Уже в древности стали смешивать сатиров, силенов, панов и фавнов. Художники Нового времени внесли еще большую путаницу.
Сатиры - в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. В классической (и архаической) греческой иконографии сатиры рогов и копыт не имели! Причем их облик становился все более "человекообразным" от архаики к классике. Архаические сатиры изображались с телом, покрытым шерстью. А в греческом искусстве 5 в. до н.э. сатиры отличаются от людей только наличием хвоста, похожего на лошадиный, формой ушей (лошадиных) и курносой "варварской" физиономией (обычно с длинной бородой и плешью). Недаром Алкивиад в "Пире" Платона отметил сходство Сократа с сатиром!
Рожки и козлиные ноги сатиры приобрели в европейской живописи Ренессанса и барокко (Рубенс, Иорданс и т.д.).
Сатиры (фрагмент росписи чернофигурного килика, 6 в. до н.э.)
Менада и сатир (краснофигурный килик, Аттика, 5 в. до н.э.)
Сатир с фаллосом
Сатир с лирой и канфаром (кубок для вина)
Сатир, несущий стул и канфар, и Дионис с тирсом (краснофигурный скифос)
Сатир и девушка на качелях (краснофигурный скифос, 5 в. до н.э.)
Менада, изображающая сатира (Силена?), перед Дионисом (краснофигурный килик)
Силенов считали близкими родственниками сатиров, и часто их путали. Павсаний писал, что "тех из сатиров, которые достигают преклонных лет, называют силенами" (I, XXIII, 6). У Павсания представление о силенах и сатирах взято из т.н. "сатировской драмы".
Силены - божества малоазиатской (лидийской, фригийской) мифологии, отождествленные греческой драмой с сатирами, от которых они, однако, отличались как по происхождению, так и по демоническим свойствам. В противоположность сатирам - демонам гор и лесов, силены были первоначально божествами рек, источников и мест, изобилующих водой и богатой растительностью.
Силен (имя собственное) - воспитатель Диониса и его постоянный спутник. Это старый сатир, обыкновенно пьяный, лысый. Все тело Силена покрыто шерстью (либо только бедра).
Дионис и Силен (краснофигурный стамнос, 5 в. до н.э.)
Силен (римская копия с греческого оригинала)
Силен (фрагмент фрески "Виллы мистерий" в Помпеях, I в. до н.э.)
Аннибале Карраччи (1560-1609). Силен на осле, сатиры, менада и Пан (фреска дворца Фарнезе в Риме)
Пан - бог пастухов и стад, сын Гермеса, изобретатель свирели (сиринги). Он считался также богом лесов и рощ. Изображался с рогами, кривым носом и козлиными ногами.
Афродита и Пан (римская копия с греческого оригинала эллинистического времени)
Римляне отождествили Пана с Фавном, древнеиталийским божеством плодородия. Со временем сложилось представление о существовании многих панов (фавнов).
Сатиры, силены и Пан отличались феноменальной похотливостью и неразборчивостью, однако, по-видимому, были бесплодными.
Пан преследует пастуха (краснофигурный скифос, 5 в. до н.э.)
Пан и дриада (римская мозаика)
Сатиры и менада в состоянии сильного алкогольного опьянения
Сатир, подглядывающий за женщинами (чернофигурный килик, 6 в. до н.э.)
Сатир и женщина
Сатир и женщина (краснофигурный килик, Аттика, 5 в. до н.э.)
А этому не дала!
Сатиры, бывшие олицетворением лени, похотливости, сладострастия (качеств, приписываемых греками "варварам"), отличались в то же время природным добродушием (в отличие от злобных кентавров). Во всяком случае они были пацифистами.
Длинные волосы, лень, склонность к пьянству, оргиям и пляскам под ритмическую музыку позволяют видеть в сатирах предшественников будущих хиппи.
Танцующий сатир (краснофигурный килик)