Как вы понимаете Ницшевское ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ? В "По ту сторону добра и зла" есть момент, где Ницше утверждает что пессимизм продуманный до конца приводит к мысли о вечном возвращении. Как бы это прояснить? Спасибо.
Ницше высказывает свою теорию о вечном возвращении не четко. Местами и довольно редко. Я понимаю это применительно к стремящемуся человеку. Если например человек изучает какию-н науку, ему ничего не понятно. Он как дитя стоит в начале пути. Потом становится специалистом и знает много из этой науки. Расширился кругозор. Открывается новый интерес к другой науке и он снова как дитя в ней. Другими словами человек развивается по спирали.
У Ницше действительно не четко и не до конца высказана теория о вечном возвращении. Шопенгауэр: "...всё живёт лишь одно мгновение и спешит навстречу смерти. Растение и насекомое умирают вместе с летом, животное и человек существуют недолго, - смерть косит неустанно. И тем не менее, словно бы участь мира была иная, - в каждую минуту всё находится на своём месте, всё налицо, как будто бы ничего не умирало и не умирает. Каждый миг зеленеет и цветет растение, жужжит насекомое, сияют молодостью человек и животное, и каждое лето опять перед нами черешни, которые мы уже едали тысячу раз. И народы продолжают существовать как бессмертные индивиды, хотя порою они и меняют свои имена. Даже все их дела, стремления и страдания всегда одни и те же, несмотря на то что история и делает вид, будто она всякий раз повествует о чём-то другом. На самом деле история - это калейдоскоп, который при каждом повороте даёт новую конфигурацию, хотя, в сущности, перед глазами у нас всегда проходит одно и то же."
центральная тема заратустры, где мысль о вечном возвращении одного и того же играет роль, это стремление и преодоление. сам заратустра проповедует мысли, которые он постиг, но которые он сам не считает особенными, они ему ясны и не требуют затрат на их осмысление. однако книга как и мысль о свехчеловеке не были бы полными и остались бы теорией, если бы ницше не показал, что значит быть и преодолевая себя становиться. уже в начале книги говорится о том, что каждого человека независимо от его взглядов и приспособленности к собственным мыслям ожидает мысль, на которой он оступится и полетит с "каната" прочь в бездну. именно такой и есть мысль о вечном возвращении, забирающая у заратустры - который мудр и таковым себя считает - то, чем он сам того не осознавая руководствовался в жизни: стремление к мудрости и познанию. в этом отношении он тот же народ, которому он проповедовал, т.е. заблуждающийся. осмыслив это, заратустра заболевает. решением сей мысли заратустра обьявляет желание ею обладать и нести с собой. именно с этой мыслью
( ... )
Comments 35
Я понимаю это применительно к стремящемуся человеку. Если например человек изучает какию-н науку, ему ничего не понятно. Он как дитя стоит в начале пути. Потом становится специалистом и знает много из этой науки. Расширился кругозор. Открывается новый интерес к другой науке и он снова как дитя в ней.
Другими словами человек развивается по спирали.
Reply
Reply
Reply
Reply
Это именно та самая цитата.
Reply
Шопенгауэр: "...всё живёт лишь одно мгновение и спешит навстречу смерти. Растение и насекомое умирают вместе с летом, животное и человек существуют недолго, - смерть косит неустанно. И тем не менее, словно бы участь мира была иная, - в каждую минуту всё находится на своём месте, всё налицо, как будто бы ничего не умирало и не умирает. Каждый миг зеленеет и цветет растение, жужжит насекомое, сияют молодостью человек и животное, и каждое лето опять перед нами черешни, которые мы уже едали тысячу раз. И народы продолжают существовать как бессмертные индивиды, хотя порою они и меняют свои имена. Даже все их дела, стремления и страдания всегда одни и те же, несмотря на то что история и делает вид, будто она всякий раз повествует о чём-то другом. На самом деле история - это калейдоскоп, который при каждом повороте даёт новую конфигурацию, хотя, в сущности, перед глазами у нас всегда проходит одно и то же."
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment