"О скелетах в шкафу" (память о травматическом прошлом)

Feb 18, 2008 09:43

Буду очень признателен участникам сообщества за личное мнение по теме... Давайте сделаю маленькое введение, прежде чем обозначить ее:
  • Полный цикл исторического исследования, помимо описания проблемы, формулировки гипотез и т.д. предполагает публикацию и социализацию результатов работы. То есть - исторические знания так или иначе включены в прагматику "текущего момента", предназначены для трансляции, хранения, интерпретации... Через труд профессионального историка или группы (лаборатории и т.д.) потерянные, скрытые, секретные, ложные знания о прошлом перепроверяются, расследуются, раскрываются и становятся фактами коллективной (национальной, всемирно-исторической и др.) памяти, влияют на повседневное поведение людей, на процесс принятия политических решений... Часто эту связь трудно проследить: историк как бы слагает с себя ответственность за "циркуляцию знания", считая, что после публикации созданный им текст (отчет, книга, выставка, музейная экспозиция и др.) ведет самостоятельную, независимую от воли автора жизнь;
  • Социализация исторического знания протекает в тысячах разных форм - на нее работает индустрия "туризма в прошлое" (посещение музеев, чтение исторических романов или науч-попа, просмотр документальных фильмов или кино в "декорациях эпохи"), коллекционирование исторических артефактов, уроки истории в школе, университетские лекции, мемориальные ритуалы и юбилеи... Память дилетанта, семейная память (предания), память просвещенного знатока или историка, безусловно, сильно отличаются. Однако есть то, что является "фоновым знанием" всех членов общества (традиция, менталитет и проч.);
  • Есть случаи, когда историческое знание входит в противоречие с желанием помнить, когда историк оказывается в ситуации принципиального отказа или проблем с социализацией его труда. Это происходит, когда предметом исследования становятся события, о которых общество предпочитает не знать ("травматическое прошлое"), относительно которых есть запрос на конъюнктурную ре-интерпретацию (по политическим, идеологическим или каким-либо другим мотивам), забвение, вытеснение на периферию общественного внимания и др. Желание забыть - столь же влиятельный фактор, что и желание помнить.
Теперь - к сути. Обратите внимание: за последние несколько лет резко возросло количество символических жестов, смысл которых - в признании, в выражении чувства коллективной вины, покаянии, восстановлении справедливости...
Приведу несколько примеров (выборка произвольная):

Список примеров при желании можно сильно пополнить. Их так много, что мы вправе говорить каком-то глобальном тренде.
Трудно подобрать какое-то ёмкое определение, чтобы его обозначить. "Умолчания", "фальсификации", "намеренное забвение" истории становится таким же предметом исторической науки, как и "история фактов" в духе Леопольда фон Ранке.
Прошлое выходит из отведенных под него "резерваций" (кабинетов, лабораторий, архивов, музеев), выплескиваясь в поле актуальной политики, становясь объектом судебных разбирательств, экономических претензий (я намеренно дал один пример с реституцией собственности) и др.

Вопросы участникам сообщества:
  • Какие события российской истории Вы бы отнесли к разряду национальных травм, воспоминание и публичная рефлексия о которых затруднена из-за "мучительности памяти"?
  • Какие эпизоды российской истории наиболее "пострадали" из-за политики забвения, вытеснения, укрывательства и т.д.?
  • Каковы шансы на то, что в ближайшее время табу или ограничения на изучение этих событий будут преодолены?
  • В какой степени "разминировано" (лишено реактивной психотической силы, рационализировано, конвенционально) наше национальное прошлое?
  • Какие символические действия (вроде тех, что упомянуты в примерах), как Вам кажется, было бы неплохо совершить правительству РФ, академическому собществу, лидерам религизных конфессий, общественным организациям, обществу в целом?
P.S. Друзья, пожалуйста, только не воспринимайте это как соц.опрос. Эта тема важна и интересна для меня лично.

На почитать/подумать/"для ассоциаций":
Бруно Гроппо "Как быть с "темным" историческим прошлым".
Андрей Бабий (красноярский "Мемориал") "Оправдание палачей порождает новых"
Previous post Next post
Up