"Первым, кто выделил Путь йогов, Путь святых и Путь мудрецов, используя такие термины, был Ади Да, сделавший это в книге «The Paradox of Instruction»".
Возможно, это не совсем верно. Так, в книге Успенского "Четвертый путь" (лекции Гурджиева, собранные за период 1926 - 1946 гг.) упоминается в гл.4 путь факира (=преобладание инстинктивно-двигательного центра), путь святого (= преобладание эмоционального центра) и путь йогина (= преобладание интеллектуального центра).
не понял, что имел в виду Уилбер, а насчёт путей Гурджиева - так они известны тысячи лет: например в "Бхагавад-гите" описываются джняна-марга - путь знания, карма-марга - путь действия и бхакти-марга - путь любви. Уже в то время выделяли и йога-маргу как четвертый путь. :)
Уилбер имел в виду, что различные пути (обозначенные Ади Да как Путь йогов, Путь святых, Путь мудрецов) фокусируются на специализированной проработке отдельных областей состояний сознания (т.е. горизонтальной проработке) - грубой («физическое тело»), тонкой («душа») и причинной/каузальной («дух»). Четвёртый, выделенный Уилбером, путь - путь сиддх, или послепросветления, - путешествие в недвойственном сознавании (турийятита).
Если я правильно понял, что вы имели в виду, то гурджиевская классификация путей гораздо ближе к классификации Ади Да, чем джняна-марга, бхакти-марга и карма-марга, тогда как последние, вероятно, указывают на духовность от первого лица (платоновская Красота, или индивидуальное самопостижение), духовность от второго лица (платоновское Благо, или постижение Бога как собеседника) и духовность от третьего лица (платоновская Истина, то есть объективное действие в мире). Насколько, по вашему мнению, обоснованы проведённые здесь мною параллели с перечисленными вами путями?
Comments 9
Reply
Reply
Возможно, это не совсем верно. Так, в книге Успенского "Четвертый путь" (лекции Гурджиева, собранные за период 1926 - 1946 гг.) упоминается в гл.4 путь факира (=преобладание инстинктивно-двигательного центра), путь святого (= преобладание эмоционального центра) и путь йогина (= преобладание интеллектуального центра).
Reply
Reply
Если я правильно понял, что вы имели в виду, то гурджиевская классификация путей гораздо ближе к классификации Ади Да, чем джняна-марга, бхакти-марга и карма-марга, тогда как последние, вероятно, указывают на духовность от первого лица (платоновская Красота, или индивидуальное самопостижение), духовность от второго лица (платоновское Благо, или постижение Бога как собеседника) и духовность от третьего лица (платоновская Истина, то есть объективное действие в мире). Насколько, по вашему мнению, обоснованы проведённые здесь мною параллели с перечисленными вами путями?
Reply
Reply
Leave a comment