Зарождение инквизиции

May 23, 2006 10:18


1. XII (IV Латеранский) Вселенский собор, Рим, 1215
XII (IV Латеранский) Вселенский собор созвал Иннокентий III. Собор открылся в Риме в 1215 году. Кроме патриахов Константинополя и Иерусалима в соборе участвовали 71 митрополит, 412 епископов, более 800 аббатов и приоров. На нём присутствовали представители многих европейских монархов. На собор тайно явились граф Тулузский и его сын Раймонд Младший, надеясь вымолить у Иннокентия III и соборных отцов прощение и возвратить себе хоть часть своих владений.
Повестка дня собора предусматривала обсуждение следующих вопросов: отнятие Святой Земли у неверных, церковная реформа, злоупотребления духовенства и как с ними бороться, искоренение ереси и умиротворение душ. Собор окончательно лишил Раймонда его владений, обещав частично вернуть их сыну, если он "будет того достоин".
Собор принял постановление о борьбе с ересью (канон 3), обязывавшее светские и церковные власти неустанно преследовать еретиков. Вот текст этого документа, послужившего юридическим основанием для основания инквизиции:
"Мы отлучаем и предаём анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, православной или католической... Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличию, все они связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осуждённые еретики должны быть переданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. Клирики будут предварительно лишены сана. Собственность осуждённых мирян будет конфискована, клириков же - поступит в пользу той церкви, которая платила им жалованье. Просто подозреваемые в ереси, если они не смогут доказать своей невиновности, опровергнуть выдвигаемых против них обвинений, будут подвергнуты анафеме. Если они пребудут под анафемой год и своим поведением за этот срок не докажут своей благонадёжности, то пусть судят их как еретиков. Следует предупредить, вызвать и в случае надобности заставить наложением канонических наказаний светские власти, какое бы положение они ни занимали, если они хотят быть верными церкви и считаться таковыми, сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков, объявленных таковыми церковью. Впредь всякий при вступлении на светскую должность должен будет дать такое обязательство под присягой. В том же случае, если светский правитель, которого церковь предупреждала и от которого она требовала принять меры против еретиков, не проявит должного рвения в очищении своих земель от этой заразной ереси, то таковой правитель будет наказан митрополитом или его заместителем отлучением. Если он в течение года не исправится, то о нём будет доложено правящему понтифику на предмет, чтобы папа освободил его васалов от подчинения ему и объявил его земли свободными для занятия правововерными католиками, которые, после изгнания еретиков, вправе завлядеть ими, чтобы обеспечить на них чистоту веры. Если правитель не окажет сопротивления и не будет препятствовать этим действиям, то эти земли будут за ним сохранены. Это же правило будет применено к тем областям, которые не имеют правителя. Католики, участники крестовых походов против еретиков, будут пользоваться такими же индульгенциями и святыми привилегиями, как и те, кто оказывает помощь в освобождении Святой Земли.
Всех, кто разделяет веру еретиков, даёт им пристанище, помогает им и защищает их, мы предаём отлучения и объявляем, что если они в течение года не откажутся от своих пагубных взглядов, то будут автоматически объявлены бесчестными и лишены права занимать какие-либо публичные или выборные должности, быть избираемыми на эти должности, а также лишены права выступать в роли свидетелей. Кроме того, они будут лишены права завещать и наследовать. Все освобождаются от каких-либо обязательств по отношению к ним, в то время как их обязательства по отношению к третьим лицам сохраняются... Что касается тех, кто ослушается приказов церкви и будет поддерживать с еретиками связи, то он будет отлучён до тех пор, пока не исправится. Клирики откажут этим прокажённым в причащении, не разрешат предавать их христианскому погребению, отвергнут их подаяния и пожертвования, а если не сделают этого, то сами будут лишены своих должностей, которые могут быть им возвращены только после особого помилования святым престолом... Кроме того, каждый архиепископ и епископ или лично, или через архидиакона или другое доверенное лицо обязан посещать раз или два в году свою епархию, если известно, что в ней укрываются еретики; там он, если сочтёт нужным, под присягой обяжет трёх или больше заслуживающих доверия лиц обследовать всё население и донести епископу о тех, кто являются еретиками, участвует в секретных сборищах и отходит в своей жизни от обычаев, свойственных поведению верующих. Пусть епископ вызовет к себе обвиняемых, и если они не смогут оправдаться от выдвинутых против них обвинений или вновь совершат прежние ошибки, то следует применить к ним канонические наказания. Любой, кто нарушит в преступном упорстве данную им присягу или откажется присягать, будте объявлен еретиком. Мы желаем, объявляем и приказываем всем епископам, обязанным повиноваться согласно их обету строгого послушания приказам церкви, внимательно следить за осуществлением этих мер в их епархиях, если они желают избежать канонических наказаний. Если епископ проявит небрежность или любую медлительность в искоренении в своей епархии еретического брожения, признаки которого налицо, то он будет снят с епископальной должности и заменён человеком, способным и полным рвения к искоренению ереси". (по R. Foreville. Latran I, II, III, et Latran IV. Paris, 1965, p. 348-349)


2. Поместный собор в Тулузе в 1229 г. принял некоторые поправки к этому тексту. Епископы обязывались назначать одного или нескольких священников в каждом приходе для выявления и ареста еретиков. Право суда оставалось за епископом. Добровольно раскаявшиеся еретики подлежали высылке. Для опознавания им повелевалось носить на одежде (на спине и груди) крест из цветной матерри. Раскаявшиеся под страхом смертной казни подлежали тюремному заключению "вплоть до искупления греха". Прихожане (мужчины с 14, женщины с 12 лет) должны были публично предавать анафеме ересь раз в два года. Отказавшиеся причислялись к еретикам. Полагалось исповедоваться трижды в год: на Рождество, Пасху и Троицын день. За выдачу еретика церковь выплачивала 2 серебряные марки в год в течение дуух лет. За помощь еретикам виновник лишался имущества и передавался в распоряжение сеньора, который мог сделать с ним, "что пожелает". Дом еретика сжигался, имущество подлежало конфискации. (по J. Guirard. Histoire de l'Inquisition au Moyen Age. v. II, p. 1-6)


3. Эдикт Фридриха II, 1224, Падуя
Фридрих II, внук Барбароссы, отличавшийся еретическими взглядами, проиграл в интригах с Римом и купил себе спокойствие эдиктом о борьбе с ересью.
"Фридрих, божией милостью император Римский, всегда священный, король Иерусалима и Сицилии, всем своим возлюбленным князьям, достопочтенным архиепископам, епископам и прочим церковным прелатам, герцогам, маркграфам, графам, баронам , наместникам, бургграфам, уполномоченным, судьям, министериалам, оффициалам и всем властям по всей империи, которые увидят настоящую грамоту, верноподданным нашим. <...> Постановляем и утверждаем, чтобы еретики, каким бы именем они ни обозначались и в каком бы месте империи ни были посуждены церковью и переданы светскому суду, были наказаны с надлежащим тщанием. Если же какие-либо из вышепереченных, будучи схвачены. устрашённые ужасом смерти, захотели бы вернуться к единеннию в вере, то таковые, сообразно с каноническими постановлениями, должны быть заключены для отбывания наказания на вечные времена в темницу.
Далее, если какие сысканы будут еретики в городах, местечках или иных селениях империи инквизиторами апостольского престола или другими ревнителями православной веры, то те, кто в данном месте обладает юрисдикцией, должны схватить этих еретиков по доносу инквизиторов и других добрых католиков и, схватив, держать под строгой стражей, пока их осужджённых церковным приговором, не уничтожат смертью, их, которые отвергали таинство животворящей веры.
Такому же наказанию постановляем предавать всех, кого враг в своём коварном лукавстве соблазняет выступать на поощрение еретических заблуждений или оказывать еретикам недозволенную защиту, ибо гнусное деяние равняет всех, кого пятнает, если только вышеперечённые, по увещании, не отступятся и не пожелают подумать о своём спасении.
Тех же, кто будучи в одном месте уличён в ереси, переселится в другое, чтобы тем безопаснее разливать яд своей еретической мерзости, постановялем подвергать должному возмездию, как только об этом будет налицо очевидное свидетельство лиц, обращённых к вере из того же самого заблуждения, либо других лиц, которые изобличали их в ереси, что в данном случае мы охотно допускаем.
Также считаем необходимым приговаривать к смерти тех еретиков, которые, будучи привличены к суду, на краю гибели отрекутся от ереси, но затем окажутся виновными в ложной клятве и будут изобличены в обманной вере, или та же болезнь сама собою вторично коснётся их и поразит их; пусть лживое нечестие будет тем гибельнее для самого себя, и пусть ложь не избегнет заслуженной кары.
Сверх того, жалобы и апелляции у еретиков, их последователей и их покровителей мы всецело отнимаем, желая, чтобы из пределов Алеманнии, где всегда существовала верная вера, порождения еретической мерхости были искоренены всяческими мерами".
(Цит. по История средних веков. Хрестоматия, Степанова В.Е., Шевеленко А.Я,, М., "Просвещение", 1988, т.1)
Светская власть обязывалась арестовывать и судить подозреваемых в ереси. Еретики, примирённые с церковью, должны были участвовать в розыске других еретиков. Отрёкшиеся от ереси под угрозой смертной казни, а потом снова впавшие в ересь, подлежали смерти. Оскорбление божьего величия сильнее преступления оскорбления человека. Так как Бог наказывает детей за грехи отцов, то и потомки еретиков до второго колена лишались права занимать общественные и почётные должности, кроме детей, донёсших на своих родителей. Кроме того эдикт объявлял императорское покровительство доминиканцам и призывал к тому же всех подданных, "которые должны арестовывать еретиков, когда они будут указаны в местах их жительства, и держать их в надёжных тюрьмах до тех пор, пока они, осуждённые церковным трибуналом, не подвергнутся заслуженному наказанию. Делать это надо в убеждении, что содействием этим монахам в освобождении империи от заразы новой установившейся в ней ереси совершается служба Богу и польза государству". (по Льоренте, Критическая история испанской инквизиции, т.1, стр 166)


4. Буллы Григория IX и Иннокентия IV: оформление инквизиции в организацию
В 1231 и 1233 году папа Григорий IX издаёт эдикт об отлучении еретиков от церкви и две буллы о доминиканцах. В это время назначаются специальные инквизиторы с полномочиями арестовывать и судить еретиков: в Риме, Майнце, Милане и Флоренции. Во Франции инквизиторская миссия поручается доминиканцам. Ордену "псов господних" вручаются неограниченные полномочия.

В 1252 году папа Иннокентий IV издал буллу "Ad extirpanda", оформившую создание инквизиционных трибуналов и разрешившую им применение пытки. Булла учреждала в епархиях специальные комиссии по борьбе с ересью из 12 католиков, двух нотариусов и двух или больше служащих, возглавляемых епископом и двумя монахами нищенствующих орденов. Комиссиям поручлось арестовывать еретиков, допрашивать их, конфисковывать их имущество. Приговор выносили епископ и два монаха, они же могли менять состав комиссий. Светская власть и все верующие обязаны были содействовать. Если при задержании еретиков местное население оказыавло сопротивление, то в ответе была вся община. По требованию инквизиторов светские власти должны были пытать укрывателей еретиков.

Церковь сперва увещивает еретика раскаяться. "Если же еретик и после этого продолжает упорствовать, церковь, не надеясь на его обращение и заботясь о спасении других, устраняет его посредством отлучения, а затем передаёт его светскому суду, чтобы он устранил его из мира посредством смерти". (Фома Аквинский, "Summa teologiae")

Таким образом, инквизиция формируется в XIII веке, после окончания Альбигойских войн. До того борьба с еретиками является обязанностью духовной власти на местах, а под конец XIII века уже оформляется юридически и практически процедура следствия, дознания и наказания.

Реферат по: Григулевич, История инквизиции, М., Издательство политической литературы, 1976, гл. 2 "Инквизиция до инквизиции".
Previous post Next post
Up