Мне говорила знакомая барышня, посмотревшая этот фильм: "Это потрясающе! Я была в таком восторге!", коллега на работе рассказал, что его друг позвонил ему, выйдя из зала "Это лучший фильм за последние несколько лет!"
Несколько раз слышал от людей: "Восемь Оскаров! Это, наверное, что-то потрясающее!!!"
Ну как я мог не пойти?
Как я и написал сразу с мобильника, выйдя из зала, это действительно жалкое зрелище.
Фильм ни о чём.
Простая история, средние актёры, совершенно предсказуемый сюжет, фильм скучный и не интересный.
Тем не менее:
Фильм взял 4 Золотых Глобуса
- За лучший фильм
- За лучшую режиссуру
- За лучший сценарий
- За лучшую музыку
Оскар-2009 8 штук:
- лучший адаптированный сценарий
- лучший оператор
- лучшее сведение звука или звуковые эффекты
- лучший монтаж
- лучший оригинальный саундтрек
- лучшая песня
- лучший режиссер
- лучший фильм
Я изумился, как же так?
Немного подумав, я раскрыл секрет.
Расскажу его тебе.
Представь себе, середина 2007 года, и как будто ты - руководитель компании Celador, которая изобрела игру «Who wants to be a millionaire?»
С 4 сентября 1998 года ты продаёшь игру по всему миру. В настоящий момент у тебя порядка 100 стран, в которых идёт передача по лицензии и все они жалуются на падение рейтинга, а некоторые даже говорят, что не будут продлевать контракт...
И тут появляется прекрасная идея: снять фильм про твою игру.
Проплатить по максимуму жюри фестивалей, чтобы гарантированно получить как можно больше призов.
Люди пойдут на фильм (ну как же, столько призов!) и, может быть, даже окупят расходы на съёмки и "на призы".
И неминуемо вырастет рейтинг твоей передачи, потому что весь фильм основан на ней и о передаче говорится и думается все 116 минут фильма.
А с этого уже ты получишь прямую прибыль - и немалую.
Кроме того, в тех странах, которые до сих пор не купили лицензию будет некоторая драчка за то, чтобы её купить.
Классно? Да супер просто!
И 5 ноября 2007 года начинаются съёмки.
Правильно ли было решение менеджмента Cleador?
Я уверен, что да. Это было гениальное решение.
Смотри, например, динамику упоминаний "Кто хочет стать миллионером?" в блогах на русском языке:
Ничего так, прыжочек за февраль, ага?
То ли ещё будет...
Кроме того, ребятам повезно ещё раз: кризис. Такая игра и ей подобные вещи в кризис неминуемо становятся популярными.
Ну и последнее:
А как же восторги тех, кто смотрел?
Есть несколько психологических феноменов и тут они работают все.
Думаю, что истинные продюсеры и инициаторы фильма это тоже учли и просчитали.
Итак:
1. Принцип авторитета
"Жюри таких крупных фестивалей не может ошибаться, они же профессионалы. Если я скажу, что мне фильм не нравится, я противопоставлю себя профессионалам и буду выглядеть глупо."
И человек говорит "неплохой фильм, ага!"
(Какому-то количеству людей, конечно, фильм искренне понравился. Закон больших чисел и тут работает)
2. Принцип социального доказательства
"Многие люди сказали, что им понравился этот фильм. Большинство не может ошибаться. Если я скажу, что мне фильм не нравится, я противопоставлю себя большинству, а это опасно"
И человек говорит "да, хороший фильм!"
3. Принцип самооправдания
"Мне фильм не понравился, но если я признаюсь себе в этом, то я буду дурак. Потому что я сходил на него, потратил деньги, время, своё внимание."
И человек говорит "отличный фильм!"
И через какое-то время (очень маленькое) человек уже верит в то, что его слова - искренние.
Самое замечательное: чтобы признаться (хотя бы только себе) в том, что ты пал жертвой этих самых принципов надо быть не очень, а безумно честным перед собой человеком.
Что случается так же редко, как признание "да, на меня влияет реклама".
Посмотрите вокруг: Все говорят, что реклама на них никак и никогда не влияет.
И только профессионалы знают правду и улыбаются. Чаще молча.
Кстати, кто там меня недавно спрашивал про хороший " product placement" в фильмах?
Вот тебе просто потрясающий пример:
"Миллионер из трущоб"
Абсолютно никакой фильм.
4 Глобуса, 8 Оскаров, наверняка будут безумные мировые прокаты.
И весь фильм от начала до конца - product placement международной телевизионной игры.
Браво, Cleador!
P.S. Если ты скажешь, что это не так, как я описал, объясни, пожалуйста, чем тебе понравился этот фильм. Всем будет очень интересно.