Вчера вечером в магазине, пока стоял в очереди в кассу подслушал очень оживленную беседу двух приятелей. Речь шла о забастовке на РЖД.
- Бесит меня эта забастовка, - говорил один, высокий и уже лысеющий молодой человек в новом джинсовом костюме. - Я на станции Лось живу, и на работу еле добрался. А в результате баланс не сдал в отдел логистики, после праздников вот на ковер будут вызывать.
- Вообще что ли ничего не сделал? - спросил его приятель в кожаной куртке, покупавший сигареты и пиво. - А задним числом?
- Да нет, уже не поправишь. Дай бог, если премии лишат. А не то… Малому три года, на одном пособии долго не протянешь. Нашли когда бастовать.
- Ну у рабочих там тоже не сахар. Брат двоюродный там работает. Надо понять людей, у них там тоже дети есть, вроде, говорит, делать больше было нечего.
Так они говорили пока не отошли от кассы. Кажется, ничем спор не окончился. Эту забастовку сейчас обсуждают везде. И я думаю - а в самом деле - что делать? Сложный ведь вопрос. С одной стороны вроде бы выхода нет, с другой - эти забастовки бьют также и по пассажирам, простым людям. А в нашей стране, с нашим трудовым кодексом, который фактически запрещает всякое сопротивление, этот вопрос еще более обострен…
28 апреля в 4 часа утра на Московской железной дороге началась забастовка, организованная Российским профессиональным союзом локомотивных
бригад железнодорожников (РПЛБЖ). С ноля часов вторника забастовка временно при¬-остановлена. Решение о ее прекращении или возобновлении будет принято 12 мая.
Необходимость в столь серьезной акции назрела после того, как руководство ОАО «Российские железные дороги» отказалось даже обсуждать требования профсоюза, а единственной реакцией на его решение о проведении забастовки оказался вызов организаторов в транспортную прокуратуру. Основные требования железнодорожников - повышение заработной платы, восстановление отмененной в прошлом году выплаты за выслугу лет и прекращение дискриминации членов и активистов независимого профсоюза РПЛБЖ.
РПЛБЖ является членом «Соцпрофа», который объединяет по-настоящему независимые профсоюзы, отстаивающие права трудящихся. Характерно, что Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), являющаяся «независимой» только по названию, уже в который раз не поддержала бастующих работников, фактически объявив организаторов забастовки «провокаторами». Точно также было, когда совсем недавно бастовали шахтеры «СУБРа» в Североуральске. Не спешили шмаковские профсоюзы поддерживать и помогать и бастовавшим рабочим завода «Форд» в Ленинградской области. Доводы, а точнее отговорки, из уст «официальных защитников» звучат следующие: в РПЛБЖ только 1100 членов, а всего в «РЖД» работает около миллиона человек, большинство из которых состоят во входящем в ФНПР «Роспрофжеле». Требования-де у железнодорожников правильные, а вот способы их достижения - «популистские». Кстати, о том, что требования рабочих ФНПР разделяет, заявил даже сам Михаил Шмаков. Однако тут же оговорившись, что независимый профсоюз выбрал «неудачную форму диалога», а сама забастовка - незаконна. Но ведь никакого диалога по существу работодатели со своими работниками не ведут. А ФНПР избегает участвовать в трудовых спорах и конфликтах, предпочитая верноподданническое поведение всякому намеку на реальные действия.
Между тем сотни тысяч жителей Москвы и Подмосковья на собственном опыте поняли, что забастовка на железной дороге - это не шутка. В понедельник оказалось парализованным движение поездов на Ярославском и Горьковском направлениях. В свою очередь на автотрассах образовались огромные пробки. Десятки тысяч человек, главным образом жителей области, работающих в Москве, опоздали или вовсе не смогли добраться до работы. Пассажиры буквально штурмом брали редкие пригородные поезда. По данным профсоюза, в забастовке участвовало около 400 человек. Бастовали коллективы депо «Железнодорожное» и депо «Пушкинское», а также некоторые бригады депо «Домодедово» и депо «Ильича».
Как говорят в РПЛБЖ, до половины участников акции не являются членами их профсоюза, что свидетельствует, как о резком недовольстве условиями труда, так и о том, что причина забастовки отнюдь не в «провокационных» действиях независимых профсоюзных лидеров. А потому очень велика вероятность, что забастовка после 12 мая возобновится. Тем более администрация «РЖД» по-прежнему и слышать ничего не хочет о требованиях железнодорожников. «Это незаконная акция. В результате таких акций зарплата повышаться не будет. Заработная плата регулируется трудовым договором и ее повышение зависит лишь от роста производительности труда», - заявил, в частности, вице-президент компании Вадим Морозов. Участникам акции он угрожает дисциплинарной и административной ответственностью.
Первые задержания и предъявления административных обвинений уже начались. Так, на Курском вокзале, где бастующие пытались донести свою позицию до граждан, был задержан и доставлен в милицию руководитель профсоюзной первички депо «Железнодорожное» Сергей Линёв. А лидера РПЛБЖ депо «Пушкинское» Николая Павлова не только задержали, но и оперативно доставили в суд, за «самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора». Судебное заседание, однако, было перенесено.
Вообще, как руководство «РЖД», так и представители шмаковских профсоюзов, пытаясь всячески дискредитировать рабочих, напирают на незаконность забастовки. То же самое было и в случаях с забастовками на «Форде» и на шахте «Красная шапочка». Причем суд практически всегда вставал на сторону хозяев, а не рабочих. В данном случае ситуация вообще однознач¬ная, так как хозяином ОАО «РЖД» является государство, а забастовки на железной дороге по трудовому законодательству считаются незаконными по определению.
Что ж, ничего удивительного, ведь нынешнее Трудовое законодательство разработано и принято «Единой Россией» (с которой, кстати, всячески сотрудничает и даже готовится совместно отметить 1 Мая ФНПР) совсем не для того, чтобы защищать права трудящихся. Сегодня бывший профсоюзный активист, глава думского комитета по труду и социальной политике «единоросс» Андрей Исаев не исключает, что забастовщиков может ожидать наказание. И судя по всему, Исаев считает, что этого наказания они вполне заслуживают. Ведь не предупредили об акции заранее, как сделали это при недавней всеобщей забастовке железнодорожники в Германии. Вот только в Германии трудовое законодательство, к счастью для граждан этой страны, не Исаев и не «единороссы» разрабатывали. А потому там, как и в большинстве европейских стран, забастовка - естественная и признанная законом форма борьбы, профсоюзы - реально действующие, а хозяева и государство вынуждены реагировать на протесты и требования рабочих.
В России все иначе. Недаром одно из главных требований железнодорожников - прекратить давление и гонения на независимых профсоюзных активистов. Собственно говоря, у РПЛБЖ даже при всем желании не было возможности широко заявить о готовящейся забастовке, потому что нет для этого механизма. Зато механизмы превентивно отстранить от работы или даже доставить активистов в милицию за «незаконное намерение» в случае такого уведомления очень даже имеются. Недаром в понедельник Курский вокзал был оцеплен ОМОНом. Никаких беспорядков там не наблюдалось. Однако властям очень не нравилось, что железнодорожники хотят сами, а не через «испорченный телефон» официозных СМИ, донести до граждан смысл своей акции.
В отличие от забастовок шахтеров и рабочих «Форда», неприятные последствия забастовки железнодорожников почувствовали на себе десятки, если не сотни тысяч человек, среди которых большинство - совсем небогатые, имеющие зачастую зарплаты куда ниже машинистов локомотивов. На этом и пытаются сыграть железнодорожные «боссы». Так, Александра Буратаева, другая видная «единороссовка», бывшая депутатом Госдумы от этой партии, а ныне пресс-секретарь президента ОАО «Российские железные дороги», заявила: «Мы считаем сегодняшнюю забастовку противозаконной. Из-за стачки произошел сбой в движении пригородных поездов, что совершено недопустимо. Пассажиры ни в чем не виноваты, они не должны страдать оттого, что часть работников решила таким образом защищать свои права».
Ну да, виноваты, конечно, рабочие, а не руководители и топ-менеджеры «РЖД» с миллионными окладами. Напротив, муссируется тема окладов машинистов: совсем-де зажрались, получают по 37 тысяч, а хотят больше. На самом деле, средняя заработная плата машиниста локомотива на Московской железной дороге 25-30 тысяч рублей, помощника машиниста - около 20 тысяч, что совсем не сверхмного для работы такого уровня сложности и ответственности. При этом последний раз оклад здесь повышался в 2002 году на 5 тысяч рублей (между прочим, тоже после забастовки). Ну и индексации - в год, примерно, на 1,5%. В прошлом году отменили доплаты за выслугу лет, однако выбрали (совершенно непонятно, по какому критерию, кроме близости к начальству) несколько десятков машинистов, которым платят по 50 - 60 тысяч. Железнодорожники недоумевают: почему за один и тот же труд работники одной и той же квалификации получают столь разную заработную плату. Хотя некоторый смысл с точки зрения работодателей в таком подходе есть. Высокооплачиваемая «элита» забастовку, естественно, не поддерживает. И таким способом людей разделяют и натравливают друг на друга, считают участники забастовки.
А по телевизору - демонстрируют лишь недовольные лица опоздавших и не добравшихся до работы пассажиров. Винят они в своих проблемах, естественно, не высокооплачиваемых руководителей «РЖД», которые экономят не только на зарплатах машинистам, но и на безопасности этих самых пассажиров ( в частности, одно из требования забастовщиков - привести в порядок поездной состав), а забастовщиков.
Однако радует, что таких не так уж много. Скажем, на сайте РПЛБЖ куда больше других откликов: «Вот подумал, день потребовался осознать. А знаете, все-таки вы молодцы. Многие тут кричали, сам вначале возмущался, что не слишком ли - 60 тыщ вам? А ведь вы правы! При заработках нашего государства от нефти и газа у нас у всех зарплаты должны быть выше сегодняшних на порядок, а люди просто устали. Видимо, вы оказались храбрее». «Я живу в Мытищах, езжу в Москву. Спасибо вам за каждодневный труд, ребята. Не грозит ли эта забастовка неприятностями для вас? Чем можно вам помочь?» «Наше вам уважение! Молодцы! Вот если бы ВСЕ рабочие выступили с протестами вместе с вами, тогда держись толстосумы, точняк никуда не делись бы!!! ДАЕШЬ солидарность!»
Е. ЮРЬЕВА