Итоги дисскуссии и "мой" памятник
В результате оживлённой дискуссии по данному вопросу
http://community.livejournal.com/ru_history/1184421.html можно сделать определённый вывод. С моей точки зрения этот вывод наиболее точно сформулировал уважаемый yepish:
<< До ХХ века памятники павшим (во всей Европе, не только в России!) ставились на поле боя (многочисленные примеры памятников морякам - из той же серии, из-за невозможности поставить на месте гибели - ставили на берегу). В городах же - скульптурные памятники победам и героям (пусть погибшим, но памятник именно подвигу) - для возвеличивания государства (нации, если угодно). А для поминовения павших не нужен никакой (скульптурный) монумент - для этого храмы и часовни.>>
До революции большинство важнейших сражений разворачивались вне крупных населённых пунктов, буквально - на ПОЛЕ боя. Поэтому памятников павшим в сухопутных сражениях, памятников посреди городов "открытых для всех" (т.е. современного типа) не так уж много. Примером такого памятника может служить монумент погибшим на Малаховом кургане в Севастополе, как указал уважаемый reineke.
Памятник, который "раскопал" я, это - монумент в Варшаве на Саксонской площади - памятник польским старшим офицерам и генералам, погибшим в начале Польского восстания 1830-31 годов. Они были хладнокровно убиты любителями "нашей и вашей свободы" за отказ присоединиться к выступлению против России.
Самым известным среди погибших был генерал Мауриций Гауке, который участвовал во всех войнах против России с 1792 года. Вместе с французами он дошёл до Москвы и оборонял крепость Замостье - последний оплот польского сопротивления - вплоть до конца ноября 1813, когда передовые полки русской армии уже подходили к границам Франции.
Кстати, в Варшаве не была поставлена традиционная в Российской империи для таких случаев часовня скорее всего потому, что погибшие в основном были людьми неправославными.
Варшавский памятник был сооружён во время царствования Николая I и представлял из себя колоннаду с восемью львами у основания. Об этом памятнике говорится во многих туристических путеводителях по Варшаве (например, здесь
http://www.polsha.ru/warszawa.html). Однако из них непонятно, сохранился он до настоящего аремени или нет. Скорее всего не сохранился, ибо всё русское в после-версальской и современной Польше предаётся анафеме...