Кен Уилбер, «Интегральная теория сознания» (ЖЖ-версия)

Mar 09, 2007 23:00

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ
Кен Уилбер

Ken Wilber, «An Integral Theory of Consciousness»

Journal of Consciousness Studies, 4 (1), февраль 1997, стр. 71-92
Copyright, 1997, Imprint Academic

[PDF-файл]

Аннотация: Обширный фактографический поиск среди различных типов последовательностей дифференциального и эволюционного развития дал результат в виде «четырёхсекторной» модели сознания и его развития (где четыре сектора - это интенциональный, поведенческий, культурный и социальный). Каждая из этих сфер, как было обнаружено, раскрывает последовательность из по меньшей мере дюжины основных стадий или уровней. Совмещение четырёх секторов, имеющих примерно по дюжине уровней, порождает интегральную теорию сознания - весьма исчерпывающую по своей природе и охвату. Данная модель используется для демонстрации того, как можно произвести общий синтез и интеграцию двенадцати наиболее влиятельных школ исследования сознания, а также для того, чтобы выявить некоторые наиболее важные направления для последующих исследований. В заключении статьи делается вывод о том, что «всесекторный, всеуровневый» подход является той минимальной степенью усложнённости, которая необходима для обеспечения чего-либо близкого к подлинно интегральной теории сознания.

Введение

В последнее время произошло нечто вроде взрыва интереса к развитию «науки о сознании», и всё же в настоящий момент существует около дюжины основных, конфликтующих между собой, школ исследований и теории сознания. Мой собственный подход к исследованиям сознания основывается на предпосылке, что каждая из этих школ может предложить нечто незаменимо важное, и, таким образом, необходимо создать общую модель, достаточно усложнённую, чтобы включить самое важное из данных подходов. К данным школам относятся:

1. Когнитивная наука, как правило рассматривает сознание в связи с функциональными схемами мозга/ума, либо в простой репрезентативной форме (как, например, «компьютерный ум» Джекендоффа), или в виде более сложных эмергентных/коннективистских моделей, рассматривающих сознание в качестве эмергентных иерархически интегрированных сетей. Эмергентная/коннективистская модель в данный момент, вероятно, является доминирующей моделью в когнитивной науке, и она прекрасно изложена в работе Элвина Скотта «Лестница к уму» (Stairway to the Mind, 1995), где «лестницей» называется иерархия эмергентов, суммирующихся в сознании.

2. Интроспекционизм утверждает что сознание лучше всего понимается с точки зрения интенциональности, привязанной к субъективным отчётам (от первого лица) - изучению и интерпретации непосредственного сознавания и пережитого опыта, - а не к отчётам объективистов (от третьего лица), невзирая на то, насколько «научными» они, возможно, кажутся. Не исключая важной специфики, можно сказать, что эта обширная категория включает всё от философской интенциональности до интроспективной психологии, экзистенциализма и феноменологии.

3. Нейропсихология рассматривает сознание в связи с нейрональными системами, нейромедиаторами и органическими механизмами мозга. В отличие от когнитивной науки, зачастую основанной на компьютерных науках и, следовательно, неопределённой в отношении того, как сознание в действительности соотносится с органическими структурами мозга, нейропсихология имеет более биологически основанный подход. Будучи связанной более с нейронаукой, чем с компьютерными науками, она считает, что сознание по своей природе локализуется в органических нейрональных системах достаточной усложнённости.

4. Индивидуальная психотерапия применяет интроспективную и толковательную психологию для лечения негативных симптомов и эмоциональных проблем. Таким образом, она, как правило, исходит из идеи, что сознание, главным образом, соотносится с адаптивными способностями индивидуального организма. Большинство основных школ психотерапии придерживаются теории сознания именно потому, что они должны давать объяснение человеческой потребности создавать смыслы и значения, нарушение чего приводит к болезненным симптомам ментального и эмоционального дистресса. В своих наиболее авангардных формах, как, например, юнгианская аналитическая психология, данный подход постулирует существование коллективных структур интенциональности (и, соответственно, сознания), раздробление которых способствует возникновению психопатологии.

5. Социальная психология исходит из идеи, что сознание зафиксировано в сетях культурных смыслов или, как альтернатива, что оно в значительной степени представляет собой побочный продукт самой социальной системы. Сюда входят такие различные подходы, как экологический, марксистский, конструктивистский и культурногерменевтический, и все они считают, что ядро сознания не локализируемо только лишь - или даже главным образом - в индивиде.

6. Клиническая психиатрия занимается вопросами соотношения психопатологии, поведенческих паттернов и психофармакологии. За последние полвека психиатрия была во многом привязана к фрейдистской метапсихологии, но в этой области проявляется всё возрастающая тенденция рассматривать сознание исходя из жёстких нейрофизиологических и биологических позиций, граничащих с теорией клинического тождества: сознание есть нейрональная система, так что проблема, проявляемая в сознании, представляет собой в действительности нарушение баланса в нейрональной системе, которое можно скорректировать медикаментами.

7. Психология развития рассматривает сознание не в качестве одной единственной сущности, а в качестве разворачивающегося в развитии процесса, при котором на каждой из стадий роста наблюдается существенно различная архитектура, и, тем самым, понимание вопросов сознания требует исследования архитектуры каждого из разворачивающихся уровней. В своих наиболее передовых формах данный подход затрагивает высшие стадии неординарного развития и благосостояния и исследует одарённых, экстраординарных людей со сверхнормальными способностями, рассматриваемых в качестве высших потенциалов развития, имеющиеся в латентном виде у всех людей. Сюда входят высшие стадии когнитивного, аффективного, соматического, морального и духовного развития.

8. Психосоматическая медицина рассматривает сознание в качестве явления, по сути своей и в высокой мере взаимодействующего с органическими процессами в теле, что подтверждается данными исследований в таких областях, как психонейроиммунология и изучение биологической обратной связи. Наиболее авангардные формы этого подхода включают исследования теории и практики духовного и чудодейственного целительства, исследования воздействия молитвы на примечательные случаи выздоровлений, изучение эффекта, оказываемого световыми и звуковыми феноменами на процесс исцеления, спонтанные ремиссии и т. д. В данную категорию также входят любые подходы, исследующие воздействие интенциональности на излечение - начиная от арт-терапии, заканчивая визуализацией, психотерапией и медитацией.

9. Необычные состояния сознания - от сновидений, до вызванного психоделиками опыта - составляют предмет области исследований, которая, по утверждениям своих сторонников, занимает ключевую позицию для понимания проблем сознания вообще. Хотя, если привести пример спорного характера, некоторые эффекты психоделических веществ несомненно вызваны «токсическими побочными эффектами», общее мнение в данной области исследований состоит в том, что психоделики, помимо прочего, выступают в роли «неспецифических усилителей опыта» и, таким образом, могут служить средством для раскрытия и усиления аспектов сознания, которые в другом случае могли бы остаться неисследованными.

10. Восточные и созерцательные традиции считают, что обычное сознание есть не что иное, как узкий и ограниченный вариант глубинных или высших режимов сознавания и что необходимо следовать специфическим методикам (йога, медитация), чтобы пробудить эти высшие и неординарные потенциалы. Более того, все они считают, что сама суть сознания может быть понята только лишь в данных высших, постформальных и недвойственных состояниях сознания.

11. Так называемые квантовые подходы к сознанию основываются на идее, что сознание в своей сущности обладает способностью взаимодействовать (и изменять) физический мир, в основном посредством квантовых взаимодействий - и в человеческом теле на внутриклеточном уровне (например, микротрубочки), и в материальном мире в целом (пси). Данный подход включает и множество разных попыток присоединить сознание к физическому миру в рамках различных авангардных физических теорий (бутстрэппинг, гиперпространство, теория струн).

12. Исследования тонких энергий постулируют существование тончайших типов биоэнергий, находящихся за пределами четырёх признанных физикой сил (сильные и слабые взаимодействия, электромагнетизм, гравитация), и то, что эти тончайшие энергии играют существенную роль в сознании и его деятельности. Традиционно известные под такими терминами, как прана, ки и ци (как утверждается, именно они определяют эффективность акупунктуры, если привести только один пример), эти энергии нередко рассматриваются в качестве «потерянного звена» между интенциональным умом и физическим телом. Для теоретиков Великой Цепи и Восточных, и Западных традиций эта биоэнергия играет роль двустороннего конвейера, передающего влияние материи на ум и ума на тело.

Мой собственный подход к сознанию состоит в модели, которая ясно описывает сильные места каждого из перечисленных подходов и пытается включить и интегрировать воедино наиболее существенные их особенности. Однако чтобы понять эту модель, необходимо дать немного вводной информации. Ниже последует весьма краткое изложение подхода, детально проработанного в десятке книг, включая такие работы, как «Трансформации сознания» (Transformations of Consciousness; Wilber et al., 1986), «Краткая история всего» (A Brief History of Everything; 1996d) и «Око Духа» (The Eye of Spirit, 1997), к которым заинтересовавшийся читатель может обратиться, чтобы ознакомиться с подробной аргументацией и многочисленными ссылками на соответствующую литературу и исследования. Однако я убеждён, что для наших текущих целей приведённого ниже изложения более чем достаточно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Интегральная теория сознания, все уровни все секторы, интегральная психология, Кен Уилбер, aqal

Previous post Next post
Up