Змей Горыныч

Jul 22, 2008 08:11

три богатыря-великана    русских     сказок. Они   обладают    сверхчеловеческой   и одновременно   нечеловеческой   силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка,   затрудняющему   действия   главного    героя. Горыня (Г., Горыныч, Вертогор, Вернигора)     захватывает    целую     гору, несёт в лог и верстает дорогу или «на ( Read more... )

?

Leave a comment

Comments 19

ante_i_na July 22 2008, 06:57:33 UTC
читала о том, что по древним представлениям горы были местом перехода в иной мир. если мне не изменяет память - это отражено в баснях про Добрыню Никитича.

Reply

tarnegolet July 22 2008, 09:49:54 UTC
В былинах всё же, наверно? :) Да, Добрыня действительно спускался в пещеру, чтобы сквитаться с тем же Змеем Горынычем.

Если Горыня действительно являлся антромоморфным образом Огненного Змея более ранних эпох ( сохранившим частично черты "предка", как сверх-могучесть, неверность данному слову, соблазнение дев), то, скорее всего, он действительно мог быть связующим звеном между нашим миром и страшным загробным.

Reply


shutaka July 22 2008, 10:21:33 UTC
Что любопытно, в украинских сказках присутствуют эти трое - Вернигора, Вернидуб и Крутивус - в частности в сказке про Котигорошка... Но они играют там вполне положительные роли, помогая Котигорошку освободить (кого уже не помню) именно от Змея нашего Горыныча. Три русских богатыря тоже, на сколько я знаю, позитивные персонажи, так как же вышло что "нарушители их естественных функций" превратились в былинных героев?

Reply

tarnegolet July 22 2008, 10:42:15 UTC
Конечно, сюжеты сказок - бродячие, их можно встречать везде:)

Но то, о чем вы пишете - общая тенденция человеческого сознания, получившего отражение в мифах. Наиболее древний слой мифов - там, где божества - чудовища или чудовищные животные, которых боятся и которым поклоняются.

Позже, с развитием человеческого духа, боги становятся антропоморфными - прекрасными людьми, и могут защищать и щедро одаривать, а не только приносить зло. Но признаки "родства" остаются и у светлого бога. Так, Афина Паллада в более ранний период была в мифах змеей. И эта змея осталась при ней в качестве тотема :)

Что до перечисленных вами героев, вы их абсолюную положительность взяли не из детских ли сказок, обработанных специально для детишек?:) Потому что настоящие сказки-мифы странны и часто жестоки, в их логике иногда трудно разобраться.

Reply


ante_i_na July 23 2008, 10:37:58 UTC
ах да , конечно же, в былинах. да простит меня дедушка Крылов :)
Добрыня Никитич со Змием кровожадным свиделся еще ж когда в реке решил искупаться. как никак Змей Горыны связан еще с водой, отсбда есть смысл связывать его с природным, стихийным началом (что уходит корнями в глубокую древность) - огонь, ветер (потому как он летает), горы и вода. вот вам четыре элемента.
а река, в которой решил искупаться былинный герой, была не простая, а огненная (так и называлась Пучай-река) . впрочем ему-то что. он же как-никак богатырь :)

Reply

tarnegolet July 23 2008, 10:39:24 UTC
Вот-вот! Всё так и было:)

Reply


Leave a comment

Up