Штрих к отношениям Н.Я и В.Т., первая половина семидесятых

Apr 05, 2016 19:41

Переводчик и эссеист Петр Криксунов рассказывает о разговоре с Надеждой Мандельштам в январе 1974 года.

"Н. Я. показала нам первое издание “Архипелага ГУЛАГ” - маленький карманный формат на тончайшей папиросной бумаге. “Это очень значительная книга, - сказала она. - Возможно, самая значительная из всего, что вышло в последние десятилетия”. С ( Read more... )

Варлам Шаламов, Надежда Мандельштам, биография, блокада

Leave a comment

Comments 4

gg59 April 5 2016, 21:12:58 UTC
"Рабство, шантаж"...
Эти слова, как правило, звучат как укор в адрес Н.Я. и Пинского. А я пытаюсь понять что же такого они заставляли его делать, что можно оценить в словах "шантаж" и "рабство". Писать то, чего ему бы не хотелось? Участвовать в подписании коллективных писем? Соглашаться с тем, с чем он не согласен?
Что?
Сама дружба, общение требует затрат - времени, душевных сил, может быть, денег, торт купить, три гвоздички. Он не готов к этому, он не умеет. Ему тягостен и обременителен любой вид связи, в том числе дружеский. Можно ли в этом упрекать Н.Я. или Пинского? По-моему, нет.

Остракизма все же не было до 1972 года.

Reply

laku_lok April 5 2016, 21:57:57 UTC
я, честно говоря, тоже не могу понять, что означают здесь слова рабство и шантаж. ну шантаж еще ладно, можно было требовать от него солидарности с Солженицыным в обмен на - что, собственно? в конце концов, ни Н.Я., ни Пинский не руководили эмигрантскими или западными издательствами, они могли передать КР куда-нибудь Струве или Морису Надо, но не они решали, издавать это или нет и в каком объеме и так далее. недостаточно помогали? наверное. возможно. не были согласны с Шаламовым, что Солж "делец"? а кто тогда в здравом уме мог воспринимать его как дельца? сразу сказали бы: агент гестапо, очерняешь наше все, ничего для тебя святого. трудно противостоять массовому психозу, не все шаламовы.
душевных сил у него хватало, но это как у Платонова - деревня берет "навалом". никаких душевных затрат не хватит. у Н.Я. там вертеп, вообще всюду вертеп, все носятся с Солженицыным, с Галичем, с Менем, с Любимовым, с Вознесенским, да несть им числа. ну и к ебаной их матери, пусть носятся. я так это вижу.
в августе 1972-го остракизм был в самом разгаре.

Reply

laku_lok April 15 2016, 08:20:11 UTC
Может быть, под рабством он имел в виду, что не получил ни копейки ни от печатавшего и печатающего его прозу Нового журнала, список в который передала Н.Я., ни от французских издателей, выпустивших книгу КР в переводе, список которым передали Пинский и его окружение? В принципе, логично - рабский труд не оплачивается. Он мог считать ответственным за это Н.Я. и Пинского.

Reply

gg59 April 15 2016, 08:38:39 UTC
Кроме Н.Я. и Пинского были еще люди, пытавшиеся оказать ему помощь в публикации. Считать их крайними? Странно.
Во всяком случае, слова Шаламова никак не личная характеристика, они не делают Н.Я. и Пинского лучше-хуже.

Reply


Leave a comment

Up