Командировка в КНДР

Jul 28, 2009 23:27

ВЛАДИМИР НИКИТИН www.ermanok.net (5 june 2009)

Командировка была в два северокорейских города - Пхеньян и Чондин. Прямого рейса Москва-Пхеньян нет. До Пхеньяна летают исключительно самолеты корейских авиалиний. Самолеты у них небольшие и прибывают они из близлежащих с КНДР крупных городов. Народу в КНДР, конечно, много не летает. Прежде мы в Пхеньян летали через Пекин. Но эта командировка попала прямо на время проведения пекинской Олимпиады. Цены на билеты до Пекина были запредельные и их трудно было достать.


Поэтому мы летели через Владивосток. В ожидании самолета до Кореи пошатались 5 часов по Владивостоку. Малосимпатичный город, хотя при желании можно было сделать из него конфетку - там крутой рельеф, много холмов и, конечно, море.

Корея встретила привычно строго. Первый вопрос таможенников: "Есть ли с собой мобильный телефон?". Тщательная проверка ноутбуков и вообще техники. Русские, приезжая в Корею, невольно начинают сравнивать ее с СССР и гадать - в какие годы корейцы живут: в 40-е или 50-е (т.е. на каком уровне у них развитие по отношению к СССР). Однако у корейцев не 40-е и не 50-е годы. У них вообще свое собственное время. И даже летоисчисление в КНДР свое собственное. Оно ведется со дня рождения Ким Ир Сена. Официально сейчас в Северной Корее идет 96-й год.

На следующий день после нашего приезда в Корее был большой праздник - победа над японцами (15 августа). Наряду с этим у корейцев еще отмечаются такие праздники как день рождения Ким Ир Сена - 15 апреля, день образования КНДР - 9 сентября (в этом году 60-я годовщина). Победа над японцами не обошлась без участия советских войск. В центральной части Пхеньяна установлен обелиск советским воинам, а в другой части города кладбище советских солдат. В этот день все наше посольство организованно отправилось на возложение цветов к обелиску, а затем на кладбище.

Мероприятие очень торжественное и несколько непривычное. У сотрудников посольства помимо возложения цветов есть еще и другие обязательные мероприятия. В Пхеньяне есть православная церковь, построенная корейцами. И посольские сотрудники обязаны по воскресеньям являться туда на службу не зависимо - хочется им или не хочется.

А у корейцев есть свои обязанности. Например, ходить на репетиции парадов и на партсобрания. Все мужское население проходит обязательную службу в армии - 10 лет. С 18-ти до 28-ми. Если у молодого человека способности к учебе, и он хочет поступить в институт, то после 7 лет службы он идет в высшее учебное заведение и одновременно дослуживает три года (что-то вроде военной кафедры в институте). Говорят, в КНДР высокий уровень людей с высшим образованием - 30%. А также у них самый многочисленный в мире спецназ.

Девушки тоже проходят службу в армии, но не все. Если в семье нет мальчиков или добровольно. Девушки служат 5-6 лет. Жениться или выходить замуж во время службы конечно нельзя...

Один день в неделю корейцы обязаны отработать на город. Такими добровольцами-непрофессионалами было построено множество жилых домов. Некоторые юноши и девушки действительно абсолютно добровольно идут работать на стройку за одну кормежку. Причем дома строятся сутками. На стройках всегда обязательно установлены десятки красных флагов. Целый день играет музыка по типу "мы рождены, чтоб сказку сделать былью". А по вечерам даже бывает живой концерт.

В Китае до сих пор остались районы, где в больших домах нет канализации. И люди по утрам выходят с накопившимися горшками и все сливают в специальный сарай во дворе. Говорят, такая же система действует по всей Корее. Проверить это практически нельзя, потому что посторонних в жилые дома не пускают и в гости не приглашают. Но помимо канализации в домах (больших панельных домах) еще отсутствует водопровод и отопление. Да и электричество работает кое-как. Из окон больших домов торчат трубы буржуек. В Пхеньяне мы видели огромное здание общественной бани, к которой в выходной день выстроилась длиннющая очередь.

Все взрослое население ходит с партийными значками на груди. Нас все уверяли, что купить эти значки невозможно. За продажу партийного значка по корейским законам положено 5 лет исправительных работ, что равносильно смерти. Однако, мой начальник каким-то образом умудрился купить несколько значков. Причем те корейцы, у которых он купил эти значки, показывали ему ладонью по горлу "секир башка".

Когда мы закончили работу в Пхеньяне, у нас оставался еще один день. Нам сделали милость - отвезли в так называемый парк Драконов. Рядом с Пхеньяном на горе устроили место для отдыха с беседками, столиками и огромными бетонными скульптурами в виде драконов.

Несмотря на страшные панельные дома, Пхеньян радует глаз. В этом городе особая атмосфера. Ежедневно проходят репетиции парадов, люди ходят в праздничных одеждах, девушки - в национальных платьях, улыбаются прохожим. В магазинах нет переизбытка товаров (это скорее плюс), но то, что есть, вполне достойно и качественно. Улицы города исключительно чистые. Криминала практически нет. Машинально в голове всплывает вопрос: а чем плоха такая жизнь? Что собственно человеку нужно для счастья? Не так уж и много. Квартиру, работу и уверенность в завтрашнем дне. Государство все это обеспечивает. Но все рассуждения о преимуществах социализма в одночасье исчезают, когда покидаешь Пхеньян. Пхеньян чем-то напоминает Москву времен Олимпиады-80, когда из города сделали "конфетку" для показа иностранцам. В провинции все обстоит гораздо хуже.

Второй нашей целью было обследование российского консульства в г.Чондине. В БСЭ, а так же на географических картах, этот город обозначен как Чхонджин, хотя сами корейцы произносят "Чондин" (наш МИД тоже везде пишет "Чондин"). Буквы "х" и "ж" - это уже инородные вставки. Действительно, городок этот - полная ж..., а жить там достаточно х... (не подумайте, что хорошо).

Комендант Посольства попросил нас передать знакомому в консульстве Чондина довольно увесистую посылку. За эту услугу он сводил нас в собачий ресторан. Ресторан, в котором все блюда из собачатины - супы, ребрышки... и даже яйца и собачьи члены. Мясо собаки напомнило мне немного баранину, но чуть понежнее. Раньше нам всем рассказывали ужасы о том, как готовят собак: живых собак запихивают в мешок и бьют палками до смерти (якобы мясо будет вкуснее). Эту историю мы слышали от разных людей. Мы потом спросили корейца-переводчика в Чондине - правда ли это? Он замахал руками: да что вы!? - тихонько перерезают горло, чтоб не мучилась...

В Чондин мы ехали поездом. Поезда в Корее ходят очень интересно. У них есть официальное расписание, но оно довольно редко соблюдается. Поезда едут не когда им положено, а когда поезд заполнится пассажирами. Как наши маршрутки. Официально, поезд идет из Пхеньяна в Чондин 26 часов (расстояние 800 км). Но это в лучшем случае! Наш зам генерального, когда был в тех краях, ехал трое суток. А завхоз консульства (это был рекорд) ехал 126 часов! Нам повезло - мы доехали за 32 часа. Медленное перемещение поезда, в основном, связано с перебоями электричества. Перед поездкой нас очень пугали этим поездом: белье там такое же старое, как сам поезд, вместо туалета дырка в полу... и т.д. Оказалось все вранье. Белье великолепное! Дырка в полу была не в самом туалете, а соседнем помещении, где был запас воды. Помещение было с раковиной и его вполне можно было принять за туалет. Очевидно наш сотрудник, бывавший в КНДР до нас ходил не в туалет, а в эту комнату.

В пути пытались найти общий язык с корейцами. Хотя больше - они с нами. На одной длительной остановке один из наших корейских попутчиков нагловатого вида все пытался разговориться с нами. И даже предложил нам поспарринговать с ним по правилам таэк-вон-до. Я занимался в свое время таэк-вон-до три года, но это было давно, и я давно уже потерял былую форму. В общем, я не стал лезть. Объясниться-то мы все равно не могли, а показываться с фингалом под глазом перед консулом мне не хотелось.

В дороге с нас не сводил глаз сосед по купе. Периодически заглядывал к нам в купе. Пытался иногда о чем-то нас спросить - мол, куда едем, зачем. По ходу дела он заявил, что знает английский. Но никто из нас не понял ни одного слова из его английского. И он не понял ни слова из нашего варианта английского языка. Мы между собой решили, что этот тип за нами специально приставлен. Мы были единственными иностранцами в поезде. Разведка в Корее явно не спит. На двух человек найдется один смотрящий. В Посольстве нам рассказывали такой случай. У супруги посла пропала любимая кошка. Обыскали все Посольство - нигде нет. Мадам вся в расстройстве! На всякий случай обратились к корейским властям - мол, не видели ли? Корейцы прислали письменный отчет: Ваша кошка такого-то числа во столько-то часов во столько-то минут вышла за территорию Посольства через лаз 3, затем во столько-то часов во столько-то минут вернулась через лаз 8, ищите ее у себя на территории. Кошку действительно нашли потом в одном из домов Посольства.

Поезд ехал почти через всю страну и маршрут его пролегал в основном по побережью Японского моря, которое корейцы называют Корейским морем. Все морское побережье вдоль всей страны отгорожено забором и ограждением с проволокой. Предполагается, что по проволоке идет ток, но тока конечно никакого нет (откуда ему взяться?). На станциях также как и у нас расхаживали бабульки с корзинами фруктов. Одна из них, узнав в нас русских, закричала: "Корейская Народно-Демократическая Республика!". Она знала по-русски еще несколько слов. Правда, груш у нее мы так и не купили - уж больно они были страшные. Русский язык в Корее знает немало людей. Его преподают во многих школах.

Корейцев очень веселили и удивляли наши волосатые руки и ноги. Сами они были абсолютно гладкие. В поезде мы проводнику наливали водки и он с нами подружился. Дергал нас за волосики и хихикал как маленький. Мой начальник (бывший военный строитель) просил его показать пистолет. Тот достал пистолет, вынув, конечно, обойму, и дал посмотреть нам. Пистолет как ни странно был не российский, а корейский.

Пейзажи из окон поезда открывались исключительно красивые! В полях я впервые в жизни увидел пахарей с деревянными плугами и волами. В любом населенном пункте есть монумент (в виде обелиска) идеям чучхе. Главная мысль в идеологии чучхе - это то, что человек должен всего добиваться сам без посторонней помощи. Однако, главный основатель корейского варианта марксизма-ленинизма видимо с годами пересмотрел свои взгляды. Он сбежал в Южную Корею. Говорят, северокорейские перебежчики редко приживаются на чужбине. Часто спиваются. Возможно капитализм - слишком непривычный для них строй и они просто не находят себя там.

Наше консульство в Чондине расположено посреди кукурузного поля. Когда мы подняли документы, выяснилось, что изначально там планировалась крупная застройка и этот район должен был быть шумным и оживленным. Но видимо не хватило средств, да и не особо было нужно так застраивать территорию. По правде сказать, наше консульство там вообще не нужно. За год оно сделало лишь одну визу. Недалеко от границы с Россией есть город Росон (в новостях его называли Раджин). Возможно, было бы лучше, если бы консульство сделали там. В этом городочке русские взяли в аренду целый порт. Ловят там рыбу и продают на Запад. Кроме того, наши приезжают в Росон отдыхать. Город Росон чистенький и вполне приличный.

Иностранцев в Чондине практически нет. Помимо российского консульства, там есть еще только китайское консульство. Но у них нет своего здания, китайцы снимают несколько номеров в гостинице. Таким образом, белых людей в Чондине не более дюжины, включая жен и детей. Очень ограничен круг общения и консульские сотрудники там ужасно скучают. Жена прошлого инженера, как рассказывают, билась в истерике и стучала ногами, требуя, чтобы ее выпустили домой. Она уехала. А мужа потом заметили в кукурузе с кореянкой. На него настучали и тоже отправили домой.

В Чондине есть металлургический завод. Средняя зарплата рабочего 1$ в месяц. На эти деньги можно купить риса на месяц. Так что всем приходится как-то крутиться. В отличие от Пхеньяна там есть и банды и воришки-карманники на рынках. Был случай, что один кореец сиганул через забор в наше консульство и попытался попросить политического убежища. Ему объяснили, что самое лучшее для него - так же незаметно исчезнуть обратно. Не может же Россия портить отношения с Кореей из-за какого-то несознательного товарища?! Наши посмотрели за забор, чтоб никто не увидел, и кореец смылся назад. В Пхеньяне произошел куда более печальный случай. Кореец, также как и тот в Чондине, сумел пробраться через ограждение Посольства и стал просить помощи. Но никто к нему не вышел из Посольства и бедняга застрелился (у него был с собой пистолет) - назад идти он уже не мог, его видели.

Питались в Чондине мы в основном теми консервами, которые привезли с собой из Москвы. В этом городке было два рынка, но не все там можно было есть. Товару много, но у всех все одно и то же. Много гуманитарной помощи, из которой некоторые консервы были просрочены на год! Из непросроченных тоже не все следовало брать. Например, наша российская сгущенка там просто отвратительная (почему-то российская гуманитарная помощь самая плохая). Зато местные овощи и фрукты там хорошие и дешевые. Например, килограмм помидоров на наши деньги стоит 4 рубля! Ходить по рынку, честно говоря, мне было несколько неловко. Рынок был очень большой и все-все продавщицы (на рынках торгуют только женщины) уставились на нас. Китайцы называют европейцев "белые обезьяны". И мы себя там как раз чувствовали белыми обезьянами.

В нашей группе был один курильщик. Мы пошли искать для него сигареты. Это оказалось непросто. С нами была жена завхоза, но и она не смогла сразу найти на рынке табак - точка с табаком оказывается постоянно менялась на рынке. Наконец нашли. Сидит десяток женщин за пустым прилавком, на котором лежит пара невзрачных свертков местной махорки. Мы жестами изобразили сигареты. Продавщица достала из-под прилавка большой деревянный ящик, в котором чего только не было - и "Camel" и "Parlament"... и т.д.

Рядом с рынком было небольшое кооперативное кафе. Когда мы зашли туда, почти все посетители сразу встали и ушли. Но кто-то остался и даже улыбался нам. Мы поели там прекрасно приготовленную свинину с местным пивом. Местное пиво было больше похоже на квас, градусы там не чувствовались, и вкус во рту почти не держался. Однако градусы были и они дали о себе знать позже. В Чондине нам велели ходить по городу не в шортах, а исключительно брюках, чтобы соблюдать приличия и местные порядки.

После сдачи работы нас свозили на море позагорать. На пляже мы ели арбуз и нас "пасли" местные аборигены. Консульские сотрудники просили нас не выкидывать корки от арбуза. И действительно, когда мы покинули пляж, те кто нас пас, накинулись на пакет с корками. Кроме того, один наш ребенок (4-хлетний сын завхоза) отнес банан корейскому мальчику. Мальчику было на вид года 3. Мальчик принял банан и низко поклонился в знак благодарности! Говорят, в провинции корейцы вообще просто так кланяются белым.

Еще одна интересная разница между Пхеньяном и Чондином. В Пхеньяне было полным-полно комаров и цикад. Просто аэродром - как шумно кричали цикады. В Чондине не было ни одного комара, ни одной цикады.

Границу мы пересекали через город Туманган, что на реке Туманган. Впечатления от города не очень: нищие дети канючили по-русски: "Деньги давай!". На рынке Тумангана продавался коньяк "Хенесси" на наши деньги за 250 рублей. Мы все знали, что такого быть не может и что этот коньяк стоит в 10 раз дороже, но все равно многие из наших накупили по две бутылки. Мы потом попробовали одну бутылку. Это была явная подделка! Но неплохая подделка.
В целом в Корее мне кажется скоро начнется значительное "потепление". Сейчас там строится железная дорога, соединяющая Южную Корею с внешним миром. А это значит, что чуть увеличится общение северных корейцев с иностранцами. И чучхейцы получат чуть большее представление о том, как можно жить. А потом пойдет Перестройка.
--
ВЛАДИМИР НИКИТИН www.ermanok.net (5 june 2009)

фото, жизнь в Корее, КНДР

Previous post Next post
Up