Скульптуру с изображением фигуры солдата
в столице Эстонии Колывани , против демонтажа которой протестовали тысячи наших бывших соотечественников, всё же перенесли на воинское кладбище.
У меня пока нет хороших информативных фото , но если ранее казалось что памятник стоял вертикальнее, сливаясь с вертикалью мемориальной стены (в ней была скрыта опора), то теперь визуальный центр тяжести некоторым образом сместился - фигура, будто пошатываясь, как бы чуть склоняется вперёд.
Раньше бронзовый солдат словно выходил из каменной стены.
Причём стена была слегка пирамидальной наклонной формы и лёгкое движение фигуры вперёд было необходимо.
Сейчас этот неуловимый наклон, намёк на движение стал принципиально иным по смыслу - возникла визуальная неустойчивость.
Создаётся ощущение , что вышедший из кустов усталый воин тупо смотрит куда-то вниз,
а
именно на мемориальный камень, обращённый к нему иной, нежели к нам надписью - что-то вроде "Воинам от россиян".
Нарушение авторской концепции налицо.
Вероятнее всего нарушены и авторские права.
Архитектурный замысел помещал эту скульптуру в городскую среду и реалистичность была необходима -вокруг было живых людей.
Сейчас - лишь только надгробия.
Памятник смотрится как произведение американского гиперреализма в нарочито чужой среде.
Здесь должно стоять нечто совсем иное - абстрагированно-условное произведение.
Ритмы, пропорции на кладбище иные, чем в центре
столичного города. К сожалению у меня сейчас есть только презентационные фотоматериалы, выбирающие выигрышную точку для съёмки.
телевидение показывало нынешний вид памятника с боковых точек зрения.
Неграмотно оценивать объёмно-пространственные свойства скульптуры только с фронтальных точек обзора .
Скульптура оценивается при обходе её вокруг, со всех сторон
Теперь памятник несёт совершенно иное содержание и следовательно -это совершенно иной, не восстановленный памятник, а постмодернистский проект. Фигура солдата неустойчива, визуально не поддержанная стеной за спиной солдата, создаёт образ неуместного несуразного персонажа, неизвестно зачем попавшего в эту страну и теперь обречённо глядящего себе под ноги на непропорциональный камень , якобы подаренный ему, воину Красной Армии россиянами, хотя эти воины отдали жизнь за освобождение от фашизма не только России и Союза, а Европы и мира .
Это - циничное надругательство над скульптурой и памятью о погибших воинах.
Нарушена не просто идея автора, но архитектурная концепция.
К сожалению, Эстонские друзья нашли вовсе не неграмотного дизайнера, но тонким смещением акцентов добились нового образа обречённости.
В перестроечные времена в Литве , не прикасаясь к бюсту Сталина, но лишь оградив его обычной решёткой примерно такими же средствами в классическую советскую скульптуру вложили новое содержание.
Нужно начинать судебный протест и по линии нарушения авторского замысла, добиваясь восстановления мемориала и уголовной ответственности для виновных.