Больной вопрос
Позднее обретение нац. независимости (1905 год) во многом определило нынешнюю парадигму политического развития страны. В Норвегии крайне сложно получить гражданство - нация весьма замкнута. Такие пафосные понятия как «честь семьи» отнюдь не пустой звук. На визитках местных бизнесменов нередко можно увидеть ремарку «семейное дело в 9-м (10, 12, 15 и т.п.) поколении». Все это на полном серьезе, никакой иронии.
С другой стороны, распространены смешанные браки - большей частью с выходцами из Восточной Европы (в том числе русскими). Чувствуется, что норвежцы в некотором смысле «устали друг от друга», это чувствуется. Инорасовые семейные пары встречаются куда реже - за пределами «больших» городов так и вообще не встречаются. Объяснение инорасовым бракам здесь дают, впрочем, тоже своеобразное, не лишенное саркастического цинизма. Например, в последнее время в Норвегии оживилась тема домашнего насилия. С учетом весьма сильных позиций феминисток, вопрос поднимается регулярно и нередко с соответствующими спекуляциями. И как выясняется, жертвами избиений, оскорблений и сексуальных извращений со стороны норвежских мужчин становятся, как правило, девушки из азиатских стран - тайки, полинезийки и пр. На них норвежцы отрываются по полной - ведь соотечественницы те еще брунхильды. Спуска не дадут, да еще и засудят, случись что. Такая вот сублимация агрессии у местных мужиков - на рабынях из третьего мира.
Да-да, именно так. Рабы. По сути, Европа, отказавшись от формального колониализма, использует мигрантов из стран третьего мира как примитивную тягловую рабочую силу, профессиональный потолок которой не поднимается выше собственных заведений общепита. Несмотря на общий гуманитарный политкорректный пафос, который, разумеется, присутствует (но в Норвегии куда в меньшей степени, чем, скажем, в облеваченной Франции). Вся эта гуманистическая чепуха, конечно, красиво обставлена, но законы рыночной экономики неумолимы - норвежец не возьмет на работу неквалифицированного (а таких 95%) мигранта.
Ниггеры, арабы и прочие лузеры в Норвегии занимаются тем, что местному жителю с его уровнем образования, жизненных потребностей и просто философским отношением к жизни (таких меланхоликов здесь хватает) делать не с руки. Чистят сортиры, попрошайничают, халдействуют, проститутствуют, ухаживают за инвалидами. Инвалидную коляску с задремавшим дедулей обязательно будет везти сисястая негритянка, которая, когда дедуля иногда просыпается оказывает и другой спектр услуг. И это почетная рабта, между прочим. Большинство же подобных обезьянок сидят на «политических» госпособиях (как «беженцы») годами и не парятся. Почему, как вы думаете, в каком-нить Нижнем Конго регулярно случаются перевороты и прочая кухонная поножовщина? Бо, под этот кипеш, можно свалить в Норвегию, гордо выпячивая на своей черномазой груди трафарет «беженец» и под этим соусом получать 2-3 тыщи евро в месяц пособия, госжилье, и халявный хавчик. Мигрантов-муслимов, кроме Осло, мало, а в населенных пунктах, где преобладает частный сектор - их нет вообще. Норвежцы в провинции на эту тему говорят откровенно и, что приятно, официозной политкорректной чепухи не несут, как многие столичные западноевропейцы. Утверждают, что арабов и пр. на работу никогда не возьмут, в силу непрофессионализма и нечистоплотности последних. Охотно берут поляков, прибалтов и... шведов, которые активно едут в Норвегию на заработки.
Вот они - продукты "массовой деградации" и "кровосмешения"
В общем, сложилось твердое убеждение, что применительно к Норвегии разговоры о европейской «расовой деградации» - чудовищная невежественная чушь. Нет, конечно, можно обмирать от ужаса увидев толпы замотанных в разноцветное тряпье муслимов в Осло или прочих шоколадных оборванцев, но очевидно, что вся эта «деградация» не распространяется дальше вэлферов, которым, впрочем, рано или поздно придет конец. Да, мигранты основной источник криминалитета, но ни о каком смешении или уж тем более «покорении Скандинавии» речи не идет. В Германии, Франции, Голландии (но опять-таки в столичных городах) - ситуация куда более тревожная. А уж Россия - несравнимо куда более запущенная страна в данном отношении - в Норвегии и помыслить нельзя, чтобы такие персонажи как Алекперов, Усманов, Керимов и пр. ворочали миллионами, а Кадыров обладал такой властью.
Коренные норвежцы весьма брезгливый и прагматичный народ - они придумали для пришельцев деликатное определение fremmed kulturell (культурно чуждые), которое проводит четкий водораздел между разными цивилизационными типами, где неспособность к интеграции для «пришлых» порой фатальна.
Современный тип сегрегации, придуманный в Скандинавии и в Норвегии, в частности, можно определить как изощренный «цивилизационный расизм», где стать полноценным членом европейского сообщества для подавляющего большинства мигрантов становится неразрешимой задачей. Возможности-то предоставляются, но интегрируются единицы.
Проникновение мигрантов - это не экспансия, а «высочайшее разрешение» избалованных вольготной жизнью северных европейцев, которые достигли такого уровня благополучия, когда могут себе позволить помочь «братьям меньшим». Исключительно гуманитарная инициатива, которую негры и аллахакбаровцы по своей природной глупости скоро сами же сведут к нулю.
В Норвегии, между тем, белый бэби-бум. Рожать модно. Соцгарантии (для граждан) весьма привлекательны, что также стимул. Прирост населения в последние годы около 2-3 тыс. в год и отнюдь не за счет мигрантов (им, повторюсь, получить гражданство крайне сложно). В воскресные дни на улицы высыпают толпы людей с детскими колясками, переносками, просто носят малышей на руках, и пр. Множество памятников и новомодных модерновых скульптур посвящено детям и простым людям - рыбакам, беднякам, викингам, сутенершам. Почти не увековечены в камне политики. В отличие от РФ, где в каждой деревне имеется свой чугунный «вождь и учитель», норвежцы предпочитают хранить память о себе любимых.
Норвежский нацдем
Политическая жизнь Скандинавии остается несколько в тени СМИ, в отличие, скажем, от Западной Европы и уж тем более США. Между тем, она представляет не меньший интерес чем изучение экономических процессов, происходящих в этих странах. Можно предположить, что определенный вакуум, сложившийся вокруг внутренней скандинавской политики связан даже не столько с недостатком информации по данному региону, а с тревожными для общественной морали явлениями, которые принято называть политкорректностью.
Общественная жизнь в Норвегии весьма активна, хотя и социологи отмечают некоторый спад вовлеченности населения в политические процессы в последние годы. Тем не менее, Норвегия занимает второе место в Европе по количеству участвующих в политике граждан. В последних выборах приняло участие 77% населения. В стортинге представлены 6 партий, а еще около 16 различных объединений по итогам последних выборов не попали в парламент. В целом, в стране две основных политических силы, связанных с привычной дихотомией "левые-правые". Основные баталии развертываются вокруг нескольких злободневных вопросов - Вступление-невступление в ЕС, роль государства в экономике страны, миграция. Ведущая политическая партия страны - НРП (Рабочая партия), представляющая собой классический слепок социал-демократии, в последние годы чувствует себя все менее уверенно, хотя и у правых наблюдалась определенная стагнация, связанная с многолетними внутриполитическпми неудачами и распрями. Лидеры правоцентристов - консервативная партия Хейре теряла сторонников еще более стремительными темпами и во многом потому, что на правом фланге появилось куда более современное и молодое движение - Партия Прогресса или Либеральная партия прогресса (FRP), если иметь ввиду полное название.
В прессе ПП скоро приобрела репутацию ультраправых, во многом по причине горячего желания ограничить приток мигрантов из стран третьего мира в Норвегию.
Председатель норвежской Партии Прогресса - Сив Йенсен
Между тем, надо сделать необходимую поправку, прежде всего, для наших доморощенных правых, которые все «правое» нередко ассоциируют с казарменным тоталитаризмом и диктатом государства, и любой успех европейских правоцентристов комментируют бурными возгласами ликования, типа «наши побеждают!» ПП, как впрочем, подавляющее большинство т.н. ультраправых движений Европы (как Западной так и Восточной) - типичная национал-буржуазная организация с весьма либеральной экономической программой. Вот выдержка из преамбулы программы партии: «Авторитарное управление и управление по принципу «сверху вниз» противоречат принципам процветания, гармонии и благополучия личности. Люди уникальны - то, что подходит одному, необязательно подойдет всем. Поэтому, нашей целью является повышение уровня свободы личности… Основной целью Партии прогресса является продвижение своевременных и конкретных политических решений, принимаемых под влиянием классических либеральных идей».
За 30 лет своего существования ПП из малоизвестного движения стала второй политической силой в стране и самым популярным национал-демократическим движением Западной Европы после SVP (Швейцарская народная партия). Число ее сторонников неуклонно растет. На последних выборах в 2005 году она получила 38 мест в стортинге (22% избирателей), несколько важных постов в руководстве парламента. Электорат ПП фокусируется на среднем классе (крупный капитал стабильно принадлежал Хейре), хотя не чурается и синих воротничков (22%), издавна составлявших фундамент поддержки норвежских эсдеков.
Типичный избиратель Партии Прогресса описан как мужчина в возрасте 35 - 55 лет, имеющий своё дело, доходы выше среднего и такие же амбиции. То есть это предприниматели, торговцы, ремесленники - в общем, те, кто сами "делают деньги". Среди членов ПП есть даже русские, что свидетельствует о широте взглядов руководства организации.
Любопытен рассказ русского «прогрессиста» о том как он пришел в партию. «Партия прогресса, организовала сбор денег с населения, чтобы открыть для россиян место, куда они просто смогли бы прийти отдохнуть, посмотреть русское телевидение, пообщаться - ведь зачастую русским морякам здесь просто некуда деться, когда судно находится на длительной стоянке. На этом мероприятии я познакомился с человеком, который сейчас является представителем нашей провинции в парламенте Норвегии».
«Прогрессисты» все более дистанцируются от своих, казалось бы, сторонников - тяжеловесов-консерваторов из Хейре. Последний публичный разлад случился после заявления председателя ПП Сив Йенсен, в ходе которого она предостерегла норвежское общество от увлечения гуманитарными инициативами в отношении выходцев из арабского мира. Как считает Йенсен, это грозит «исламизацией» страны. Представители Хейре, сравнили это выступление с нападками на евреев в 30-е годы.
Партия Прогресса, между тем, выступает за кардинальное органичение "неквалифицированной" миграции (т.е. дармоедов, сидящих на шее норвежских налогоплательщиков) существенное снижение бюджетных программ в отношении поддержания социального статуса мигрантов (т.е. когда он уравнен в правах с коренными жителями), за еще большее ужесточение процедуры получения гражданства, за расширение прав полиции применительно к мигрантам-правонарушителям и т.п. В общем, ПП солидаризируется с Народной партией Дании (лидер которой также женщина), ратующей за радикальное сокращение миграции, прежде всего «политической» из стран третьего мира. Напомним, что в Дании все экономические миграционные программы были закрыты еще в 1973 году. По словам Пер-Вилли Амуннсена, ответственного за миграционную политику в норвежских прогрессистов,
«мы считаем, что только 10% просящих убежище имеют право получать его в Норвегии в случае, если нормы Конвенции ООН трактуются строго. Именно таким мы говорим добро пожаловать».
В экономических вопросах ПП ратует за максимальную свободу предпринимательства и снижение роли государства, однако, не ставит под сомнение необходимость госрегулирования в ряде злободневных вопросов - например, доступ к сырьевым богатствам страны и жесткий контроль за рынком крепкого алкоголя. В тоже время, ПП требует пересмотра налоговой системы ограничив потолок прогрессивной шкалы и перейдя к душевому принципу налогообложения (т.е. когда, например, глава большой семьи платит меньше налогов чем бездетный холостяк). ПП считает, что неоправданно жесткое тягловое бремя ограничивает развитие бизнеса в стране и создает очаги социальной напряженности (по меркам Норвегии, разумеется). ПП предлагает оригинальный, хотя и не лишенный популизма вариант вложения т.н. «нефтяных денег», аккумулированных в Нефтяном фонде страны. Лидеры партии рекомендовали в свое время расходовать эти средства на постройку вилл для пенсионеров в так популярной у норвежцев Испании, а не вкладывать огромные суммы в виртуальные ценные бумаги на Западе.
ПП требует расширить права коммун и фюльке, особенно в декларируемом для коммун праве налогообложения. По мнению ПП, муниципалитеты способны более рачительно и эффективно распоряжаться частью налоговых сборов без оглядки на Осло. Вообще проблема центр-периферия имеет место в Норвегии, и нередко она напрямую отражается на решении важнейших вопросов. Например, в ходе референдумов о вступлении страны в ЕС, провинция нередко голосовала в пику "ожиревшему" Осло, в основном настроенному про-ЕСовски. В самой Партии Прогресса относительно вступления в Евросоюз единства нет, как и у большинства других местных политических движений - евроинтеграция поляризует норвежское общество скорее по отраслевым и профессиональным признакам, чем по сугубо идеологическим.
Отстаивая права муниципалитетов, ПП в тоже время выступает против расширения прав второй коренной народности Норвегии - саамов, проживающих в основном на севере. Сейчас саамы обладают значительной автономией, что вызывает у националистов нескрываемое раздражение.
Как и большинство других политических движений страны ПП - атлантисты в вопросах внешнеполитической ориентации, активные члены НАТО. Связи Норвегии с англосаксонским миром весьма тесны - в США, например огромная община норвежцев, достигающая 3 млн. человек (т.е. немногим меньше чем проживает в самой Норвегии). Может быть, кто-то помнит отличный фильм Катрин Бигелоу «Вес воды» - там как раз рассказана история из жизни норвежских переселенцев в США.
ПП - безусловные сторонники научно-технического развития, совершенствования и дальнейшего финансирования инновационных программ, введения практики эвтаназии.
Вместо заключения
Норвегия - страна на удивление гармоничная. Являясь модерновой, открытой для инноваций во всех сферах жизни, она в тоже время органично сохраняет свое прошлое, удивительную природу, давние традиции и национальный колорит. Внешний вид «королевства» аскетичен, но одновременно разнообразен. Здесь не найти пышнотелой романской архитектуры или загадочных готических замков. Богатство страны, ее «архитектура» прежде всего в природе. Вода и горы - символы Норвегии. Воды на любой вкус - будь то горные речки, бушующее море, стремительные водопады, зеркальные озера, лед небесного цвета. Также и горы - от заснеженных вершин, массивных ледников до мрачноватых отвесных скал, на которые шапками насаживаются облака. Так и ждешь, что из-за массивных вековых елей покажется на отдаленной скале бородатый викинг в рогатом шлеме… Но все это не более чем фэнтези… Викингов давно не осталось… Вместо них - умиротворенные неторопливые граждане, предпочитающие буйным языческим тризнам веселые домашние посиделки, а славным грабительским походам - протестантскую этику и дух капитализма. И трудно сказать, что лучше. Для любителей древностей прежняя история этих мест, наверное, симпатичней. Для людей современных и нынешняя Норвегия - во многом эталон.