. Это же реально ощущается,что вот оно ( И каждый раз как последний. Это к вопросу о нереанимировать: то есть если уж все закончилось, то закончилось, а не «ну вот, опять!» и потом с этим жить... А жить с этим тяжело )
Так "все закончилось" именно когда уже нет никакого "ну вот опять". А до тех пор еще нет. Тяжело, кто же спорит. Хочется жить подольше и быть молодым и здоровым и счастливым. Умирать - никак не хочется. И когда это с приличной вероятностью возможно в любой момент, то давит на психику. Никак не радует.
Меня иногда удивляет собственное отношение к смерти. Процесса, как такового, немного боюсь, это может быть больно. А самого факта - нет. Уверена в неокончательности существования - смерть, натурально, переход. Куда - в моем представлении зависит от того, кто переходит и в каком состоянии, поэтому хотелось бы в здравом уме это действо совершить и неозлобленной, неразочарованной. По-моему это и есть одна из главных целей в данном воплощении. В бога не верю, скорей во Вселенский разум и наличие у него логики. :)))
Comments 266
Это, мне кажется, вообще можно сказать про все травмы и страхи человека: реальность всегда переносима, непереносимы могут быть наши представления о нейЯ биолог с недостаточным айкью для создания таблетки бессмертия, но идейно я присоединяюсь к вам-бывшему-будущему-биологу ( ... )
Reply
Reply
Футуристические фантазии мне тоже нравятся а атеист я с младенчества :)
Насчет умереть в битве - ну это дело такое. Истекать кровью на какой затоптаной глине - занятие на любителя :) Т.е. серьезно говоря, а не думаю, что это как бы вообще слишком важно в реальности - как там человек умер. Это в классической культуре считается чрезвычайно важным - как человек умер, что он перед смертью там говорил и вообще как бы сам процесс. Я бы сказал, что это больше такое религиозное и опять же о контроле. Для успокоения оставшихся. Куда важнее в реальном плане как человек жил там десятилетия, чем как он прожил часы или минуты или даже дни - какое принципиальное значение, что это там последние дни его жизни?
Reply
У меня это не религиозное, я воспитанный дикими книгами человек, мне сложно не думать о ценности финала даже там, где он объективно не имеет значения.
Очень прям хорошая мысль, буду её думать *свернулась удавом*.
Хотя есть ещё нюанс: я до крайности любопытный человек и во всём мне хочется дойти до самой сути и всё пережить. Я вот обожаю читать и перечитывать Бардо Тхёдол, обалденная фантастика, как по мне.
И у меня внутренняя потребность если уж умирать всё-таки придется когда-нибудь -- то делать это с полным осознанием и осмысленностью.
Reply
Ведь действительно - когда мы заняты чем-то важным, наше "Я" как-бы растворяется, уступая место конкретным целям и задачам. Мы не переживаем в этот момент о Смерти, о том кто и что о нас думает, да и сами мы не думаем о себе.
Меня сейчас в плане внутренних экспериментов и философских размышлений интересует - насколько возможно оставаться разумным существом без этого ощущения "Я"
Reply
Reply
Но, безусловно, это всё пока на уровне субъективной гипотезы...
Reply
Reply
Видите, я не случайно подчеркнул, что видел такие вещи в хороших условиях. Все-таки условия и возможность их обеспечить имеет огромное значение. В реально хороших условиях и при возможности их обеспечения - и с точки зрения материальной и психологической, а оно очень свзано - это не выглядит так уж плохо. Даже Альцгеймер. Да и в реальном плане нагрузка на родственников тогда вполне ограничена. Так что все зависит.
Reply
Согласна насчет Альцгеймера. Но я не строю иллюзий на предмет настолько хороших условий.
Reply
А условия меняются все-таки постепенно.
Reply
Reply
Все ключевые слова на месте, значит по теме! :)
Ну да, точно, неприятно, так сказать, когда не знаешь - или это уже все или нет. Очнешься - не очнешся. Нервирует. Надо предупреждать заранее! :)
Насчет "не реанимировать" - ну это тоже, в общем, проявление страха смерти, да? Вот как раз неприятие этий ситуации, когда не знаешь никогда точнь или уже да или еще. На самом -то деле, конечно, не принципиально, ну скажут заранее - ну и что? Никаких супер дел переделать срочно скорее нет. Просто страх неопределенности. Ну и умереть-то реально можно только один раз, остальное - просто медицинские процедуры.
Reply
Reply
Тяжело, кто же спорит. Хочется жить подольше и быть молодым и здоровым и счастливым. Умирать - никак не хочется. И когда это с приличной вероятностью возможно в любой момент, то давит на психику. Никак не радует.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment