...

Mar 18, 2008 08:14

Приветствую всех обитателей уютного руфутбольного тупичка. Поздравляю с началом нового сезона. Вскоре нас ждет ставшее классикой состязание онолитегов.
Я же хочу внести небольшое разнообразие и представить вашему вниманию трэш-онолитегу.

Начну издалека:
Год 1992 стал переломным в системе мировых трансферов. Некогда сам Марадона был куплен «Наполи» всего за £5 млн. Эту планку в конце 80-х превысили покупки Гуллита и Роберто Баджо. Но в 1992 два суперклуба - «Ювентус» и «Милан» устроили настоящую финансовую войну, за которой следила пресса всего мира. За два месяца трижды менялся мировой рекорд стоимости игрока. «Милан» за £10 млн. приобретает Папена, «Ювентус» за £12 млн. - Виалли. Но главным предметом спора стал 23-х летний вингер «Торино» Джанлуиджи Лентини (Gianluigi Lentini). Он практически подписал контракт с «Ювентусом». И тут в борьбу за талантливого игрока включился «Милан». Цена за Лентини взлетела до заоблачных по тем временам пределов. Этот «аукцион» вызвал мощнейшую дискуссию в мировой прессе. Был подключен даже Ватикан. Стоит ли платить такие деньги за одного, пусть и талантливого игрока? На сумме £13 миллионов «Ювентус» сдался.
Кстати трансферный рекорд был побит лишь четыре (!) года спустя при переходе Алана Ширера в «Ньюкасл».

Лентини полностью оправдал все вложения. Он стал мотором команды, выигравшей скудетто. Пресса пела диферамбы Лентини: «Наконец суперклуб пополнился талантливейшим итальянцем, и он сможет раскрыть свой талант во всей красе». Рисовались радужные перспективы и для «скуадра азурры».


Сказка закончилась 3 августа 1993 года.

На трассе Пьяченца-Турин Джанлуиджи Лентини не справился с управлением своего «Porsche-turbo». Машина не вписалась в поворот и, несколько раз перевернувшись, свалилась в кювет, где загорелась. Футболист чудом остался жив, но получил серьезнейшие травмы: сильные ожоги, множество переломов, в том числе и перелом основания черепа.К счастью, Лентини остался жив. Игрок несколько дней провел в коме, прошел огромное число восстановительных операций. Даже вернулся в футбол. Но на прежний уровень больше не вышел. Так на взлете был буквально «подбит» самый талантливый итальянский игрок начала 90-х.

Этот случай открывает десятку самых известных «футбольных» автокатастроф.

В 1968 на шоссе под Коломной в страшную аварию попал Валерий Воронин. По данным судмедэкспертизы Воронин был трезв, но задремал за рулем. «Волга» выехала на встречную полосу и столкнулась с самосвалом. Вместе с сиденьем Воронина выкинуло через заднюю дверь. Стойка руля вонзилась в потолок. Машина - всмятку. Если бы сиденье не было плохо закреплено, Валерия бы просто расплющило.

Воронин выжил, но былой формы так и не набрал. К моменту аварии он дважды получал награду лучшего футболиста СССР. Призер чемпионатов мира и Европы. Лидер московского «Торпедо» и национальной сборной. Сам Адольф Дасслер, основатель империи «Adidas», тонкий знаток футбола, называл Воронина лучшим полузащитником мира. Он был готов заплатить любые деньги за переход Воронина в «Баварию». Но, в советские времена это было невозможно.


Валерий Воронин (17.07.1939-22.05.1984)

30 июня 1971 года в автокатастрофе погиб лидер сборной Болгарии Георги Аспарухов. За талантливым форвардом охотились ведущие европейские клубы. В 1965 году Аспарухов был назван лучшим спортсменом Болгарии. Он был лидером сборной, регулярно втаскивая её в финальную стадию чемпионов мира. Выступал за «Левски-Спартак». Чтобы у Аспарухова не возникали вопросы о смене клуба, ему не отказывали ни в чем. Одной из слабостей игрока была спортивная «Alfa Romeo Giulia GT» с номерным знаком СА 9999, известным каждому болгарскому болельщику. В аварии погибли Аспарухов и Никола Котков, также игрок сборной Болгарии. По свидетельству очевидцев они пытались разогнать гоночный автомобиль на шоссе до максимальной скорости. Подвел рельеф малознакомой трассы. После спуска с горы было сужение дороги, заканчивающееся мостом. Набранная скорость была слишком высока. «Альфа-Ромео» врезался в идущий впереди «ЗИЛ» и сгорел.



Георги Аспарухов (04.05.1943 - 30.06.1971)

После чемпионата мира 1978 года многие польские футболисты получили разрешение выступать за иностранные клубы. Покинул страну и Казимеж Дейна. Он стал всемирно известен после мундиаля 1974 года. Поляки тогда сенсационно заняли третье место, а душой команды был Дейна, по прозвищу «Kaká».

Плэймейкер и исполнитель стандартов сборной перешел в «Манчестер Сити». Затем Дейна сменил несколько клубов. Снялся в фильме «Побег к победе» вместе с Сильвестром Сталлоне, Майклом Кейном, Пеле, Осси Ардилесом и другими звездами кино и футбола. Погиб в Калифорнии 1 сентября 1989 года. В тот период Дейна играл за «Сан Диего Легендз».
В 1994 году родственникам Дейна была вручена награда «Лучшему футболисту Польши всех времен». В клубе «Легия» за ним навечно закреплен №10.



Kazimierz Deyna (23.11.1947-1.09.1989)

Виталий Дараселия был одним из лучших в составе великолепного тбилисского «Динамо» начала 80-х. Именно Дараселия забил решающий гол в ворота «Карл Цейсс» в финале Кубка Кубков. Оставалось три минуты до конца основного времени, когда Виталий, разбросав финтами в разные стороны двух защитников, уложил мяч точно в угол.

В 1982 году он выступил на чемпионате мира, и казалось, что в 25 лет Дараселия еще не достиг своего пика. Увы, дорогу преградил крутой горный перевал. Никто не знает, как случилось это несчастье, да и точное место катастрофы сумели определить лишь через несколько дней, когда поисковая группа нашла остатки разбитой машины и безжизненное тело.



Виталий Дараселия (9.10.1957-13.12.1982)

Год 1990 подарил надежду советскому футболу. В финале молодежного чемпионата Европы были разгромлены югославы. В составе проигравших будущие мировые звезды: Бобан, Просинечки, Шукер, Ярни… Вратарем советской молодежки был вратарь ЦСКА Михаил Еремин.

За национальную сборную успел провести два матча. Против Румынии (1:2) и Израиля (3:0). Свой лучший матч он провел 23.06.1991 года. В тот день ЦСКА одержал победу над московским «Торпедо» в финале Кубка СССР. На следующий день у автомобиля, в котором находился Еремин, на большой скорости лопнула шина. Машину вынесло на встречную полосу, прямо под «Икарус». Спустя несколько дней, вратарь ЦСКА и сборной СССР скончался от полученных травм.



Михаил Еремин (17.06.1968-30.06.1991).

Либеро. Самое непредсказуемое игровое амплуа. Существует четыре эталонных либеро, отличавшихся разным стилем игры. Беккенбауэр, Барези, Пассарелла и Гаэтано Ширеа. Утонченная, рациональная, корректная манера игры Гаэтано Ширеа неповторима. Чемпион мира. Обладатель семи скудетто. Капитан «Скуадра азурра» и «Ювентуса».
К моменту окончания карьеры он завоевал все существующие европейские клубные награды, причем лишь одну как простой игрок, остальные как капитан. Подобных ему в истории больше нет. Повесил бутсы на гвоздь в 34 года. Работал в тренерском штабе «Ювентуса». Планировал начать самостоятельную тренерскую карьеру.

Трагедия произошла 3 сентября 1989 года. Ширеа поехал посмотреть игру будущего соперника в кубке УЕФА «Гурника». Машина ехала по ремонтировавшемуся шоссе, когда на одном из аварийных участков столкнулась с грузовиком. Удар был не на большой скорости, и трагедии можно было избежать, но грузовик, на котором было 4 бочки с горючим, взорвался. Находившиеся в машине водитель Генрик Паяк, переводчица Барбара Янушкевич и Гаэтано Ширеа погибли. Выжил лишь президент «Гурника» Анжей Идебски, поведший долгое время в больнице.



Gaetano Scirea (25.05.1953-3.09.1989)

В 1977 году главной сенсацией чемпионата Испании стал «Бургос». Клуб ворвался в высший дивизион и показал великолепную игру. Лидером команды был форвард Хуанито, который по окончанию сезона получил награду лучшего футболиста Испании. На следующий год он перешел в мадридский «Реал» с которым стал пятикратным чемпионом страны и двукратным победителем кубка УЕФА. Начал тренерскую карьеру. Считался перспективным специалистом. Погиб в автокатастрофе в 37 лет. Хуанито возвращался из столицы, с матча Кубка УЕФА «Реал» - «Торино». Он ездил поддержать бывших одноклубников. В тот момент Хуанито был главным тренером клуба «Мерида».

Juanito (Juan Gómez González) (10.10.1954-02.04.1992).

Два года назад в автокатастрофе погиб Евгений Кучеревский. Его «Мерседес» столкнулся с «КАМАЗом». Спустя несколько часов тренер скончался в больнице. Евгений Мефодьевич стал известен после работы с днепропетровским «Днепром», принесшей титул чемпиона СССР 1988 года и два вице-чемпионства. Возглавлял молодежную и олимпийскую сборную России, многие известные клубы.



Евгений Кучеревский (6.08.1941-26.08.2006).

Автокатастрофы унесли жизнь и известных футбольных деятелей.

3 марта 1959 года на шоссе в Бургундии погиб президент Федерации Футбола Франции Поль Николя. (Paul Nicolas, 04.11.1899-3.03.1959).
В 20-е годы Николя был одним из лучших форвардов страны. Выступал за сборную на трех Олимпийских турнирах.
В 1949 году футбол послевоенной Франции находился в глубоком упадке, ведущие игроки выступали в других странах, преимущественно в Испании. Многие и вовсе забросили футбол, зарабатывая деньги на свое существование. Николя был избран руководителем национального футбола и всего за два-три года в корне изменил ситуацию. Он перевел французский футбол на профессиональный уровень. При Николя сборная добилась первых наград в истории - третье место на чемпионате мира 1958 года.

Артемио Франки. (Artemio Franchi, 8.01.1922-12.08.1983) Один из известнейших функционеров в истории мирового футбола. С 1966 по 1980 годы (с двухлетним перерывом) он возглавлял Федерацию Футбола Италии. А с 1972 года и до самой смерти был Президентом УЕФА. Погиб в катастрофе под Сиеной в 1983 году.

Его именем был назван Кубок, в котором встречались чемпион Европы и победитель Копа Америка. Было проведено всего два розыгрыша, затем турнир уступил место Кубку Короля Фатха, затем Кубку Конфедераций, в котором встречаются представители всех континентов.
Также имя Артемио Франки присвоено стадиону «Фиорентины».

R.I.P.

На этом самую известную десятку будем считать закрытой.

P.S. В автокатастрофах погибло множество футболистов. Среди тех, кого не упомянул выше:
Анхел Онега, популярный аргентинский форвард 60-х.
Эварилду, бразильский защитник, звезда «Гремио», чемпион мира 1970 года.
Бельгиец Людо Коэк, обладатель трех еврокубков, игрок «Андерлехта» и миланского «Интера».

14 декабря 1993 в аварии повредил позвоночник и оказался прикованным к инвалидному креслу 22-х летний атакующий полузащитник Сергей Щербаков. Обладатель «Золотой бутсы» молодежного чемпионата мира 1991 года. Тогда чемпионом стала сборная Португалии. Позже, лидер португальцев Луиш Фигу был дублером Щербакова в лиссабонском «Спортинге».

Чтобы не завершать пост на совсем мрачной ноте, расскажу о двух людях переживших страшные аварии, но отважившихся вернуться в большой футбол.

Роберт Шлинц (Robert Schlienz). Капитан «Штутгарта» попал в автокатастрофу 14.08.1948 года. К тому моменту Шлинц был сверх популярен. Достаточно сказать, что в сезоне 1946 года он забил 45 голов в 30 матчах региональной лиги. Нужно отметить, что Бундеслиги не существовало, и победители региональных лиг решали судьбу чемпиона страны.

Была жара. Шлинц, сидевший за рулем, опустил стекло, левую руку положил на дверцу машины. Автомобиль на большой скорости попал колесом в выбоину, вылетел на обочину и упал на бок, прямо на левую руку. Кости руки были раздроблены полностью. Врачи приняли решение об ампутации. Вскоре форвард принял решение вернуться в большой футбол. Как он держал координацию и управлялся с мячом, будучи одноруким - загадка. С командой Шлинц стал двукратным чемпионом Германии и выиграл два кубка страны. Провел около 400 официальных матчей, в которых забил более 140 голов. На высшем уровне играл до 1959 года. Даже провел три матча за национальную сборную!


Гордон Бэнкс (Gordon Banks). В истории мирового футбола Бэнкс занимает второе место после Яшина, хотя англичане уверены, что именно он - лучший вратарь мира. Сэйв Бэнкса после удара Пеле на ЧМ-1970 считается самым выдающимся не только в истории чемпионатов мира, но и всей мировой истории. В 1972 году 34-х летний Бэнкс был в великолепной форме. Он являлся голкипером сборной Англии и подписал новый контракт с клубом «Сток Сити» еще на шесть лет. Бэнкс планировал выступить на своем третьем мундиале, и повторить успех чемпионата мира 1966 года, когда англичане заняли первое место.

22.10.1972 года автомобиль управляемый Бэнксом столкнулся с грузовиком. На лицо было наложено 108 швов. Но самым страшным последствием стала ампутация правого глаза, в который попал осколок стекла.

«С футболом покончено». Таков был вердикт британских врачей. Бэнкс тем не менее продолжал тренироваться. Через пять лет он перебрался в США. Подписание контракта с «Форт Лодердейлз» назвали самой большой авантюрой в истории. Он не просто заиграл, а буквально пережил вторую молодость. В 40 лет одноглазый Бэнкс получил награду «Лучшего вратаря NASL» (Объединенного чемпионата США и Канады).


ЗЫ. На этом, собственно, все.
ЗЗЫ Все вопросы пишите в комментах. Если понравилось, трэш-онолитега будет продолжена.
UPD фоты отвалились. пофиксил с нового файлохранилища
Previous post Next post
Up