Уважаемые коллеги - участники правового сообщества!
Мне и моим коллегам - работникам системы образования и организаторам школьных олимпиад - было бы интересно разобраться в юридической стороне вопроса одной из особенностей набора абитуриентов в российские вузы в 2010 году.
Напомню, что сейчас в самом разгаре "вступительная" пора. В большинство российских вузов приём осуществляется по результатам ЕГЭ (Единого государственного экзамена) - как конкурс по сумме баллов ЕГЭ по школьным предметам (их 3 или 4 на каждую специальность). Кроме того, в дополнение к этому в отдельных вузах проводятся собственные экзамены, как правило творческой направленности (скажем в театральный вуз) или по углублённой программе предмета (например, в МГУ), которые идут в общую сумму баллов. И есть некоторые тонкости и льготы для отдельных категорий граждан (инвалиды, чернобыльцы, сироты, иностранцы и др.).
Отдельная категория льгот - по результатам олимпиад школьников. По действующему порядку Министерство образования и науки РФ утверждает Перечень олимпиад, на основании результатов которых предоставляются льготы, и по результатам экспертиз присваивает олимпиадам в Перечне уровни: 1 (самый высокий), 2 или 3. Вузы имеют право предоставлять абитуриентам льготы - максимальный балл (100) в качестве результата ЕГЭ или экзамена по предмету олимпиады или приём без экзаменов. При этом законом определено, что льготы должны быть монотонными по уровню, то есть чем выше уровень, тем не хуже эти льготы должны быть.
В прошедшем учебном году хронология событий была такой.
1. 21.12.2009 Минобрнауки РФ издало приказ об утверждении Перечня олимпиад на текущий учебный год с указанием уровней (см.
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m777.html)
2. 18.01.2010 этот приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ
3. 31.05.2010 Минобрнауки РФ издало приказ о внесении изменений в Перечень олимпиад (в результате чего уровни некоторых олимпиад изменились) (см.
http://www.rsr-olymp.ru/shared/files/201006/14_7351.pdf)
4. 21.07.2010 Минобрнауки РФ отменило приказ о внесении изменений (см.
http://cpk.msu.ru/pr792.pdf)
До отмены приказа от 31.05.2010 вузы (приёмные комиссии), естественно, руководствовались этим (отменённым) приказом. Отмена произошла по времени как раз в середине процедуры поступления в вузы. При этом приём документов в основном уже закончен, многие абитуриенты пропустили экзамены (которые по старым правилам и не должны были сдавать, имея по ним ныне отменённые льготы). В общем, легко представить, сколько неразберихи из-за этого произошло и ещё произойдёт и сколько нервов было и будет потрачено.
Нельзя сказать, что от этого всем стало хуже. По факту отмены приказа кому-то льготы убавили, а кому-то и прибавили. Также, поскольку поступление в вузы конкурсное, если кому-то в конкурсе стало хуже, значит кому-то другому - лучше. Проблема только в том, что абитуриенты подавали документы и сдавали экзамены по одним правилам, а принимать их будут уже по другим правилам (которые на момент совершения юридически значимых действий по участию в конкурсе никому известны не были). Непосредственно вся эта ситуация касается сотен абитуриентов, а косвенно - десятков тысяч (поступающих в те же самые вузы и участвующих в тех же конкурсах).
В общем, разрабатывая нормативно-правовую базу, хотели сделать как лучше, но не успели - и получилось как всегда...
Вопрос - каковы могут быть юридические последствия всего этого? В частности для тех, кто в результате ухудшения своих конкурсных условий не поступит в вуз.