Режиссёр: Алехандро Агрести
Акитеры: Киану Ривз, Сандра Буллок
Если вы видели вышедший около полугода назад фильм «Питер-FM», то, возможно, удивитесь, сколько в нем общего с «Домом у озера».
Вспомним российскую картину. У главной героини имеется бойфренд, от правильности которого прямо тошнит. В какой-то момент она понимает, что это совсем не тот человек, с которым она хотела бы провести остаток дней своих - и волевым решением порывает с женихом. Главный герой - одинокий молодой архитектор. Он часто бродит по городу и любуется домами - здания для него как люди. Герой и героиня начинают общаться случайно. Общаться-то общаются, проникаются друг другом, даже влюбляются, но все исключительно по телефону. Пересечься им все время что-то мешает.
В «Доме у озера» то же самое, только понавороченней. Он и она не могут встретиться не из-за массы недоразумений, а потому, что он живет в 2004 году, а она - в 2006. Двое переписываются с помощью волшебного почтового ящика, который доставляет письма сквозь время. Но он - тоже архитектор, и здания для него тоже как люди. У нее есть жених, от правильности которого тошнит, и она волевым решением… Бла-бла-бла. Кажется, сценаристы подключались к единому источнику вселенского разума, который сообщил им, что если снимать про любовь, то чтобы обязательно с архитекторами и женихами. И чтобы здания значили играли ничуть не менее важную роль, чем люди. В российском фильме сам Питер - герой, который, пожалуй, даже главней, чем влюбленные. В американском же - центральным персонажем стал странный стеклянный дом на сваях, возвышающийся над озером.
Отличий, впрочем, тоже хватает. В «Доме» главная героиня - не девушка-диджей, а женщина-врач. И главный герой совсем не мальчик, а зрелый муж. Они вообще люди взрослые. Да и вся картина не легкая и воздушная как «Питер-FM», а тяжеловатая и печальная. В ней есть даже несколько смертей. И вообще «Дом» копает глубоко.
Самое время забыть все же о Питере и перейти к Чикаго. Сценарий писал Пулитцеровский лауреат Дэвид Оберн, и он не по-голливудски нетороплив и философичен. Режиссером же выступил аргентинец Алехандро Агрести, который до того снимал пылкое латиноамериканское кино фестивального формата. Правда, в его новом фильме горячностью и не пахнет - скорее какой-то восточной созерцательностью. Причиной большинство считают то, что «Дом» снят по мотивам южнокорейской ленты «Il Mare», вышедшей в свет лет пять назад.
Получилось в итоге кино о странном эксперименте. Мужчине и женщине позволено полюбить друг друга, но запрещено встретиться. Из их отношений устранен секс, как немаловажный фактор влияющий на поведение пары. Остается одна только платоническая любовь - забытое в наши дни явление.
Это кино о том, что, возможно, человек, который вам нужен, которого вы ждали всю жизнь, скрывается в случайном знакомом - а вы и не догадываетесь об этом. Это кино о том, что нужно уметь ждать. И еще кино о том, как поспешны мы бываем с выводами: додумываем на пустом месте ситуацию - и сжигаем мосты. А еще оно о том, как трудно построить дом. Можно построить гениальное здание, но оно не станет от этого домом - местом, где люди научились понимать и прощать друг друга, быть единым целым. Все это без пошлой сентиментальности. Без выдавливания слез из зрителя. Без наигранного драматизма.
Ривз играют тонко. Сразу вспоминаешь, что он начинал в авторском кино. Буллок, как и в большинстве ролей, изображает саму себя в представленных обстоятельствах, и ей немного не хватает красок. Но она все равно очень убедительна. И вместе два этих актера создают прекрасный дуэт, который поет нефальшиво и искренне. Последнее доказывает хотя бы то, что ни Ривз, ни Буллок не получили за съемки в этом фильме ни копейки. Когда небольшой бюджет выделенный студией был исчерпан, оба отказались от гонорара.
Хорошее кино, которое могло бы стать очередной стандартной мелодрамой, но, к счастью, избежало этой участи.