Годовщина финала двух династий

Nov 15, 2023 22:00

Какой печальный сегодня день для монархистов: на 15 ноября приходятся годовщины пресечения в разные годы двух славных королевских династий, представители которых во многом определили судьбы Европы, да и мира в целом.
Во-первых, 170 лет назад, 15 ноября 1853 года в Лиссабоне скончалась королева Мария II, последняя представительница знаменитой династии Браганса. Двумя веками ранее её предок герцог Жуан де Браганца сверг в Португалии власть испанских королей и стал королём сам (говорят, его к тому склонила жена, герцогиня Луиза де Гусман, которая хоть сама была испанкой, но твёрдо заявила сомневавшемуся в исходе мятежа супругу: "Лучше я один день побуду королевой, чем до старости - герцогиней!"), а непосредственно отец Марии, дон Педру сверг власть португальских королей (в лице своего отца Жуана VI) в Бразилии - и стал там императором. Дон Педру оставался наследником португальского престола и после смерти папы Жуана в 1826 году стал португальским королём, но оставлять родную Бразильщину ему не захотелось, и он отрёкся в пользу 7-летней дочери … одновременно предложив ее руку, сердце и соправительство своему младшему брату Мигелю. 24-летний дядя Мигель от такого предложения, мягко говоря, обалдел - но перечить не стал, заключил в Вене с 7-летней племянницей (точнее с представлявшим ее по доверенности бразильским послом в Австрии) брак, и тут же был назначен братом-тестем от имени новобрачной регентом Португалии до ее совершеннолетия. Однако, прибыв в Португалию, он скорешился с тамошними реакционерами и монархистами (дон Педру пообещал править Португалией конституционно, хотя у себя в Бразилии особых вольностей не допускал), распустил кортесы (так у них парламент называется), собрал новые, с большинством из своих сторонников, и те провозгласили его королём Португалии, как законного наследника покойного Жуана VI без всяких там бразильцев и бразильянок.


Мария и ее несостоявшийся супруг Мигель "Абсолютист
Дон Педру, возмущенный такой наглостью, отрёкся от престола и лично отправился в Европу разбираться. Последовало несколько лет гражданских войн (т.н. мигелистских), но в 1834 году Мигель капитулировал и отрекся от престола в пользу Марии, обретавшейся всё это время у своего дедушки по маме, австрийского императора Франца в Вене. 15-летняя Мария, объявленная по такому случаю совершеннолетней, прибыла в Португалию, запретила несостоявшемуся супругу (их брак не был «консумирован», то есть супруги не вступили в «фактические брачные отношения») и его возможным потомкам когда бы то ни было показываться в Португалии и стала подыскивать нового супруга.
Её выбор пал на Огюста Богарне, герцога Лейхтенбергского, сына принца Евгения Богарне (приемного сына Наполеона и вице-короля Италии при нём) и внука знаменитой императрицы Жозефины, наполеоновой жены, но главное на тот момент - шурина дона Педру, брата его второй жены Амелии Лейхтенбергской, несколько лет до этого прожившего в Бразилии. Он только что пролетел мимо бельгийского престола и перспективе престола португальского был несказанно рад. Он прибыл в Лиссабон, в январе 1835 года обвенчался там с Марией, получил от неё в подарок маршальский чин - но умудрился простудиться и уже 28 марта того года умер. Не успев сделать своей юной супруге наследника, а род Богарне - королевской династией.


Состоявшиеся супруги Марии: Огюст Богарне (слева) и Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, он же португальский король Фердинанд II
Мария была безутешна (наверное), но долг перед королевством и династией превыше всего, и уже в следующем 1836 году она выходит замуж за немецкого принца Фердинанда Саксен-Кобург-Готского, племянника бельгийского короля Леопольда I и двоюродного брата британской принцессы Александрины-Виктории, которая через год станет британской королевой, просто Викторией. Тут семейное счастье улыбнется королеве, уже в 1837 году у них с Фердинандом родится сын и наследник, будущий король Педру V (португальцы на радостях присвоят титул короля и самому папаше Фердинанду), и следующие 15 лет она будет производить на свет в среднем по ребёнку каждые 17 месяцев. Врачи советовали ей сбавить темп, но она гордо отвечала: «Если я умру, то умру, занимаясь любимым делом!». Так и получилось: 170 лет назад, 15 ноября 1853 года Мария, через тринадцать часов после начала родов у мертворожденного инфанта Эженио, ее одиннадцатого ребенка, умерла в возрасте 34 лет. А с ней, как было сказано, пресеклась в Португалии и династия Браганса - ее потомки, начиная с упомянутого короля Педру V, относились уже к Браганса-Кобургской династии. О печальной судьбе этих потомков я писал здесь.
Примечательно, что история бразильской, императорской ветви этой династии завершится тоже в это число, правда, не вымиранием - 15 ноября 1889 года брат Марии император Педру II будет свергнут в результате военного переворота. Путчисты провозгласят Бразилию республикой.
А через 10 лет после смерти Марии в замке Глюксбург в немецком ныне (а тогда управляемом датскими королями) Шлезвиге внезапно умер король Дании Фредерик VII, последний представитель датской Ольденбургской династии, от которой, как уже писал не так давно, отпочковалось множество царствующих династий Европы (в том числе российских императоров, начиная с Петра III).


Фредерик VII и Вильгельмина
В семейной жизни ему тоже не везло - он был женат трижды, но так и не сумел произвести сына-наследника. Первый раз он женился в 18 лет, будучи еще наследным принцем, на своей двоюродной сестре Вильгельмине Марии, но та от него через пять лет сбежала и в 1838 году вышла замуж за его дальнего родственника, немецкого герцога Карла Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургского, дальнего родственника Фредерика (по одной из теорий именно ее датский сказочник Ганс-Христиан Андерсен, как истинный датский патриот возмущенный этой скандальной историей, вывел в образе глупой и капризной принцессы в своей вышедшей в 1841 году сказке «Свинопас»). Поскольку из следующих двух браков ставшего королем Фредерика только в последнем, морганатическом, с актрисой Луизой Расмуссен, у него родится сын (разумеется, безо всяких прав на престол), то по датскому престолонаследному закону, закреплённому соглашением великих европейских держав (Лондонский протокол 1852 года) королём после его смерти стал … родной брат упомянутого герцога Карла и деверь беглой королевской супруги, принц Кристиан, ставший 160 лет назад датским королем Кристианом IX, первым представителем новой династии Глюксбургов. Примечательно, что к тому моменту собственный сын Кристиана Георг уже несколько месяцев был греческим басилевсом Георгиосом I (он станет дедом будущего британского принца Филиппа, герцога Эдинбургского и соответственно прадедом нынецарствующего британского монарха), а позже его внук Карл станет королём (норвежским, Хоконом VII) раньше своего отца - сына и наследника Крисиана, Фредерика VIII. Но это так, к слову (как и то, что кристианова дочь Александра станет женой британского короля Эдуарда VII, а другая дочь Дагмара - женой русского императора Александра III).

"Тесть Европы" Кристиан IX (в будущем, пока просто Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский) с дочерьми Александрой и Дагмарой и сыном Вильгельмом (будущим Басилевсом Георгом, прадедом короля Карла III)
Вот такие генеалогические подвижки имели место 15 ноября в разные годы.

19 век, Германия, Португалия

Previous post Next post
Up