Из чего сделаны родительские нервы

Jan 29, 2010 11:34

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ РОДИТЕЛЬСКИЕ НЕРВЫ
Эссе 2003 года

Родительские нервы, как известно, не железные. А какие? Почему у одних родителей хватает сил и терпения растить детей, а другие не знают, что им делать? Начнём с того, что различия между ребёнком и взрослым известны в любом человеческом обществе, но то, как обходились с детьми тысячелетие назад, вызывает сейчас справедливое негодование. Чем дальше мы углубляемся в историю, тем меньше заботы о детях там находим.
Историк Ллойд де Моз описал основные стили отношений взрослого к ребёнку в европейской истории. Он назвал их по самой шокирующей черте этих отношений. В античности (до IV века н.э.) преобладал детоубийственный стиль. Большинство родителей в ту эпоху считало, что может распоряжаться потомством, как любым другим имуществом. Ненужных младенцев топили, бросали в безлюдном месте, чтобы избавиться от лишних забот или едоков. Лишь в 347 г. по настоянию христианской церкви в Римской империи был принят закон, запрещавший детоубийство.
В последующие десять веков в Европе распространился другой стиль - изгоняющий. Родители избавлялись от детей, освобождая себя от лишних забот. Ребёнка отправляли с глаз долой, в прислуги, в подмастерья, в пажи. Такая практика продолжалась около тысячелетия. Начиная с XIV века возобладала воспитательная доктрина. Детей начали воспитывать, но способы наставления их на праведный путь наводят современного человека на мысль о пытках. Дети в эпоху средневековья воспринимаются как дьявольские отродья. Христианство призывало наказывать маленьких детей, чтобы обуздать их гордыню. Такое отношение, по Л. Демозу, делало для некоторых борьбу с авторитетом центральной жизненной задачей. В XIX на смену воспитательной доктрине пришла формирующая. В соотвествии с распространёнными в нашу эпоху взглядами, характер ребёнка «лепят» в соответствии с идеалом человека, принятым в обществе. Детей наказывают, читают им нотации и дают назидания, руководствуясь благими намерениями. В нашем веке этот стиль называют социализирующим.

Какое отношение имеет исторический экскурс к сегодняшнему дню? Возможности индивидуальной памяти ограничены, на помощь ей приходит история и культура. Культурно-исторический контекст пронизывает наше сознание, но мы не всегда задумываемся об этом. Возьмём для иллюстрации сакраментальный образ американского миллионера, посылающего своего ребёнка на улицу торговать газетами. Каждый родитель в общем и целом одобряет стремление развивать в подростке самостоятельность, но негодует по совершенно различным поводам. Одни видят в таком родителе «детоубийцу» , они возражают против лишения ребёнка радостей беззаботного детства. Другие расценивают такого отца как «гонителя», они протестуют против отказа ребёнку в социальном статусе богатого наследника. Третьих возмущает родительская «суровость» и решение послать ребёнка именно на улицу. Четвёртые задают вопрос, интересно ли самому подростку торговать газетами, спросили ли его, чем именно ему хочется заниматься в свободное время, ведь в наши дни принято придерживаться доктрины «садовник, формирующий растение», и развивать задатки и склонности ребёнка.
Мы живём в потоке истории и культуры, и было бы наивным думать, что родительские нервы сделаны по одному, самому модному, образцу. Интересно, а что подумали о решении папы-миллионера вы?

У кого об этом почитать:
Ллойд ДеМоз. Психоистория. Перевод А. Шкуратова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

цитаты, &дети

Previous post Next post
Up