Предлагаю вниманию сообщества небольшую аналитическую записку, посвященную (не)распространенности работ Кена Уилбера в российской научной среде. Материал может быть интересен, в первую очередь, людям, связанным с академической деятельностью.
Задача и методология
В основе исследования лежит Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), включающий
(
Read more... )
Проводился ли подобный анализ по англоязычной научной литературе?
Reply
по поводу заявки - да, согласен. отчасти :) потому что с моей точки зрения AQAL-подход - это именно революция. Интегральная медицина, интегральный бизнес, интегральная политика - это такое заманчивое бирюзовое будущее, но в отличие от многих теорий вроде того же коммунизма - ме утопичное, а вполне реальное, если только 2% превратятся хотя бы в 22% :)
Эсбьорн-Харгенс - опять же согласен. Очень надеюсь, что в ближайшие годы удастся с ним плодотворно поработать! Я занимаюсь разработкой нового подхода в исторической науке на базе инт. мет. плюрализма.
Reply
"Интегральная медицина, интегральный бизнес, интегральная политика" - Вы очень верно подметили специфику уилберовского подхода, это больше прикладной проект, чем метатеория или основание научной парадигмы. Для решения конкретных задач, типа управления компанией, он подходит хорошо, но эвристического потенциала ему пока не достает.
"Я занимаюсь разработкой нового подхода в исторической науке на базе инт. мет. плюрализма." - надеюсь будете информировать русскоязычную общественность, о том, как продвигается Ваша начинание.
Reply
Мне, например, очевидно, что интегральное мировоззрение намного эффективнее и современнее любого другого мировоззрения, и что человек, использующий "интегральную призму" для оценки мира, искажает намного меньше, чем человек, использующий любой другой подход.
По поводу прикладного, и да, и нет. Потому что (опять же, имхо) интегральное мировоззрение, если выйти на него как стадию, а не пиковое состояние, является наибольшей глубиной духа-В-действии на данный момент. поскольку он превосходит и включает все предыдущие "миропространства", то является реально пост-метафизикой. миропространство интегральной стадии настолько не ущербно, насколько это вообще возможно на данный момент развития человека. И в этом - его большая ценность.
"интегральная история" - конечно, буду информировать, когда будет, чем информировать :)
Reply
Алгоритм, в данном случае, - это то, что превратило бы достижение результата из суммирования в перемножение, это бы и было прорывом. Потому что, например, в социологии (даже в России) уже лет десять, как утвердилось мнение о необходимости соблюдения полипарадигмальности и полиперспективности при проведении исследования.
От высказывания своего мнения, относительно концепции духа-в-действии, пока воздержусь, потому что это отдельная тема, которую в комментариях раскрыть вряд ли получится.
Reply
Думаю, что не стоит забывать, что академический мир - это домен разума, тогда как помимо разума есть ещё тело, душа и дух. В интеграции разумом этих уровней Уилбера ещё никто не обогнал. Разум без тела и остальных секторов - это выжженная пустыня идей, не находящих воплощения.
Reply
В концепциях Ласло существуют слабые и даже провальные места - но он, по крайней мере, пытается создать стройную концепцию мироздания, исходя из расширенного понимания науки. Подчеркну, это не значит, что я сторонник Ласло, но мне весьма импонируют его исследовательские и организаторские проекты.
Reply
Reply
Reply
Reply
Гипотеза А-поля мне интересна, среди прочего, по причине ее перекликания с теорией физического вакуума российских исследователей - еще моего школьного увлечения. Также я очень высоко оцениваю его работы по системному взгляду на мир и путям выхода из кризиса.
С другой стороны, если сравнивать Уилбера и Ласло, то Уилбер ученым вообще не является (ну, может быть, психологом).
Reply
Мне кажется, Уилбер придерживается научного подхода и проводит важные теоретические исследования в качестве независимого учёного, при этом, конечно же, он не является учёным в смысле человека, принадлежащего конвенциональной науке и истеблишменту. Его, вероятно, лучше называть мыслителем и философом (с приставкой интегральный).
Reply
По Ласло. Я сейчас работаю на тремя статьями для одного журнала и двух сборников, в которых среди прочего будут раскрываться идеи Ласло и других интегральщиков. В двух-трехлетней же перспективе я планирую написать монографию с рабочим названием "Возвращение разума: ноэтическая революция в науке", в ней я планию посвятить Ласло несколь параграфов.
В сети я также планирую выкладывать обзоры, исследования, и - если будет время - переводы текстов.
Reply
Уилбер в качестве методолога слабоват, но верное направление IMHO он чувствует.
Ласло делает свое дело в своем квадрате очень добросовестно, но он действительно не интегрален.
Reply
На мой взгляд, возможно, вы всё ещё придерживаетесь метафизического взгляда на природу науки: когда вы говорите "основание научной парадигмы", из контекста ясно, что вы имеете в виду именно "метатеорию". Данное определение термина "парадигма" весьма далеко от его подлинного значения, - как "практики", или "образца", или "набора практик" (классическое постмодернистское куновское определение, чудовищно искажённое многими теоретиками, в том числе и тем же Ласло [see "Appendix III" in Integral Spirituality]; для сравнения, за последние полвека в нейронауке, например, произошла смена десятков парадигм - именно в определении Куна). Если вы будете работать в качестве исследователя на Западе, то, скорее всего, вам очень трудно будет получить финансирование на своё исследование, если оно не решает какие-то практические вопросы в этой ( ... )
Reply
Я отнюдь не против возможности практического приложения теорий, но это приложение всегда вторично для науки и не должно становиться самоцелью.
Конкретно, что касается интегрального подхода, я опасаюсь возможности его излишней коммерциализации, как это уже произошло со спиральной динамикой ("National Values Center Inc").
И, видимо, я не совсем согласен с точкой зрения постсовременной науки.
Reply
Leave a comment