О науке, детективах Гарднера, и теоретической биологии

Apr 09, 2008 15:51

«Факты - сухо сказал Дрейк - вроде обрывков картинки-головоломки. Мне платят за то, что я их нахожу, вам [Перри Мейсону - В.К.] - за то, что вы их складываете вместе. Если они окажутся не от той картинки, вы всегда сможете засунуть ненужные туда, где их никто не найдёт».
У Гарднера тот, кто добывает новые факты «в поле» (Дрейк) и тот, кто складывает факты в версию, и затем отстаивает версию в суде (адвокат Перри Мейсон) - это разные люди. Биологи по необходимости вынуждены сочетать в себе натуралиста и теоретика, Дрейка и Перри. Видимо, в отличие от физики, эти специализации у биологов и не могут быть разделены.
Но тогда возникает следующая проблема. В каждой из биологических дисциплин,  по всей видимости, есть своё оптимальное соотношение «теоретиков» и «натуралистов» - та пропорция, в которой эти две ипостаси (два когнитивных  стиля, два модуса операнди - суть не в словах) должны быть представлены в сознании исследователей, работающих в этой области. Человеческая личность же целостна и, естественно, стремится специализироваться в одной из ипостасей, то есть быть только натуралистом или только теоретикам. Многим это и удаётся.
Может быть, теоретическую биологию потому так и не удалось создать, потому что ни отдельным исследователям, ни биосообществу в целом не удаётся выдерживать то самое оптимальное сочетание «теории» и «натуралистики», которое для этого нужно? Хотя попытки делались более чем незаурядными людьми.
Previous post Next post
Up