К 150-летию присоединения к России Приамурья и Приморья

May 27, 2008 20:23

150 лет назад, 28 мая 1858 года между Россией и Китаем был подписан Айгуньский договор. Согласно его положениям, к Российской империи отошло Северное Приамурье, кроме того, она получила право на пользование территорией Уссурийского края совместно с Китаем.

Айгуньский договор - второй договор в истории отношений России и Китая по кардинальному пересмотру границ между империями. Первый был подписан в Нерчинске в 1689 году. По нему Россия потеряла огромную территорию от Прибайкалья до Колымы, поскольку подписание договора происходило после проигрыша в войне, которую вели русские казаки и позже служилые люди против регулярной армии Китайской империи. Достаточно легко заняв Западную Сибирь, казаки встретились с мощной военной силой в Восточной Сибири в лице армии только что народившейся династии Цин. Эта малоизвестная война (знаменитым стал только один эпизод этой войны - оборона Албазина) шла 37 лет: с 1652 г. (поход Хабарова на Амур) до 1689 г. - подписания Нерчинского договора и мы ее проиграли.

Айгуньский договор подписывался в совершенно иных условиях: к XIX веку Цинская империя ослабла, а Российская укрепилась. Впрочем, официальные российские власти не собирались нарушать Нерчинский договор, а все события, закончившиеся присоединением к России Приамурья и Приморья, были частной инициативой двух людей: генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева и капитана Геннадия Невельского. По-существу, они оказались последними конкистадорами в истории человечества.

...Невельской с юности мечтал попасть на Дальний Восток. Он бредил географическими открытиями, а единственным "белым пятном" на карте мира в то время были Приамурье, Приморье и Сахалин (из-за ошибки Лаперуза он считался полуостровом). К своей цели Невельской шел достаточно долго - все его обращения с просьбой послать на Дальний Восток для исследования Приамурья, упирались в отказ с формулировкой: Амур принадлежит Китаю и делать там нечего. Но упорство капитана было вознаграждено. В 1848 году (Невельскому было уже 35 лет) в Петербурге он познакомился с генерал-губернатором Восточной Сибири Муравьевым, который обещал всяческую поддержку, а в 1849 году Невельского назначают командиром транспорта "Байкал", идущего с военым грузом (пушки и боеприпасы) на Камчатку.

Доставив груз в Петропавловск-Камчатский, Невельской, несмотря на то, что у него не было никаких полномочий, устремился к устью Амура. Акция была исключительно пиратской, поскольку ни Китай ни российское министерство иностранных дел, ни даже Морское минстерство не были уведомлены об этом. Тем не менее Невельской, игнорируя субординацию и международное право, совершил свои знаменитые открытия: доказал, что Сахалин является островом, а Амур имеет судоходное устье. С точки зрения истории - он герой, с точки зрения юридических норм - преступник, испортивший отношения с Китаем и поставивший Россию на грань войны. Как только в Петербурге узнали о "художествах" Невельского, министр иностранных дел, граф Нессельроде подал рапорт о разжаловании капитана в матросы и отдании его под суд.

Невельскому грозила каторга, но его спас Николай I. Воинственно настроенный император назвал поступок Невельского "благородным, молодецким и патриотическим" и произнес ставшие крылатыми слова: "Где флаг России был поднят, там он снят быть не может". Впрочем, Невельской не был лыком шит и сделал ход конем: в устье Амура он выставил военный пост и назвал его по имени царя Николаевским (ныне Николаевск-на-Амуре). В благодарность за услугу, оказанную государству и лично ему, император не только не наказал Невельского, а напротив, обласкал, повысил в звании и назначил начальником секретной Амурской экспедиции, начавшей разведывательные работы в Приамурье.

Губернатор Восточной Сибири Муравьев, как и обещал, всемерно поддержал Невельского. В 1853-1854 гг. он лично отправился на Амур для ознакомления с ситуацией. Надо отметить, что в это время китайские пограничные посты стояли на южном берегу Амура и не мешали русским хозяйничать в северном Приамурье. Удивительно, но Невельской, увидев богатешие земли, решил не ограничиваться Приамурьем и объявил притязания России на Уссурийский край (Приморье). Удивительно, потому что Уссурийский края был частью Маньчжурии и находился в пределах Китая. Но Невельской убедил Муравьева в том, что надо брать не только Приамурье, но и прилегающее Приморье, дабы обезопасить себя с юга от посягательств Англии и Франции. Это было разумно, поскольку оснований опасаться тех и других в то время у России было больше чем достаточно.

В 1854 г. Россия проиграла Крымскую войну против Англии и Франции, но даже не это главное. Дело в том, что Приморье для западного мира открыли французы. В 1778 году Лаперуз первым из европейцев высадился на здешних берегах и гавань, где это произошло, назвал по имени своего друга маркиза де Тернея - залив Терней. Залив до сих пор носит это название. В 1849 году французский китобойный корабль впервые прибыл в бухту Хай-Шен-Вей (будущая Золотой Рог) и французы впервые сообщили о ней в Европе, а в 1856-57 г. английские моряки с крейсеров "Винчестер" и "Барркуда" впервые нанесли эти берега на карту и китайскую бухту Хай-Шен-Вей переименовали в порт Мэй. Так что опасаться вторжения англичан и французов в Уссурийский край у Муравьева были большие основания, и, как позже выяснилось, англичане действительно планировали основать в порте Мэй новую колонию, которую условно называли "Северный Гонконг".

В этих условиях, губернатор Восточной Сибири стал добиваться у российского правительства полномочий на проведение переговоров с Китаем по пограничному разграничени, но ему поначалу было не до этого. Россия была занята Крымской войной, да и никто не хотел дразнить гусей, но затем к доводам Муравьева прислушались. После проигрыша в Крыму появилась возможность утереть нос Англии и Франции на Дальнем Востоке, причем второй раз. Первым был разгром англо-французского десанта, который союзники попытались высадить в Петропавловске-Камчатском в августе 1854 года. Несмотря на двойной численный перевес, соединенная англо-французская эскадра потерпела позорное поражение, потеряв убитыми около 350 человек (наши потери 37 чел).

Промах англичан был в том, что они отложили устройство "Северного Гонконга" на неопределенное время, до окончательного усмирения Китая. В 1856 г. Англия начинает войну против Цинской империи 2-ю опиумную войну. Причиной первой (1840-1842) и второй опиумных войн являлось следующие события. Англия ввозила в Поднебесную дешовый опиум, который специально для этого производила в Индии, получая от продажи его китайцым огромные барыши. В один прекрасный день китайский император обнаружил, что его великая нация элементарно скуривается и он запретил ввоз опиума. Тогда Англия начала войну. Во 2-й опиумной войне к анличанам присоединились французы. И те и другие хотели получить преференции в торговле с Китаем, а возможно, и территориальные уступки. Например, англичане собирались создать "Северный Гонконг" в Уссурийском крае. а дя этого необходимо было победить в войне.

В 1858 году англо-французские войска подошли к столице Китая и стало ясно, что Китай 2-ю опиумную войну проиграл. В этот самый момент Муравьев получил полномочия на переговоры по Амурскому вопросу и добился от китайской с тороны их проведения с губернатором провинции Хэйлунцзян. Переговоры начались 23 мая 1858 года в китайском г. Айгунь (ныне Хэйхэ) на Амуре. Главой российской делегации был генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев, китайской - губернатор провинции Хэйлунцзян И Шань (для справки: Хэйлунцзян - китайское название р.Амур, дословно - Река Черного Дракона).

Переговоры шли трудно. Китайская сторона упорствовала и пыталась отодвинуть границу севернее Амура. Доводы Муравьева: если не взять под контроль Амур и его устье, то в ближайшее время его займут другие иностранные государства (английские и французские корабли все активнее проникали в это время к Приморью). Вопрос об Уссурийском крае китайская сторона вообще отказалась обсуждать, доказывая, что Уссурийский край - часть Маньчжурии, а Маньчжурия - родина китайского императора. Переговоры зашли в тупик.

В этой ситуации, потерявший терпение Муравьев пошел на демарш: он объявил, что если договоренность не достигнута, то России придется решать вопрос военными методами. Пригрозив скорым началом военных действий, он покинул лагерь для переговоров. Решительность Муравьева произвела впечатление на китайцев - на следующий день в его ставку прибыли гонцы И Шаня, который просил губернатора вернуться вернуться и заключить договор. Действия китайской стороны понятны - Китай не мог себе позволить роскоши воевать на два фронта (напомним, в это время идет 2-я опиумная война и Китай терпит в ней поражение).

28 мая Айгуньский договор был подписан. Согласно его положениям, России отходил весь северный берег Амура, за исключением китайских поселений, которые уже стояли на этом берегу. В отношении Уссурийского края был достигнут компромисс: он объявлялся в совместном владении России и Китая, получив статус кондоминиума.

Справедливостои ради следует сказать, что Муравьев нарушил заключенный договор. Несмотря на то, что Уссурийский край стороны договорились не занимать, используя исключительно в экономических целях, губернатор в том же 1858 году направил казаков на р. Уссури и выставил русский пост в заливах Ольга и Владимир. Он очень боялся, что англичане или французы захватят порты на побережье края и будут конкурировать с нами в Приамурье. Для этого были все основания: французы первыми из европейцев побывали в Приморье, а англичане первыми нанесли на карту залив Петра Великого и будущую бухту Золотой Рог, которой дали название Порт Мэй. В 1859 году Муравьев лично прибыл на побережье Уссурийского края и приказал занять самую южную точку - Посьет. Он также осмотрел бухты на юге края, дабы выбрать самую удобную гавань для основания главного русского поста. Ему понравились две бухты: Хай-Шен-Вей и Су-чан-шайна. Муравьев остановил свой выбор на первой и переименовал ее во Владивосток. Второй он дал название Находка, поскольку русские сначала не заметили ее в густом тумане.

P.S. Следует добавить, что Айгуньский договор так и не был ратифицирован Китаем, а И Шань "за своеволие" был наказан и снят с поста губернатора. Почему же следует отмечать эту дату? Дело в том, что Айгуньский договор явился отправной точкой для следующих переговоров в Пекине, которые вел посол России в Китае граф Игнатьев. В ноябре 1860 года, отталкиваясь от предыдущих договоренностей, он с успехом закончил дело, начатое Муравьевым - окончательно закрепил за Россией Приамурье, а главное - Уссурийский (Приморский) край. Впрочем, деваться китайцам было некуда - фактически он уже был захвачен русскими войсками.

19 век, Китай, Россия

Previous post Next post
Up