Дискриминация евреев в Советской Армии

Jun 17, 2010 13:20


Ранее в сообществе обсуждалась проблема дискриминации евреев в СССР на примере доступа к высшему образованию. Хотелось бы обсудить вопрос о дискриминации евреев в других сферах общественной жизни. В том числе на армейской службе в послевоенный период.

Можно выделить вопрос о дискриминации - евреев-рядовых и сержантов в период срочной службы и евреев кадровых военных в т.ч. офицеров.

Антисемитизм в форме неуставных отношений больная, но спорная тема.


Бывший военный инженер Марк Штейнберг рисует весьма безрадостную картину: «Евреев (солдат и сержантов) тогда вообще было относительно немного, что объясняется не только их количеством в народонаселении Союза, но и тем, что еврейский юноша в призывном возрасте по большей части был студентом. По этим-то причинам не в каждой роте можно было встретить еврея.

Но вот попал он в эту роту. А казармой правят «деды» или «земляки», как правило, - мусульмане. И в «застойные»-то времена еврей был для солдатской массы существом вполне чужеродным. А уж в «перестроечные», которые для казармы свелись к дальнейшему падению нравов, криминализации обычаев, еврей стал главным, пожалуй, козлом отпущения. Травили и били все кому не лень. «Деды» - потому что «салагу», да еще и жида - грех не ударить походя…

Нет у меня официальных данных о том, сколько погибало евреев на срочной службе, сколько их увольнялось искалеченными. Но из своего 37-летнего военного опыта могу утверждать, что среди других национальностей евреи лидировали и здесь. Трагическое лидерство! Кстати, будучи командиром части, я преследовал казарменный антисемитизм беспощадно. Но знаю, что этого, как правило, не делали другие командиры, да и высшее армейское начальство. Хотя были превосходно осведомлены обо всех юдофобских проявлениях. Не препятствовали, однако, заботясь лишь о том, чтобы такие проявления не стали достоянием гласности. Более того, нередко командиры прямо способствовали росту жертв среди солдат-евреев.

Юдофобство командиров, естественно, усиливало казарменный гнет, ибо не мог еврей рассчитывать на объективное отношение к себе со стороны начальства любых рангов. Вот и выпадали на его долю внеочередные наряды, выполнение наиболее тяжких работ, унизительных заданий».

Таким образом, еврей-срочник сталкивался и с особой жестокостью других военнослужащих, худшими проявлениями дедовщины, дискриминацией командиров.

С другой стороны военный журналист Григорий Гонтмахер видит ситуацию несколько более мягкой: «Солдат-еврей был дисциплинирован, но физически зачастую значительно отставал от своих сверстников. Как правило, это горожанин из семьи преподавателей, технической интеллигенции, юноша со средним или незаконченным высшим образованием. Таких зачисляли в актив, назначали агитаторами, редакторами стенгазет и боевых листков, избирали комсоргами, а то и секретарями ротных комсомольских организаций. Должности эти привилегий не давали, зависть у сослуживцев не вызывали. А если еврею не завидуют, то зачастую забывают, что он еврей. В частях, где была нормально налажена служба и боевая учеба, представителям всех национальностей трудностей доставалось поровну. Но не дай Б-г, если еврей - солдат или сержант - назначался писарем, завскладом, хлеборезом, поваром. Это всегда было поводом для упреков: умеют же устраиваться эти «рабиновичи»! Причем скажут об этом не в глаза, потому что от еврея «при должности» можно извлечь пользу. И если еврей в подобном качестве будет даже единственным представителем своей нации в части, разговоры о хитрых, изворотливых жидах, занимающих «теплые местечки», исподволь будут насаждаться, проникать в сознание личного состава».

Т.е. не отрицает возможного словесного бичевания евреев, которые занимали «хлебные» должности не ставит вопрос ни о дискриминации командиров, ни о проблемах с бойцами.

Авторы позднесоветского исследования проблемы дедовщины в армии равно весьма осторожно пишут о фактах антисемитской дедовщины: «Немногочисленные по своему удельному весу евреи, насколько можно судить, в армейских условиях не стремятся выделиться из славян и не выделяются славянами в особую группу. В странах Запада несколько раз появлялись сообщения об издевательствах в армии над военнослужащими евреями, однако остается неясным, играла ли здесь какую-то роль их национальная принадлежность, или же это были эксцессы «обычной» дедовщины».

Таким образом, нет возможности что-то твердо сказать о положении рядового и сержантского состава из числа евреев. Возможно, ярко выраженная дискриминация была в определенных частях и округах, но все же не составляло общеизвестного и везде практикуемого явления.

Иной вопрос о дискриминации профессиональных военных из числа евреев, выраженные в ограничениях вертикальной и горизонтальной армейской мобильности.

На «горизонтальные ограничения» указывает, например, Штейнберг: «Евреев не было ни в одной из пяти советских групп войск за рубежом, даже в Монгольской. Парадокс! 40-я армия, составлявшая так называемый «ограниченный контингент» в Афганистане, была сформирована из скадрованных дивизий, которые спешно развернули до штата военного времени. Естественно, из запасников, а среди них было немало евреев, офицеров и солдат. Так они и оказались в Афгане. Но уже через несколько месяцев евреев из этих соединений вымели подчистую, заодно прихватив и кадровых офицеров».

Однако эта практика не была ни всеобщей, ни антиеврейской по сути. Еще с 1950-х власть пыталась регулировать этнический состав ряда войск и войсковых групп.

Например, на пленуме ЦК КПСС в октябре 1957 г. цитировалась майская директива Министерства обороны СССР: «В воздушно-десантные войска направлять только призывников по национальности русских, украинцев и белорусов. ...для службы в войсках находящихся за границей направлять только русских, украинцев и белорусов» (Цит. Н. А. Митрохин Русская партия. Движение русских националистов в СССР. 1953-1985. М.: Новое литературное обозрение, 2003, с. 79).

Данные социологического исследования 1991 года подтверждают частичное сохранение подобного подхода до самого конца СССР: «Наиболее качественными, с военной точки зрения, национальностями армейские руководители считают славян (русских, украинцев, белорусов). При этом приоритет славянских наций обусловлен не идеологическими и расовыми предубеждениями, а проверенными многолетней практикой, объективно существующими различиями в поведении и социальных установках солдат различных национальностей».

Впрочем, это правило не было абсолютом. Даже в элитных частях и в войсковых группах вне СССР представители национальных меньшинств были, но их доля могла отличаться от доли населения. Например, взять 1 издание «Трагедии и доблести Афгана» Ляховского: там есть данные по национальному составу погибших и награжденных за время нашего военного присутствия в Афганистане. Евреи составили 0,04% награжденных и примерно столько же среди погибших (81 и 7 человек соответственно), при доле в населении по переписи 1989 г. - 0,48% или в 10 раз большей (Народное хозяйство 1990 г., с. 77). Диспропорция у других неславянских народностей также наличествует, но меньшая: грузины 0,3% награжденных против 1,3% в населении; коми - 0,03% против 0,1%; татары - 1,9% против 2,3%, у немцев - 0,1% против 0,7%.

Таким образом, «дискриминация» при отправке евреев в Афганистан, видимо была, но попавшие в «горячую точку» евреи, видимо, не повергались дискриминации при награждении.

Гораздо более сложен вопрос о «карьерной» дискриминации евреев. О ней пишут и Штейнберг, и Гонтмахер, приводя примеры из практики себя и своих сослуживцев.

Речь идет о блокировании служебного повышения, рекомендаций для отправки в Военную Академию, выбор наиболее тяжелых мест службы при переводе. В большинстве случаев военная карьера заканчивалась для этнического еврея в лучшем случае в звании полковника. Доступ выше был закрыт.

Аналогичное свидетельство одного из моих френдов: «Я опросил знакомых. Евреев и "просто" офицеров. Выборка мала конечно, но уяснил две вещи. Первая: про солдат и сержантов и младших командиров - у остальных служащих по призыву было искреннее недоумение "а чего ты делаешь в армии, а не в институте?" Оно и верно,учитывая очень большое(по сравнению с иными национальностями) количество евреев с высшим образованием в СССР.

Второе - действительно,к высшему руководству войсками не допускали ,точнее - не давали направлений в академию. Это уже конец 70-ых,"зачем? все равно уедете". Т.е. о директиве и проценте никто не знал. Все решало руководство на местах. Один из технарей сказал так:"А зачем я отдам грамотного офицера наверх,чтоб мне чучмека взамен дали?"».

Однако, судя по ряду примеров, эта дискриминация не касалась лиц, имевших евреев среди родных, но не писавшихся евреями. Генерал Лев Рохлин по некоторым (1, 2) источникам был частично еврейского происхождения. Встречается информации о еврейском происхождении матери Руцкого. Аналогичен пример хирурга генерал-полковника Вишневского.

Впрочем, и это правило было, видимо, не общим. Участника отряда космонавтов Бориса Волынова долгое время не допускали до полетов и выездов за рубеж из-за еврейского происхождения матери. Генерал Н. П. Каманин писал о нем в дневнике: «Он начал готовиться к полетам вместе с Гагариным, пять раз был дублером и один раз назначался командиром «Восхода», но перед предстоящим полетом создалась большая угроза, что его не включат в экипаж «Союза-5» только из-за того, что у него мать - еврейка (отец - русский). В самые последние дни приходили письма из ЦК с призывом: «Не посылайте евреев в космос!». С большим трудом удалось защитить хорошего парня от злобных и глупых нападок».

Примеров успешной военной карьеры лиц, писавшихся евреями, меньше, хотя нельзя не вспомнить пример генерала Драгунского, дважды Героя Советского Союза.

Один источник также сообщает, что «трое стали генерал-полковниками: главный хирург Армии Вишневский (мать еврейка) - в 1963-м, дважды ГСС Драгунский - 1970-й, генеральный конструктор танков Котин - 1965-й. Сейчас в армии служит военный строитель генерал-полковник Лейбман».

Таким образом, можно констатировать, что «армейская дискриминация» по всей видимости имела место, но носила ограниченный характер, касаясь прежде всего этнических евреев-офицеров, которым национальность, начиная с определенного этапа, тормозила карьерный рост, если не вовсе его блокировала.

Рядового и младшего офицерского состава эта практика касалась в меньшей мере, хотя по ряду свидетельств проявлялась в переводе в тяжелые для службы местности.

СССР

Previous post Next post
Up