Буду очень признателен участникам сообщества за личное мнение по теме... Давайте сделаю маленькое введение, прежде чем обозначить ее:
- Полный цикл исторического исследования, помимо описания проблемы, формулировки гипотез и т.д. предполагает публикацию и социализацию результатов работы. То есть - исторические знания так или иначе включены в прагматику "текущего момента", предназначены для трансляции, хранения, интерпретации... Через труд профессионального историка или группы (лаборатории и т.д.) потерянные, скрытые, секретные, ложные знания о прошлом перепроверяются, расследуются, раскрываются и становятся фактами коллективной (национальной, всемирно-исторической и др.) памяти, влияют на повседневное поведение людей, на процесс принятия политических решений... Часто эту связь трудно проследить: историк как бы слагает с себя ответственность за "циркуляцию знания", считая, что после публикации созданный им текст (отчет, книга, выставка, музейная экспозиция и др.) ведет самостоятельную, независимую от воли автора жизнь;
- Социализация исторического знания протекает в тысячах разных форм - на нее работает индустрия "туризма в прошлое" (посещение музеев, чтение исторических романов или науч-попа, просмотр документальных фильмов или кино в "декорациях эпохи"), коллекционирование исторических артефактов, уроки истории в школе, университетские лекции, мемориальные ритуалы и юбилеи... Память дилетанта, семейная память (предания), память просвещенного знатока или историка, безусловно, сильно отличаются. Однако есть то, что является "фоновым знанием" всех членов общества (традиция, менталитет и проч.);
- Есть случаи, когда историческое знание входит в противоречие с желанием помнить, когда историк оказывается в ситуации принципиального отказа или проблем с социализацией его труда. Это происходит, когда предметом исследования становятся события, о которых общество предпочитает не знать ("травматическое прошлое"), относительно которых есть запрос на конъюнктурную ре-интерпретацию (по политическим, идеологическим или каким-либо другим мотивам), забвение, вытеснение на периферию общественного внимания и др. Желание забыть - столь же влиятельный фактор, что и желание помнить.
Теперь - к сути. Обратите внимание: за последние несколько лет резко возросло количество символических жестов, смысл которых - в признании, в выражении чувства коллективной вины, покаянии, восстановлении справедливости...
Приведу несколько примеров (выборка произвольная):
- 13 февраля 2008 - премьер-министр Австралии Кевин Родд, выступая в Парламенте, принес официальные извинения Украденным Поколениям (The Stolen Generation) (австралийским аборигенам, которых насильно забирали у родителей, сдавали на усыновление белым или в детские дома);
- "31 октября 2007 года. Парламент Испании принял закон об исторической памяти. Речь в нем идет о жертвах франкистской диктатуры и наследии тоталитарного режима. Цель закона, как заявила заместитель испанского премьера Мария Тереса Фернандес де ла Вега, - «достойно закрыть трагическую страницу истории, каковой явились гражданская война в Испании конца тридцатых годов и последующая диктатура». В соответствии с законом, лицам, пострадавшим от диктатуры, будут выплачены компенсации. Из общественных мест будет убрана символика диктаторского режима - изображение ярма и стрел. Сохраниться символика сможет лишь на частных строениях, а также зданиях, принадлежащих церкви". "Испанским партиям и профсоюзам по решению испанского парламента вернут имущество, конфискованное диктатурой Франко" (смерть генерала - 1975 год).
- 10 ноября 2007 - в Аргентине завершился громкий судебный процесс. Впервые в истории страны виновным в преступлениях против человечества признан священник. Во времена военной диктатуры он, нарушая тайну исповеди, сообщал полиции информацию о противниках хунты;
- "Американский штат Нью-Джерси стал первым из северных штатов, официально извинившимся за рабство, сообщает Associated Press. По информации агентства, в понедельник 7 января Сенат и Ассамблея Нью-Джерси подавляющим большинством голосов утвердили резолюцию, которая выражает "глубокое сожаление" в связи с ролью, которую сыграл штат в эксплуатации чернокожих рабов. Принятая резолюция не требует подписи губернатора штата. Как сообщает CNN, Нью-Джерси был одним из штатов, где труд рабов использовался наиболее широко: их число достигало 12 тысяч человек. Кроме того, Нью-Джерси был последним из северных штатов, официально отменившим у себя рабство. Стоит отметить, что в 2007 году официальные извинения за рабство принесли также законодательные органы Алабамы, Мэриленда, Северной Каролины и Вирджинии"
- "Петиция с требованием реабилитировать 4 тысячи ведьм и колдунов, сожженных в Средние века в Шотландии, поступила в парламент этой части Соединенного королевства. Ожидается, что в ближайшие недели парламентарии закроют эту печальную страницу шотландской истории, передает ИТАР-ТАСС. Инициатором пересмотра всех дел обвиненных в колдовстве выступила общественная организация "Расследование при полнолунии". По имеющимся данным, с XVI по XVIII век в Шотландии были казнены около 4 тысяч человек, признанных ведьмами и колдунами. Пик "охоты на ведьм" достиг в Великобритании в XVII веке. А последняя "ведьма" - Дженет Хорн была сожжена в Шотландии в 1722 году".
Список примеров при желании можно сильно пополнить. Их так много, что мы вправе говорить каком-то глобальном тренде.
Трудно подобрать какое-то ёмкое определение, чтобы его обозначить. "Умолчания", "фальсификации", "намеренное забвение" истории становится таким же предметом исторической науки, как и "история фактов" в духе Леопольда фон Ранке.
Прошлое выходит из отведенных под него "резерваций" (кабинетов, лабораторий, архивов, музеев), выплескиваясь в поле актуальной политики, становясь объектом судебных разбирательств, экономических претензий (я намеренно дал один пример с реституцией собственности) и др.
Вопросы участникам сообщества:
- Какие события российской истории Вы бы отнесли к разряду национальных травм, воспоминание и публичная рефлексия о которых затруднена из-за "мучительности памяти"?
- Какие эпизоды российской истории наиболее "пострадали" из-за политики забвения, вытеснения, укрывательства и т.д.?
- Каковы шансы на то, что в ближайшее время табу или ограничения на изучение этих событий будут преодолены?
- В какой степени "разминировано" (лишено реактивной психотической силы, рационализировано, конвенционально) наше национальное прошлое?
- Какие символические действия (вроде тех, что упомянуты в примерах), как Вам кажется, было бы неплохо совершить правительству РФ, академическому собществу, лидерам религизных конфессий, общественным организациям, обществу в целом?
P.S. Друзья, пожалуйста, только не воспринимайте это как соц.опрос. Эта тема важна и интересна для меня лично.
На почитать/подумать/"для ассоциаций":
Бруно Гроппо "
Как быть с "темным" историческим прошлым".
Андрей Бабий (красноярский "Мемориал") "
Оправдание палачей порождает новых"