Терзаюсь сомнениями

Oct 04, 2007 13:37


Как вы понимаете Ницшевское ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ?
В "По ту сторону добра и зла" есть момент, где Ницше утверждает что пессимизм продуманный до конца приводит к мысли о вечном возвращении. Как бы это прояснить?
Спасибо.

Leave a comment

Comments 35

chajkajonatan October 5 2007, 15:33:01 UTC
Ницше высказывает свою теорию о вечном возвращении не четко. Местами и довольно редко.
Я понимаю это применительно к стремящемуся человеку. Если например человек изучает какию-н науку, ему ничего не понятно. Он как дитя стоит в начале пути. Потом становится специалистом и знает много из этой науки. Расширился кругозор. Открывается новый интерес к другой науке и он снова как дитя в ней.
Другими словами человек развивается по спирали.

Reply

astra__ October 6 2007, 18:25:54 UTC
а у меня "спиралевидное развитие" с Гегелем ассоциируется

Reply

ex_hildebran394 October 6 2007, 22:19:49 UTC
ВВ - четко круг. Ницше просто намеренно ускользает от открытого показа этой идеи.

Reply


logik2007 October 5 2007, 21:05:15 UTC
Нельзя ли привести точную цитату из Ницше, иначе не вполне понятно, что нужно прояснить ( ... )

Reply

astra__ October 6 2007, 18:20:37 UTC
Большое Вам СПАСИБО!
Это именно та самая цитата.

Reply


chriska October 6 2007, 05:47:42 UTC
У Ницше действительно не четко и не до конца высказана теория о вечном возвращении.
Шопенгауэр: "...всё живёт лишь одно мгновение и спешит навстречу смерти. Растение и насекомое умирают вместе с летом, животное и человек существуют недолго, - смерть косит неустанно. И тем не менее, словно бы участь мира была иная, - в каждую минуту всё находится на своём месте, всё налицо, как будто бы ничего не умирало и не умирает. Каждый миг зеленеет и цветет растение, жужжит насекомое, сияют молодостью человек и животное, и каждое лето опять перед нами черешни, которые мы уже едали тысячу раз. И народы продолжают существовать как бессмертные индивиды, хотя порою они и меняют свои имена. Даже все их дела, стремления и страдания всегда одни и те же, несмотря на то что история и делает вид, будто она всякий раз повествует о чём-то другом. На самом деле история - это калейдоскоп, который при каждом повороте даёт новую конфигурацию, хотя, в сущности, перед глазами у нас всегда проходит одно и то же."

Reply

astra__ October 6 2007, 18:24:04 UTC
Спасибо, а откуда именно эта цитата?

Reply

chriska October 6 2007, 18:30:04 UTC
"Мир как воля"

Reply


ex_igivello October 6 2007, 20:39:12 UTC
центральная тема заратустры, где мысль о вечном возвращении одного и того же играет роль, это стремление и преодоление. сам заратустра проповедует мысли, которые он постиг, но которые он сам не считает особенными, они ему ясны и не требуют затрат на их осмысление. однако книга как и мысль о свехчеловеке не были бы полными и остались бы теорией, если бы ницше не показал, что значит быть и преодолевая себя становиться. уже в начале книги говорится о том, что каждого человека независимо от его взглядов и приспособленности к собственным мыслям ожидает мысль, на которой он оступится и полетит с "каната" прочь в бездну. именно такой и есть мысль о вечном возвращении, забирающая у заратустры - который мудр и таковым себя считает - то, чем он сам того не осознавая руководствовался в жизни: стремление к мудрости и познанию. в этом отношении он тот же народ, которому он проповедовал, т.е. заблуждающийся. осмыслив это, заратустра заболевает. решением сей мысли заратустра обьявляет желание ею обладать и нести с собой. именно с этой мыслью ( ... )

Reply

astra__ October 7 2007, 13:43:46 UTC
"сама по себе она пуста и важна лишь для заратустры" - тоже склонна так думать, но подобный "релятивизм№ что-ли меня пугает

Reply


Leave a comment

Up