Вынужден поставить под сомнение
вывод о том, что статистика поступления в вузы 1970-х годов подтверждает версию о дискриминации евреев в СССР.
Основания для сомнений в графике ниже.
Год
Высшее образование
Среднее специальное
1959/60
259
151
1960/61
256
150
1961/62
267
163
1962/63
276
174
1963/64
295
189
1965/66
355
190
1966/67
409
188
1967/68
435
169
1968/69
455
156
1969/70
461
148
1970/71
448
150
1972/73
384
150
1974/75
339
156
1976/77
305
160
1978/79
280
152
1980/81
265
143
1984/85
249
126
1989/90
286
130
Здесь дано число евреев, обучавшихся в вузах и техникумах, на 1000 человек еврейской молодежи (20-29 лет) для каждого из указанных периодов. С одной стороны мы наблюдаем падение доли студентов среди евреев после 1970-го года.
Но остается вопрос: куда эти люди исчезли. Из приведенного графика видно, что далеко не все из них пошли в техникумы. Предположение об уходе на военную службу решает проблему только сроком на 3 года, после чего необходимость поиска объяснений в статистике опять возникает.
В. Константинов, с сайта которого взяты данные, предполагает, что: «Расчеты показывают, что из общего уменьшения числа еврейских студентов в 1970-х и начале 1980-х годов (примерно на 70 тысяч человек) только половина была связана с уменьшением еврейской молодежи (вследствие снижения рождаемости и эмиграции), а другая половина - с иными (очевидно, политическими) причинами».
Возникает вопрос о том, куда пропали 35 тысяч человек. Если они все не получили никакого образования кроме среднего, не уехали из страны и не умерли, то к переписи 1979 года они должны были осуществить некий вклад в структуру занятости еврейского населения, что отразилось бы в росте доле евреев без высшего образования, скорее всего, с низкой квалификацией.
35 тысяч это примерно 15% от численности евреев рабочих на 1979 год. Однако в статистике их отметить никак не удалось. С 1970 по 1979 численность рабочих-евреев всех квалификаций сократилась на 16%, неквалифицированных на 14%. Роста численности и доли работников с высшим образованием - продолжался в этот же период.
Позволю себе предположить, что причина «исчезновения» лежит все же в демографической плоскости, вернее в социально неравномерном сокращении еврейской молодежи в результате ассимиляции. Сознаю, что это объяснение может понравиться не всем, но другого дать пока не могу.
Основной канал ассимиляции - межнациональные браки, чье потомство чаще идентифицируется себя с окружающим этническим большинством (сын еврея и русской будет русским). Оно влияет и на «переписную численность» национальности, и на национальность по документам. По советскому закону человек из смешанной семьи выбирал в 16 лет для паспорта национальность одного из родителей. Доля межнациональных браков у советских евреев постоянно росла.
Смешанные браки всегда в большей мере характерны для образованных людей (и в случае
евреев, и в случае других
национальностей). К тому же еврейская молодежь 1970-х - дети, родившиеся в первой половине 1950-х годов, в период, когда на психологии многих советских евреев негативно повлияли «борьба с космополитами» и «дело врачей» сопровождавшееся абсурдными, но пугающими слухами о готовящейся депортации евреев в Сибирь. Родители-евреи из смешанных семей, поддерживавших установку на высшее образование, естественно, стремились «записать» детей русскими, чтобы упростить им будущей доступ в вуз, каковая имела шансы сохраниться и после совершеннолетия поколения.
«Вот тогда началось активное самоопределение евреев - во всяком случае, моего поколения. Некоторые старались найти формальные основания считаться русским или хотя бы детям записать русскую национальность. Другие - я знаю несколько таких случаев, - наоборот, записывались евреями из чувства протеста» вспоминала
Л. Богораз. Учитывая, общую тенденцию ассимиляции и в результате межэтнических браках и того, что 35 тысячам евреев просто больше некуда было деться - модно предположить, что первая названная Богораз точка зрения была наиболее распространенной.
Судя по ряду свидетельств, менее образованная или проживающая в малых городах часть еврейского населения дольше хранила этническую идентификацию. Но именно эти слои имели более слабую установку на высшее образование.
Б. Е. Винер
пишет об установках евреев из украинской глубинки: «…родился и вырос в еврейской семье в украинском городе Винница. Нашими соседями были в основном евреи и украинцы. Хотя отношения между соседями разных национальностей были очень теплыми, и они поощряли дружбу своих детей с детьми другой национальности, евреи имели негативные установки к заключению этнически смешанных браков. Они считали, что в смешанных семьях чаще случаются разводы. С целью предостеречь детей от вступления в смешанные браки им приводили примеры таких браков, окончившихся разводами. Говорили, что мужья-неевреи часто бьют своих жен. Но самым сильным аргументом против смешанных браков было то, что дети от таких браков не будут евреями, независимо от того, кто принадлежит к еврейскому народу - отец или мать. Кроме того, было распространено мнение, что люди смешанного происхождения очень часто имеют более сильные анти-еврейские установки, чем "чистые" украинцы или русские».
Судя по
воспоминаниям Й. Менделевича, школа рабочей молодежи, где он учился, имела очень «еврейский» состав учеников, как и его завод. Причем и рабочие, и ученики-евреи придерживались еврейских националистических взглядов (включая, сионистские).
Именно эта часть населения продолжала писаться евреями, а рабочие всех квалификаций в 1970-1979 гг. Составляли около ¼ еврейского населения.
Наконец, упомяну еще об одной чисто социальной причине, по которой доля евреев-студентов могла сократиться. В 1970-е комплекс кадровых мер власти привел к некоторому сокращению доли выходцев из «служащих» среди студентов вузов в пользу выходцев из «рабочих и крестьян». Подробнее об этом по
ссылке.
Разумеется, это не значит, что национальной дискриминации вовсе не было. Но судя по всему, во-первых, она чаще касалась узкого круга элитных вузов, во-вторых, как указывал
А. Воронель: «Начиная с 50-х годов, евреи сталкиваются с систематическими трудностями в получении высшего образования, которые воспринимают как проявление национальной дискриминации даже и тогда, когда они связаны, в действительности, с другими причинами».
Последняя цитата очень показательна сама по себе, так как, начиная с 1953/54 года до 1970-х, доля студентов среди еврейской молодежи непрерывно росла. Так что Воронель еще раз показывает, что молва может сильно предвосхищать и демонизировать реальные негативные процессы в обществе.