Нельзя не признать, что с течением времени история каких угодно событий очень часто оказывается под угрозой искажения -
очевидцы, знавшие, как всё было в действительности, уходят, а пришедшие на их место не перенявшие правдивого знания о прошлом люди способны составить для себя и последующих поколений совершенно ложную картину своей же собственной истории.
История некоторых событий Второй мировой войны - это один из примеров такого искажения.
Все мы знаем, что в нашем обществе есть люди, которые прямо-таки ненавидят советский период русской истории. Питаясь этой ненавистью, такие люди готовы оправдывать любую нечисть только потому, что она, эта нечисть, каким-то образом противоборствовала большевистской власти, действительно повинной во множестве грехов перед Россией.
Между тем, внутри страны этой власти противостоял, скажем, уголовный мир, а извне - мечтавшие видеть Россию ничтожной хищные своекорыстные державы: Соединённое королевство, Соединённые штаты или, например, нацистская Германия...
Одно из самых очевидных искажений исторической правды, которому вопреки здравому смыслу верят ненавистники большевизма, состоит в нелепом утверждении, что
нацисты, вторгшиеся в Россию в 1941 году, восстанавливали в ней Церковь, несли с собой возрождение религиозной жизни для народов России.
Чтобы показать, насколько лживым является это утверждение,
вспомним следующее:
Немецкий национал-социализм - это достаточно ясная по своей сути система взглядов на человека, его общество и их цели в этом мире.
Церковь в этой системе, наряду с еврейством, марксизмом и либерализмом, относится к числу «первоочередных мировоззренческих врагов» и характеризуется так:
«Она постоянно стремится к мировому господству. Христианство, которое основывается на Ветхом и Новом Завете, было взято из еврейской религии. Христианское мировоззрение проистекает из переднеазиатской расовой души, а не исходит из естественных ценностей народа. Также, в отличие от национал-социализма, оно не знает рас, а его пароль гласит: перед Богом все люди равны, и к тому же исходной точкой считается еврейство. Как и другие наши враги, церковь борется всеми имеющимися в ее распоряжении средствами с национал-социализмом и его организациями, заодно с еврейскими, капиталистическими и большевистскими режимами, чтобы уничтожить наш народ. Тем не менее, под гениальным руководством нашего великого фюрера победа будет нашей».
Позиция самого вождя национал-социализма А. Гитлера по отношению к христианству заключалась в следующем:
«1. Христианство - это религия, защищающая слабых и униженных.
2. По своему происхождению эта религия - еврейская, вынуждавшая людей «гнуть спину по звуку церковного колокола и ползти к кресту чуждого Бога».
3. Христианство зародилось 2000 лет назад среди больных, изможденных и отчаявшихся людей, потерявших веру в жизнь.
4. Христианские догматы прощения греха, воскрешения и спасения являются откровенной чепухой.
5. Христианское сострадание - опасная негерманская идея.
6. Христианская любовь к ближнему есть глупость, поскольку любовь парализует человека.
7. Христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных, больных, слабых и убогих».
Перед членами НСДАП совершенно определённо ставилась задача борьбы с христианской Церковью.
Её место в душах немецкого народа должна была занять «государственная религия», свободная от «недостатков» христианства.
Она должна быть такой, какой ее знали в Древней Греции - соединение музыкально-спортивных мероприятий и государственных праздников и выражаться она должна была в форме торжественных представлений, соревнований и государственных актов.
В ней не будет духовенства, речи будут произносить только «национальные государственные ораторы», являющиеся государственными служащими. Иконы, кресты и другие предметы культа будут вынесены из храмов. Будут отвергнуты многие из христианских таинств и обрядов; запрещена Библия и иная христианская богослужебная и религиозная литература; закрыты религиозные учебные заведения. Повсюду в молитвенных помещениях будет изображена свастика. На алтарь вместо Библии положена будет «Майн Кампф», а слева от нее - меч.
Может быть, для завоёванной советской России планировалось сделать исключение - оставить русскую Церковь в покое или даже возродить её?
Ответ прост:
В своих стратегических замыслах руководство Третьего рейха ориентировалось на уничтожение Русской Православной Церкви как исторического и национально-культурного феномена русского и других православных народов СССР. Ее место должна была заместить та самая «новая» религия и государственная церковь, планы создания которых вынашивались идеологами нацизма.
Посмотрим на официальные документы, принятые нацистами в первые несколько месяцев после вторжения в советскую Россию:
- директива шефа полиции и СД Р. Гейдриха оперативным группам и командам полиции безопасности и СД, от 2 июля 1941 г.;
- указания министерства занятых восточных территорий военным организациям об отношении к религиозному вопросу на оккупированных территориях СССР, от 3 августа 1941 г.;
- приказ верховного командования вермахта, подписанный Кейтелем, от 6 августа 1941 г.;
- перативный приказ Главного управления полиции безопасности и СД № 10 «Отношение к церковному вопросу в занятых областях Советского Союза», от 16 августа 1941 г.;
- циркуляр Главного управления имперской безопасности «О понимании церковных вопросов в занятых областях Советского Союза», от 1 сентября 1941 г.;
- приказ командующего области тыла группы армии «Юг» о поведении войск в религиозном вопросе по отношению к гражданскому населению, от 2 октября 1941 г.;
- оперативный приказ № 13 Главного управления имперской безопасности «Теологические факультеты в занятых русских областях», от 15 октября 1941 г.;
- директива Главного управления имперской безопасности «О разрешении церковного вопроса в оккупированных восточных районах Советского Союза», от 31 октября 1941 г.
В отношении православных организаций ими предусматривалось:
• не препятствовать и не поощрять религиозной деятельности населения на местном уровне; хотя и не запрещать открытие церквей;
• не передавать в собственность приходских общин культовое имущество, предоставляя его исключительно только в аренду;
• не разрешать открытие православных духовных учебных заведений;
• не допустить объединения приходских общин под руководством единого религиозного центра, ориентирующегося на Москву;
• не допускать вхождения образующихся православных епархий в юрисдикцию Зарубежной церкви;
• не препятствовать развитию сектантства, противопоставляющего себя православию;
• требовать от православного духовенства политической лояльности к оккупационному режиму и воспитания в том же духе паствы;
• поощрять создание самостоятельных национальных православных церквей на территориях Прибалтики, Белоруссии и Украины;
• тщательно изучить деятельность «живой» (обновленческой) церкви, не предоставляя ей возможности широкой деятельности, поскольку она рассматривалась как «орган советского правительства»;
• разрешать осуществлять религиозную деятельность в лагерях военнопленных на советской территории только лицам из числа военнопленных.
Во внутренней политике на Востоке делалось все, чтобы поддерживать постоянное напряжение между католическими и православными приходами, всячески поддерживать религиозные меньшинства в противовес крупным церквам, и, кроме того, максимально внедрять «достаточное количество доверенных лиц» в религиозные группы для получения информации и поддержания борьбы всех против всех.
В апреле 1942 г. в кругу приближенных Гитлер подтвердил курс религиозной политики на Востоке:
• насильственное дробление церквей;
• принудительное изменение вероисповедного статус-кво на оккупированных территориях;
• запрещение устройства каких-либо централизованных конфессиональных органов и центров;
• формирование «марионеточных» религиозных органов управления;
• использование религии и духовенства в политических целях.
***
В заключение - несколько цитат и иллюстраций.
1. Руководство Третьего Рейха:
«Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».
2. Архиепископ Берлинский и Германский РПЦЗ Серафим (Ляде):
«Если бы победил большевизм, нашей Церкви и нашей культуре предстояла бы новая Голгофа, и тогда не стоило бы уже думать ни о каком спасении. Поэтому мы можем стоять только на стороне антибольшевистских держав. Во главе этих держав стоит Германия. Поэтому мы должны молиться о победе германского оружия и поддерживать германскую армию независимо от того, каковы намерения и цели Германии в отношении России. С религиозной и национальной точки зрения в первую очередь важно, чтобы наша Православная церковь снова получила свободу, а верующий народ - вновь получил возможность открыто исповедовать свою веру и жить по ней. Это, однако, возможно только, если большевизм и демоническая советская власть будут свергнуты. Во всем остальном мы должны положиться на Бога и предоставить разрешение вопросов будущего Провидению».
3. GIOTTO di Bondone. No. 28 Scenes from the Life of Christ: 12. Judas' Betrayal. 1304-06. Fresco, 150 x 140 cm. Cappella Scrovegni (Arena Chapel), Padua: