Ну и я скажу...

Mar 16, 2008 22:53


Часть первая, обобщающая.

Перефразируя старый анекдот: в вопросе о том, что есть литература, на каждых двух литераторов или примкнувшись найдется не менее трех мнений.

Почитала я с интересом сказанное в недавнем, удаленным автором посте все на эту же тему, и задумалась.  Засилье серого - это, конечно, кошмар, но только вот лучше ли засилие, скажем, красного?  И ведь не скажешь, что не яркая краска... Впрочем, я совсем не о том.  И даже не о том, что в погоне за яркостью можно и о содержании подзабыть.

У меня, как вы догадались, тоже есть мнение о литературе.

Литература - это когда автор пишет правду.  Остальное - от лукавого.

Да поймут меня правильно и да не перепутают правду с реализмом, социалистическим или любым другим.

Правда - это не картинка с натуры, по крайней мере - необязательно картинка с натуры.  Это когда мир создается честно, а не так, как нужно автору для донесения до читателя его личных убеждений либо благополучного завершения сюжета.  Честно.  Без фальши.  Если я, читая, вижу: «ага, вот тут вот никакой причины не было у героев поступать так, как он поступил» или же «так, а вот этот элемент общества совершенно не вяжется с элементарной логикой» - автор сфальшивил.  От неумения ли, ради великой ли цели, но сфальшивил.  И читатель это нередко видит, даже в тех случаях, когда не может осознать и ткнуть пальцем.  Иногда эта фальшь видна за версту, как маяк; иногда она проявляется более тонко, одной интонацией автора, двумя-тремя жестами героя.  Потому мы и не любим пафос и смеемся над ним жестоко, что не верим в чувства, которые выражают выспренными, шаблонными словами.  Фальшь.

В бывшем Советском Союзе не любили Киплинга, «певца империализма», и печатали из всего его наследия исключительно детские сказки.  Впервые раскрыв его книгу уже в девяностые годы, я принялась с интересом ждать, что же такого запретного скажет этот автор.

А ничего.  Нет, сказать-то он пытался!  Он ведь искренне верил в высокое право англичан властвовать в Индии!  Да и в превосходство белой расы, пожалуй, тоже, одно только «Бремя белого человека» чего стоит.  И в рассказах своих он, похоже, искренне надеялся донести эти мысли до читателя.  Ан нет!  Вовсе не выходит по его рассказам, что британское правление - лучшее, что только могло произойти с Индией.  Вовсе не получаются индийцы отсталыми варварами, а англичане - просвященными благодетелями.

Почему?  Да потому что Киплинг был писателем.  Настоящим.  Который пишет правду, по крайней мере так, как он её видит.  И солгать, исказить, заставить своих героев фальшивить словом или делом он не смог.  И даже просто опустить кое-какие детали портрета, солгать умолчанием - тоже не мог.

Вернемся на два абзаца выше.  К «от неумения ли, ради великой ли цели.»

Когда фальшь от неумения - это видно сразу, как правило, невооруженным глазом.  Все шаблоны, симфонические оркестры в кустах, боги, толпами лезущие из машин, стремительные домкраты и прочее.  Иногда за этим прослеживается некая идея, которую автор тщится выразить, иногда и того нет.  Это не лечится в конкретном произведении, но может быть излечимо у автора, если, конечно, он сам сумеет признать наличие болезни и предпринять попытки лечиться.  В ряде случаев излечивается элементарным жизненным опытом... хоть каким-нибудь, лишь бы после шестнадцати... но я снова отвлекаюсь.

А вот когда ради цели - это совсем паршиво.  В ряде случаев непростительно.  Вплоть до не подавания руки автору.  Ибо с умного и умеющего, как известно, выше спрос.

Часть вторая, переходящая от общих слов к конкретным примерам.

Рассказ «Кучум» я отношу именно ко второй категории.

Его автор создал мир однобокий, нереальный.  В реальной жизни нет только плохих и только хороших рас.  Я это утверждаю, как человек, на протяжении пятнадцати лет плотно общающийся с различными представителями различных рас и культур.  В реальной жизни есть люди порядочные и есть сволочи, они есть в примерно равных процентах в любой расе или нации.  Автор, изображающий всех до одного представителей фантастической расы как сугубо плохих, трусливых и подлых и лживых и неимеющих никаких положительных черт - такой автор фальшивит.  Автор, изображающий таким образом всех до одного представителей реально существующей расы - фальшивит вдвойне.

Автор, рисующий общество с массой логических натяжек и упущений - фальшивит.  Автор, у которого натяжки и упущения обусловлены тем и только тем, что они необходимы для навязывания читателю авторской позиции - фальшивит вдвойне.

Кто-то спрашивал, что такого расистского углядели в этом рассказе?  Расизм - это не когда негра называют негром, что, к слову, в русском языке совсем не то, что в английском.  Расизм - это не когда в фильме чернокожий герой - отрицательный, а белокожий - положительный.  Расизм - это когда все отрицательные герои во всех фильмах - только чернокожие, а все положительные в них же - только белокурые арийцы.  Или наоборот.

Рассказ «Кучум» - расистский, какие бы иллюзии не питал автор или читатель.

Мало того - этот рассказ насквозь фальшивый.  Автор не сумел донести свои мысли или идеи честным образом (к слову сказать, мне встречались рассказы, в которых это удавалось) и построил рассказ на лжи.  Даже «2053», при всех его технических недостатках, элементарно честнее.  В нем тоже немало фальшивых нот, но они скорее относятся к первой категории, к неумению.  Автор «2053» честно пытался создать мир-антиутопию, как он его видит, и придумал героев и сюжет только для того, чтобы показать нам этот мир.  С его миром можно соглашаться или не соглашаться, но, по крайней мере, здесь возможен диалог.  Автор «Кучума» придумал героев и сюжет, чтобы показать нам свое видение политической ситуации и (или?) свое мнение насчет конкретно существующей расы, после чего обернул вокруг этих героев разваливающийся на куски мир.  Он лжец.  И то, что он обладает некоторым литературным мастерством, является в данном случае отягчающим обстоятельством.

Вот, собственно, и все, что я хотела сказать.

UPD.  Поскольку одна и та же тема всплывает в целом ряде комментариев, решила внести в основной пост некоторое уточнение.
Да, заботиться о своей семье нужно прежде, чем заботиться о других.  Это правильно, ибо тот, кто в первую очередь заботится о других, поступает неэтично, возлагая отвественность за свою семью на окружающих.  Если после заботы о своих остался ресурс - тогда можно и другим помочь.
Да, если мне соседи гадят под дверью, я сочту себя в праве вызвать милицию.  Если толку от милиции нет, сочту себя в том же праве предпринять необходимые действия самой, вплоть до набить соседу морду или кого-то нанять с той же целью.  Если действия соседа угрожают моей жизни, я сочту себя вправе принять еще более жесткие меры.
При этом я вовсе не сочту себя вправе заявить, что, поскольку мой сосед - зеленоглазый брюнет, то теперь всех зеленоглазых брюнетов нужно выселить из дома.  Если кто-то подаст мне эту идею, я попрошу у него список людей, которых предполагается выселять, и буду обдумывать каждую кандидатуру отдельно.   Я тем более не сочту себя вправе собирать крестовый поход против всех зеленоглазых брюнетов города.   И в любом случае я не сочту себя вправе считать себя и свою семью лучше и выше зеленоглазых брюнетов вообще.
Я никогда не имела претензий к рассказам с мыслью "У каждого народа своя правда, но моя мне дороже и ближе."  Я также могу в чем-то понять мысль "Я не обязан делиться тем, что заработал сам тяжелым трудом" или "Я не отвечаю за грехи моих предков и я никаким дармоедам ничем не обязан."  У меня вызывают неприятие рассказы с мыслью "Мы правы, потому что это мы, а чтобы это было яснее, давайте остальных опустим ниже плинтуса.  Это даст мне моральное право их уничтожить."  Все по той же причине.  Первые две мысли - возможно, неприятны, но честны.  Третья - лицемерна.
Previous post Next post
Up