Чыкма - Чесма

Feb 19, 2017 17:22

Старое название Йошкар-Олы - Чыкма 'частокол, плетень, огород'
Так же называется второй старейший город в Марий Эл - Козьмодемьянск - Цикмä (горномарийское).
Ср. чув. чикме, тĕкме 'то же' и мар. диал. чашма 'то же ( Read more... )

топоним

Leave a comment

Comments 47

q_tactics February 19 2017, 15:08:07 UTC
татарское чишмә, башкирское шишмә - применяется только к роднику или ключу (т.е. сопоставить можно марийскому "памаш"), никак не к колодцу.

есть еще чувашское "чашлама". я так понимаю, что более основное слово "родник" в чувашском тоже как-то связано с глазами: çăлкуç

думаю, что предполагаемой связи все-таки в этом месте нет...

Reply

keymachine February 19 2017, 18:10:28 UTC
а вот у Ахметьянова указано еще тат. диал. чәшмә. Отсюда может быть мар. чашма. Но значение изменилось.

Reply

q_tactics February 19 2017, 18:14:16 UTC
так поволжский татарский это же искаженный булгарским произношением половецкий... где как исказили, а так, "чешме" с ногайским произношением скорее всего было источником обоих вариантов.

еще вариант татрский - "читән" - плетень, изгородь

Reply

keymachine February 19 2017, 18:20:44 UTC
а чувашском чикме оттуда же может быть? переход "ш" в "к" как-то возможен? интересно.

"мала-мала ам черекем
чекма вуян черекем..."
никакой татарский фольклорный текст не напоминает? детский, может быть?

Reply


q_tactics February 19 2017, 15:09:13 UTC
если уж и искать связь с огораживанием, то "чыкма" это глагол в повелительном наклонении "не выходи" ))))

Reply

keymachine February 19 2017, 15:54:25 UTC
спасибо!
чыкма в песнях еще встречается :)
мар. чыкма с чувашским чикме наверняка связано.
и мар. луговое чашма почему-то по значению точно совпадает с чыкма, но фонетически довольно сильно отличается. мне кажется, это какие-то разновременные заимствования из тюркских.

Reply

q_tactics February 19 2017, 17:52:10 UTC
вариант с "чик" - границей - очень даже может быть

серьезно чтоли Козмодемьянск и Йошкар-Ола одинаково назывались? О_о

Reply

keymachine February 19 2017, 18:05:05 UTC
да, получается, что оба города одинаково назывались. у разных этнографических групп.
кузьма - цикма: у горных, чыкма - царевококшайск у кировских мари (живущих в районе Тужи, если не путаю). Но больше этот город, конечно, известен как Чарла.

Reply


snezhkin February 19 2017, 16:51:26 UTC

... )

Reply

keymachine February 19 2017, 17:56:08 UTC
искусственный или естественный - здесь не важно.
источник естественный (глаз), но все равно оборудованный, да еще и с населенным пунктом вокруг, что закономерно. как-то так.
еще и умывальники, фонтанчики так называются (вроде даже у болгар).

чашма 'ограда' - вот явно тюркизм (или иранизм?) в марийском, но интересно в какой момент значение преобразовалось. в каком языке.

Reply

snezhkin February 19 2017, 20:15:56 UTC
> здесь не важно
Как это? Причинно-временнАя последовательность тут только одна: ест.источник->селение->иск.колодец и никак иначе. "Оборудование" - это мелочь, ни на что в теме не влияющая.
Вначале обычно селятся у естественного источника, а уж потом последний "оборудуют" и - при необходимости, со временем - роют колодец (если не в горах). Название селения идет от естественного топонима. Вон в Дании старая столица - Roskilde, т.е. "Ro's spring".

Где можно посмотреть о этимологической связи в персидском между источником (چشمه chashma) и глазом (چشم chashm)?

Reply

keymachine February 19 2017, 20:24:03 UTC
можно у Ахметьянова на слово "чишмэ"

Reply


procol_harum February 19 2017, 18:23:08 UTC
Чесменская колонна в городе Пушкине (Царское Село):
http://gorod-pushkin.info/photo/kolonna.jpg

Reply

keymachine February 19 2017, 18:25:34 UTC
ну, да, собственно она и навела на мысль :)

Reply

procol_harum February 19 2017, 18:27:12 UTC
Чешме - известный курорт в Турции. Там есть круглый бассейн:
https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/01/79/dc/7c/cesme-turkey-view-from.jpg

Reply

keymachine February 19 2017, 18:29:46 UTC
да, спасибо.
(еще село в Челябинской области Чесма называется)

Reply


keymachine February 20 2017, 08:51:14 UTC
суффикс, похоже, тоже тюркский

Reply


Leave a comment

Up