Деррида и академическая философия

Mar 09, 2007 22:15

В 1992 году администрация Кембриджского университета приняла решение присвоить Деррида почетную степень доктора философии. Чтобы понять, какая буря поднялась в философских кругах, надо, конечно, знать историю Кембриджа и то священное место, которое он заслужил себе в истории философии - здесь работали Рассел, Витгенштейн, Мур и множество других выдающихся ученых. В связи с этим ведущие философы всего мира подписали гневное письмо протеста, опубликованное в газете Times.

перевод и комментарий - aptsvet
Сэр, 16 мая Кембриджский университет проведет голосование о том, позволить ли г-ну Жаку Деррида явиться и получить почетную степень. Как философы и люди, проявившие ученый и профессиональный интерес к его достойной удивления карьере на протяжении ряда лет, мы полагаем, что нижеследующее может пролить некоторый необходимый свет на публичные дебаты, возникшие по этому поводу.
Г-н Деррида именует себя философом, и его произведения действительно отмечены некоторыми чертами, присущими этой дисциплине. Тем не менее, влияние, которые эти труды оказали, в поразительной степени приходится на области, лежащие за пределами философии - на факультетах кинематографии, например, а также французской и английской литературы.

С точки зрения философов, и уж конечно же тех, кто работает на ведущих факультетах философии во всем мире, г-н Деррида не соответствует принятым стандартам ясности и точности.

Мы хотим отметить, что если бы труды, к примеру, физика, аналогичным образом ценились бы в первую очередь теми, кто работает в других дисциплинах, это само по себе явилось бы достаточным основанием подвергнуть сомнению пригодность данного физика в качестве подходящего кандидата на почетную степень.

Карьера г-на Деррида коренится в горячих деньках 1960-х, и его труды по-прежнему отмечены печатью своего происхождения. Многие из них, похоже, в значительной мере состоят из детально разработанных острот, каламбуров… и т. п., и г-н Деррида, на наш взгляд, практически сделал свою карьеру на импорте в академическую среду трюков и уловок вроде тех, которые применяли дадаисты и «конкретные» поэты.

Он, конечно же, проявил в этом отношении завидную оригинальность. Но опять же, на наш взгляд, эта оригинальность не оправдывает идею его пригодности в качестве кандидата на почетную степень.

Многие французские философы видят в г-не Деррида лишь причину для молчаливого унижения, поскольку его выходки весьма содействуют распространению мнения, что современная французская философия - не более, чем объект для насмешек.
На наш взгляд, многочисленные труды г-на Деррида искажают до неузнаваемости формы университетской науки. И в первую очередь, как легко может убедиться каждый читатель (для этого хватит любой отдельной страницы), в своих трудах он употребляет стиль, выходящий за пределы понимания.

Многие готовы предоставить г-ну Деррида кредит доверия, утверждая, что язык такой глубины и непроницаемости наверняка таит глубокие и тонкие мысли.

Но если приложить усилия и проникнуть в него, становится ясно, по крайней мере для нас, что в тех случаях, когда его утверждения вообще можно разобрать, они либо ложны, либо тривиальны.

На наш взгляд, академический статус, основанный почти исключительно на невразумительных нападках на разум, истину и науку, не является достаточным основанием для присуждения почетной степени в заслуженном университете.

Барри Смит, редактор журнала Monist

Hans Albert (University of Mannheim), David Armstrong (Sydney), Ruth Barcan Marcus (Yale), Keith Campbell (Sydney), Richard Glauser (Neuchâtel), Rudolf Haller (Graz), Massimo Mugnai (Florence), Kevin Mulligan (Geneva), Lorenzo Peña (Madrid), Willard van Orman Quine (Harvard), Wolfgang Röd (Innsbruck), Karl Schuhmann (Utrecht), Daniel Schulthess (Neuchâtel), Peter Simons (Salzburg), René Thom (Burs-sur-Yvette), Dallas Willard (Los Angeles), Jan Wolenski (Cracow)
Internationale Akademie für Philosophie, Obergass 75, 9494S Schaan, Liechtenstein.
Previous post Next post
Up